Найти в Дзене

Мария Ивановна Кузнецова: Жизнь, полная труда и любви

Жена. Мама. Бабушка. Близкие и дорогие для всех слова. Каждый человек произносит их с нежностью и любовью. Теперь страницы газет пестрят политикой, межнациональными конфликтами и статьями о переходе к рынку, мы же хотим написать о другом. Может быть, эти строки напомнят кому-то о доме, близких и родных людях, о нашем вечном долге перед матерью. Живет в селе Острожке удивительная женщина, которую знают многие жители нашего района. Это наша мама, бабушка и прабабушка Мария Ивановна Кузнецова. 25 февраля ей исполняется 80 лет. Много прожито, а еще больше пережито. Стала старенькой наша бабушка, а помнит всю жизнь яснее ясного. Начнет рассказывать о детстве, и вновь становится четырехлетней нянькой, с которой мать оставляла годовалую сестру, когда уходила в поле на весь день. А в 7 лет Маня была отдана в люди, нянчила чужих ребятишек из зажиточных семей в чужой деревне. Поэтому и в школу не пустили, успела только за несколько месяцев учебы буквы узнать да складывать в слоги. Зато труд бабу
Жена. Мама. Бабушка. Близкие и дорогие для всех слова. Каждый человек произносит их с нежностью и любовью. Теперь страницы газет пестрят политикой, межнациональными конфликтами и статьями о переходе к рынку, мы же хотим написать о другом. Может быть, эти строки напомнят кому-то о доме, близких и родных людях, о нашем вечном долге перед матерью.
Живет в селе Острожке удивительная женщина, которую знают многие жители нашего района. Это наша мама, бабушка и прабабушка Мария Ивановна Кузнецова. 25 февраля ей исполняется 80 лет. Много прожито, а еще больше пережито. Стала старенькой наша бабушка, а помнит всю жизнь яснее ясного. Начнет рассказывать о детстве, и вновь становится четырехлетней нянькой, с которой мать оставляла годовалую сестру, когда уходила в поле на весь день. А в 7 лет Маня была отдана в люди, нянчила чужих ребятишек из зажиточных семей в чужой деревне. Поэтому и в школу не пустили, успела только за несколько месяцев учебы буквы узнать да складывать в слоги. Зато труд бабушка познала всякий. В молодости работала на лесоповале, на заводе B Юго - Камске, сеяла и жала в колхозе, чтобы заработать хлеба на трудодни. Выполняла самую трудную работу, что под силу мужику. Характер у нее был веселый. До сих пор вспоминают бабушкины подруги - ровесницы, какой была статной, красивой, с толстой косой до пояса. Певунья и плясунья, какой поискать. После целого дня изнурительной работы в лесу могла всю ночь проплясать да пропеть, а на зорьке опять на работу. Сейчас бабушка говорит, что хоть и бедно жили, впроголодь, но веселее, умели отдыхать и радоваться жизни.
Мужа себе бабушка выворожила. В сочельник вышла на улицу с сочнем, а навстречу сани с мужиком по имени Иван. Поженились Иван да Марья, да недолго вместе пожили. Забрали мужа в армию, а потом сразу на войну с финнами. В 1939 году дочка родилась, муж с войны вернулся. Вместе с ним в колхозе работала, жили в любви и согласии, слова плохого никогда от него не слыхала. Но наступили черные дни 1941 года. Ушел дедушка Ваня на войну и как в воду канул. Не было ни одного письма, ни похоронки, сложил свою буйную голову парень из уральской деревни Болгары Солодников Иван, наш дедушка, которого не успела узнать и запомнить даже его единственная дочка. Остались о нем только вечная память, да единственная старенькая фотография, которую бабушка недавно попросила увеличить и на стену повесила. А теперь сквозь слезы говорит, что вот и Ваня ее с войны к ней вернулся,
В военные годы хлебнула бабушка лиха. Пришлось заменить ушедших на фронт мужчин, и сесть на трактор. Что они умели, молодые женщины и девчонки, что понимали технике, но до всего доходили своим умом. А дома свой огород, корова, старенькая мама и маленькая дочка. Тяжело вспоминать об этом, да только ничего не забывается.
В 1950 году переехала бабушка из Болгар в Острожку. Замуж вышла за вдовца с маленьким сыном. Вырастила и воспитала Михаила наравне со своей дочерью. Теперь он живет в Перми, у него большая семья. И любит бабушка тех внучат, как своих. Снова легких работ не искала, пришлось и траншеи метровые рыть, когда устанавливали машинное доение на фермах, и на пекарне хлеб вручную печь. Натрудила бабушка руки свои, вот и болят теперь так, что моченьки нет. А как внучки родились, опять пришлось вспомнить, что в няньках когда-то была. Водилась с ребятишками со всего села. Бывало, в бабушкином доме собиралось под 5-6 детей в возрасте от трех месяцев до одного года. Свои и чужие вместе воспитывались. Эти годы даже вошли в трудовой стаж.
Наверное, самая главная черта характера у бабушки трудолюбие. Сколько лет, пока могла, держала корову и другую домашнюю живность, сама и косила, и дрова пилила, и огородом занималась. Как говорит бабушка, она бы и сейчас глазами всю работу сделала, да силы уже не те. Вот и плачет слезами, когда мы сенокосим, в огороде работаем, да мало ли работы в деревне. Возле нас посидит, где может, поможет, ей и легче.
А еще есть у нашей бабушки особый талант. Она отличная стряпуха. Ее пироги да шанежки ни с чем несравнимое лакомство. И не только для себя стряпала. Со всего села шли к ней за помощью, когда затевалась большая стряпня к свадьбам, юбилеям. И хоть нет теперь той сноровки, по-прежнему старается бабушка Маня постряпать что-нибудь к приезду внучат. Такой уж у нее характер непоседливый.
Любит, по возможности, помочь людям. До сих пор к ней идут за советом со всего села. В бабушкином доме постоянно народ, да и ее трудно застать дома. Бабушка и дед, незаменимые люди в скорбную минуту смерти, помогают в погребении и поминальном обряде, часто ездят в церковь. В Острожке бабушка и дед всеми силами способствуют восстановлению разрушенной церкви. Так и живет наша дорогая мама и бабушка, всех готова согреть своей любовью, приласкать, утешить. Угостить чем - то вкусненьким правнуков, которых у нее уже четверо.
С уважением семьи Пономаревых, Рудометовых, Ажгихиных. На снимке: М. И. Кузнецова.

Оханская сторона. – 1992.- 25 февраля.- № 23.

Мария Ивановна Кузнецова
Мария Ивановна Кузнецова

#острожка #острожка_люди