Найти в Дзене

Факты о реинкарнации в Библии, иудаизме и христианстве

Многие иудейские группы верят в реинкарнацию - переселение или перевоплощение души. В иудаизме существует специальный термин для учения о реинкарнации - гилгул. Во многих религиях реинкарнация является важной частью вероучения. Вероятно, что во времена Иисуса Христа и в период написания Ветхого Завета вера в реинкарнацию существовала среди иудеев и христиан. Ниже я привел соответствующие примеры из Библии. Древние евреи верили, что после конца земной жизни душа человека отправляется в шеол. Шеол - это не рай и не ад. Туда попадают все умершие. Шеол не является местом наказания или награды. Однако, если Бог захочет, то он может спасти человека от шеола, возвысив его до небес. Позднее в иудаизме развилось учение, что Бог может оживлять людей, дав им новое тело: Так говорит этим костям Владыка Господь: Я пошлю в вас дыхание, и вы оживете. Я прилажу к вам сухожилия, наращу на вас плоть и покрою кожей; Я вложу в вас дыхание, и вы оживете. Тогда вы узнаете, что Я — Господь. (Иезекииль 37:5-6
Оглавление

Многие иудейские группы верят в реинкарнацию - переселение или перевоплощение души. В иудаизме существует специальный термин для учения о реинкарнации - гилгул. Во многих религиях реинкарнация является важной частью вероучения. Вероятно, что во времена Иисуса Христа и в период написания Ветхого Завета вера в реинкарнацию существовала среди иудеев и христиан. Ниже я привел соответствующие примеры из Библии.

Реинкарнация в иудаизме

Древние евреи верили, что после конца земной жизни душа человека отправляется в шеол. Шеол - это не рай и не ад. Туда попадают все умершие. Шеол не является местом наказания или награды. Однако, если Бог захочет, то он может спасти человека от шеола, возвысив его до небес.

Позднее в иудаизме развилось учение, что Бог может оживлять людей, дав им новое тело:

Так говорит этим костям Владыка Господь: Я пошлю в вас дыхание, и вы оживете. Я прилажу к вам сухожилия, наращу на вас плоть и покрою кожей; Я вложу в вас дыхание, и вы оживете. Тогда вы узнаете, что Я — Господь. (Иезекииль 37:5-6)
-2

Ближе ко временам Иисуса Христа фарисеи могли придерживаться учения о реинкарнации, о чем сообщает Иосиф Флавий в "Иудейских древностях":

Из двух первенствующих сект фарисеи слывут точнейшими толкователями закона и считаются основателями первой секты... Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки. (Иудейская война, Книга 2, глава 8)

В средневековом иудаизме, особенно в каббалистической традиции, учение о переселении душ отразилось в комментариях к Торе. В "Тиккуней Зоар" сказано, что пророк Моисей перевоплощается каждую эпоху. Во времена египетского плена он был реинкарнацией Сифа, третьего сына Адама и Евы, отца праведной линии человечества. Сам же Сиф был реинкарнацией Авеля, второго сына Адама и Евы, который пал от руки родного брата Каина.

-3

Реинкарнация в христианстве (Ветхий и Новый Завет)

Большинство христианских церквей придерживаются "ортодоксального" взгляда на реинкарнацию - они ее отрицают, потому что время линейно, умершие люди попадут либо в рай, либо в ад, а в конце времен начнется Судный день, когда все воскреснут в новых телах. Таким образом, христианство признает единичную реинкарнацию, когда душа получит новое тело в период всеобщего воскресения мертвых. Реинкарнация как постоянное перевоплощение души отрицается.

Однако в раннем христианстве была иная ситуация. В Новом Завете есть ряд стихов, которые указывают, что евреи времен Иисуса могли верить в реинкарнацию. В Евангелии от Марка Иисус спрашивает своих учеников:

Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. (Марк 8:27-28)
Вознесение пророка Илии
Вознесение пророка Илии

Этот отрывок показывает, что иудеи того времени считали, что Иисус Христос - воплотившийся пророк Илия или Иоанн Креститель. В Евангелии от Матфея иудеи считают, что Иисус мог быть также пророком Иеремией:

Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. (Матфей 16:14)

Иудеи верили, что пророк Илия, сидя в волшебной колеснице, вознесся на небеса, следовательно, мог прийти снова на землю в новом обличии. То же самое думали про Иеремию. В 3-й книге Ездры сказано:

Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исаию и Иеремию, по совету которых Я освятил и приготовил тебе двенадцать дерев, обремененных различными плодами... (3-я Ездры 2:18)

Про Иоанна Крестителя думали то же самое, считая его воплощенным пророком Илией:

И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. (Иоанн 1:21)

В 9 главе Евангелия от Иоанна приведен диалог Иисуса с учениками, где они его спросили о слепом мужчине:

Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Иоанн 9:2)
Иисус исцеляет слепца
Иисус исцеляет слепца

Этот вопрос дает понять, что евреи того времени думали, будто грехи прошлой жизни могли повлиять на настоящую жизнь. Если человек родился слепым, то как он мог совершить грех? Возможный вариант - он его совершил в прошлой жизни, что указывает на реинкарнацию.

Среди ранних христиан учения о реинкарнации придерживался Ориген, один из важнейших деятелей ранней христианской теологии. Ориген придерживался концепции предсуществования душ - души существовали до того, как воплотились в человеческих телах. В конце времен даже самые злые люди обратятся к Богу и спасутся. О реинкарнации он пишет в книге "О началах", однако в поздних работах отверг реинкарнацию. Тем не менее, в середине 6 века на Пятом Вселенском соборе Оригена осудили как еретика.

О шеоле и реинкарнации можно прочесть в других статьях. Многие интересные статьи о боге и Библии доступны в разделе Премиум.

Сотворение мира в Библии: из ничего или из Хаоса? Большая статья с разбором критики
ТРИКСТЕР | Научно о религии4 февраля