Многие иудейские группы верят в реинкарнацию - переселение или перевоплощение души. В иудаизме существует специальный термин для учения о реинкарнации - гилгул. Во многих религиях реинкарнация является важной частью вероучения. Вероятно, что во времена Иисуса Христа и в период написания Ветхого Завета вера в реинкарнацию существовала среди иудеев и христиан. Ниже я привел соответствующие примеры из Библии.
Реинкарнация в иудаизме
Древние евреи верили, что после конца земной жизни душа человека отправляется в шеол. Шеол - это не рай и не ад. Туда попадают все умершие. Шеол не является местом наказания или награды. Однако, если Бог захочет, то он может спасти человека от шеола, возвысив его до небес.
Позднее в иудаизме развилось учение, что Бог может оживлять людей, дав им новое тело:
Так говорит этим костям Владыка Господь: Я пошлю в вас дыхание, и вы оживете. Я прилажу к вам сухожилия, наращу на вас плоть и покрою кожей; Я вложу в вас дыхание, и вы оживете. Тогда вы узнаете, что Я — Господь. (Иезекииль 37:5-6)
Ближе ко временам Иисуса Христа фарисеи могли придерживаться учения о реинкарнации, о чем сообщает Иосиф Флавий в "Иудейских древностях":
Из двух первенствующих сект фарисеи слывут точнейшими толкователями закона и считаются основателями первой секты... Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки. (Иудейская война, Книга 2, глава 8)
В средневековом иудаизме, особенно в каббалистической традиции, учение о переселении душ отразилось в комментариях к Торе. В "Тиккуней Зоар" сказано, что пророк Моисей перевоплощается каждую эпоху. Во времена египетского плена он был реинкарнацией Сифа, третьего сына Адама и Евы, отца праведной линии человечества. Сам же Сиф был реинкарнацией Авеля, второго сына Адама и Евы, который пал от руки родного брата Каина.
Реинкарнация в христианстве (Ветхий и Новый Завет)
Большинство христианских церквей придерживаются "ортодоксального" взгляда на реинкарнацию - они ее отрицают, потому что время линейно, умершие люди попадут либо в рай, либо в ад, а в конце времен начнется Судный день, когда все воскреснут в новых телах. Таким образом, христианство признает единичную реинкарнацию, когда душа получит новое тело в период всеобщего воскресения мертвых. Реинкарнация как постоянное перевоплощение души отрицается.
Однако в раннем христианстве была иная ситуация. В Новом Завете есть ряд стихов, которые указывают, что евреи времен Иисуса могли верить в реинкарнацию. В Евангелии от Марка Иисус спрашивает своих учеников:
Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. (Марк 8:27-28)
Этот отрывок показывает, что иудеи того времени считали, что Иисус Христос - воплотившийся пророк Илия или Иоанн Креститель. В Евангелии от Матфея иудеи считают, что Иисус мог быть также пророком Иеремией:
Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. (Матфей 16:14)
Иудеи верили, что пророк Илия, сидя в волшебной колеснице, вознесся на небеса, следовательно, мог прийти снова на землю в новом обличии. То же самое думали про Иеремию. В 3-й книге Ездры сказано:
Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исаию и Иеремию, по совету которых Я освятил и приготовил тебе двенадцать дерев, обремененных различными плодами... (3-я Ездры 2:18)
Про Иоанна Крестителя думали то же самое, считая его воплощенным пророком Илией:
И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. (Иоанн 1:21)
В 9 главе Евангелия от Иоанна приведен диалог Иисуса с учениками, где они его спросили о слепом мужчине:
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Иоанн 9:2)
Этот вопрос дает понять, что евреи того времени думали, будто грехи прошлой жизни могли повлиять на настоящую жизнь. Если человек родился слепым, то как он мог совершить грех? Возможный вариант - он его совершил в прошлой жизни, что указывает на реинкарнацию.
Среди ранних христиан учения о реинкарнации придерживался Ориген, один из важнейших деятелей ранней христианской теологии. Ориген придерживался концепции предсуществования душ - души существовали до того, как воплотились в человеческих телах. В конце времен даже самые злые люди обратятся к Богу и спасутся. О реинкарнации он пишет в книге "О началах", однако в поздних работах отверг реинкарнацию. Тем не менее, в середине 6 века на Пятом Вселенском соборе Оригена осудили как еретика.
О шеоле и реинкарнации можно прочесть в других статьях. Многие интересные статьи о боге и Библии доступны в разделе Премиум.