Найти в Дзене

Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь) на Смоленском кладбище

Православные храмы играют важную роль в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга. Это выдающиеся образцы русского зодчества. Они привлекают не только верующих, но и туристов со всего мира. Практически все они продолжают функционировать и спустя столетия как действующие храмы, приглашая прихожан и всех желающих посетить богослужения, практически являясь музеями под открытым небом, бережно храня историческое наследие Северной столицы. Величественный храм Воскресения Христова, словно стремящийся к небесам, встречает посетителей у Святых ворот Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге. Его архитектура уникальна, особенно учитывая невероятную скорость строительства – всего два года. История этого храма тесно переплетена с историей самого кладбища, официально открытого указом Синода еще в далеком 1738 году. Первые планы ее возведения появились еще в 1857 году. Известный русский архитектор Давид Иванович Гримм даже разработал проект храма, однако судьба распорядилась иначе, и по разл

Православные храмы играют важную роль в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга. Это выдающиеся образцы русского зодчества. Они привлекают не только верующих, но и туристов со всего мира. Практически все они продолжают функционировать и спустя столетия как действующие храмы, приглашая прихожан и всех желающих посетить богослужения, практически являясь музеями под открытым небом, бережно храня историческое наследие Северной столицы.

Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Фото автора.
Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Фото автора.

Величественный храм Воскресения Христова, словно стремящийся к небесам, встречает посетителей у Святых ворот Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге. Его архитектура уникальна, особенно учитывая невероятную скорость строительства – всего два года. История этого храма тесно переплетена с историей самого кладбища, официально открытого указом Синода еще в далеком 1738 году.

Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Фото автора.
Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Фото автора.
Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Фото автора.
Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Фото автора.

Первые планы ее возведения появились еще в 1857 году. Известный русский архитектор Давид Иванович Гримм даже разработал проект храма, однако судьба распорядилась иначе, и по различным, к сожалению, до нас не дошедшим в подробностях причинам, строительство было отложено на долгие годы. Проект пылился на полках, мечта о новом храме казалась неосуществимой. История этого замечательного сооружения началась в 1901 году, когда настоятель Смоленской церкви, протоиерей Алексий Иоаннович Сперанский (1855-1906), человек глубокой веры и незаурядной энергии, обратился к талантливому архитектору Валентину Александровичу Демяновскому, с просьбой разработать проект храма.

Фото автора.
Фото автора.

Демяновский, известный своими новаторскими идеями, создал проект, отражающий как классические каноны церковной архитектуры, так и элементы модерна, которые придали храму неповторимый облик. Благодаря новому проекту, созданному талантливым зодчим Валентином Александровичем Демяновским, была, наконец, заложена церковь, уже получившая название Воскресенской. Выбор архитектурного стиля пал на московское барокко, придающее храму особый, торжественный вид.

Интерьеры храма. Фото автора.
Интерьеры храма. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Да, в мае 1903 года, спустя всего лишь два года после начала работ, в только что возведенных стенах храма начались регулярные богослужения. Это свидетельствовало не только о высоком профессионализме строителей, но и о невероятном усердии всех, кто участвовал в этом благородном деле. Торжественное событие – закладка первого камня – состоялось 16 июня 1901 года. Среди почётных гостей, присутствовавших на этом важном моменте, был митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, чье благословение и поддержка сыграли ключевую роль в успешной реализации проекта.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Его присутствие придало мероприятию особый вес и значение, символизируя единство веры и созидания. Освящение храма состоялось в несколько этапов. 16 и 30 июля 1903 года были освящены боковые приделы, посвященные иконе Божией Матери "Утоли моя печали" и Всем святым. Каждый из этих приделов, выполненных в едином стиле с центральным, стал местом молитвы и духовного утешения для прихожан.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Освящение главного престола – Воскресения Христова, которое состоялось в мае 1904 года. Это стало завершающим аккордом в создании этого архитектурного и духовного шедевра, украшающего старейшее петербургское кладбище и являющегося неотъемлемой частью его истории. Церемонию возглавил митрополит Антоний, которому сослужили епископ Ямбургский преосвященнейший Сергий и местный причт под пение хора Александро-Невской Лавры. Божественное пение хора создавало атмосферу благоговения и торжественности, усиливая впечатление от этого знаменательного события.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

На освящении присутствовали видные представители столичной элиты: градоначальник генерал-лейтенант И.А. Фуллон, вице-адмирал В.П. Верховский и почетная попечительница Ксениинского Дома трудолюбия княгиня Н.А. Барятинская. Их присутствие подчеркивало общественное значение этого храма и его роль в жизни города. Строительство и освящение храма Воскресения Христова стали ярким примером единства веры, таланта и щедрости, оставив глубокий след в истории Санкт-Петербурга и его духовной жизни. Храм, возникший за столь короткий срок, стал не просто местом молитвы, но и настоящим произведением искусства, вечным памятником вере и мастерству. Он продолжает стоять, возвышаясь над землей, напоминая нам о силе веры и красоте человеческого созидания.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Воскресенская церковь на Васильевском острове, окутанная легендами и историей, неразрывно связана с судьбой Императорской семьи Романовых. По преданию, ее строительство и последующее восстановление были тесно переплетены с глубокой верой и благотворительностью династии. Центральной фигурой этой истории является святая блаженная Ксения Петербургская, к которой обращалась за помощью будущая императрица Мария Федоровна. В начале 1870-х годов, когда ее супруг, будущий император Александр III, страдал от тяжелой, возможно, даже смертельной болезни, Мария Федоровна прибыла на Смоленское кладбище, к могиле святой Ксении.

Фото автора.
Фото автора.

Там, в атмосфере искренней молитвы и смирения, она искренне просила о чудодейственном исцелении своего любимого мужа. Молитвы были услышаны. Болезнь Александра III отступила, и супруги, переполненные благодарностью и глубокой верой, дали торжественный обет: если у них родится дочь, они назовут ее в честь святой Ксении. В 1875 году их молитвы были вознаграждены рождением дочери, великой княжны Ксении Александровны. Этот факт подчеркивает глубокую связь императорской семьи с Воскресенской церковью и святой Ксенией, ставшей своеобразной покровительницей династии.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Таким образом, церковь стала местом, где Романовы регулярно посещали богослужения, выражая свою благодарность за полученное чудо. Это было не просто случайное посещение, а явное проявление веры и уважения к святой. После революции и годов советской власти, когда многие храмы были разрушены, Воскресенская церковь также пострадала. Однако, даже после этих тяжелых времен, связь Романовых с храмом не прервалась.

Фото автора.
Фото автора.

В 2005 году князь Дмитрий Романович Романов лично внес значительный вклад в реставрацию церкви, подтверждая многолетнюю традицию благотворительности и почитания святыни. Более того, он пожертвовал храму ценнейший образ Христа Спасителя, что стало символом непрекращающейся духовной связи между историей Романовых и историей Воскресенской церкви на Васильевском острове. Эта история - наглядное свидетельство глубокой веры императорской семьи и их неугасающей благотворительности, проявляющейся в поддержке духовных ценностей и исторического наследия.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Воскресенская церковь на Смоленском кладбище – это не просто здание, а памятник истории, свидетельствующий о вере и настойчивости людей, создавших его на протяжении многих десятилетий, преодолевая трудности и препятствия. Ее архитектура, вдохновленная московским барокко, органично вписывается в окружающий ландшафт, создавая атмосферу спокойствия и умиротворения на территории, где покоятся многие поколения петербуржцев.

Фото автора.
Фото автора.

Воскресенский храм в Санкт-Петербурге представляет собой уникальное явление в современной церковной архитектуре, резко контрастируя с преобладающим использованием византийского или традиционного русского стилей в строительстве новых церквей. Архитектор Владимир Александрович Демяновский, автор проекта, смело выбрал для него "Нарышкинский" стиль, характерный для рубежа XVI-XVII веков, привнеся в северную столицу особую, исторически ретроспективную ноту. Внешний облик храма, напоминающий корабль, завораживает своей гармоничностью и изяществом.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Центральная часть храма, выполненная по схеме "восьмерик на четверике", является классическим примером русского деревянного зодчества, впоследствии адаптированного и обогащенного в московском барокко конца XVII столетия. Это архитектурное решение, в данном случае воплощенное в камне, придает строению неповторимое очарование и динамику. Основной объем храма выполнен из рустованного камня, с акцентом на угловые части, и венчается богато украшенным карнизом, подчеркивающим монументальность здания. Верхняя часть (восьмерик), возвышающаяся над четвериком, увенчана изящным фонариком и блестящей золоченой луковичной главкой, символами традиционного русского храмового зодчества. Легкие колонны, грациозно украшающие углы и обрамляющие оконные проемы, вносят элемент воздушности и ажурности в общую композицию.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Над боковыми приделами расположены более пологие купола, также увенчанные фонариками и небольшими главками, создавая гармоничный и сбалансированный силуэт. Примечательна также декоративная отделка стен храма. Рустовка, используемая для членения поверхностей стен, лопаток и пилястр, выполнена с чередованием красного и белого цветов, что придает зданию яркость и праздничность, живость и динамичность. Это цветовое решение, отсылающее к традициям русского народного искусства, делает храм не только архитектурным шедевром, но и настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Таким образом, Воскресенский храм представляет собой уникальный синтез различных архитектурных стилей и традиций, оригинальное и самобытное творение, заслуживающее внимательного изучения и восхищения. Его необычный облик, богатая отделка и гармоничные пропорции делают его одним из самых запоминающихся храмов Санкт-Петербурга. Он поражает своей красотой и уникальностью, являясь ярким примером смелого и успешного экспериментирования в современной церковной архитектуре.

Фото автора.
Фото автора.

Друзья, мы познакомились с еще одним историческим православным храмом Санкт-Петербурга. Узнали его историю, судьбу. Замечательно, что его наконец отреставрировали и восстановили практически в том виде, в котором его увидели прихожане в далеком 1903 году. Уточню, все фотографии сделаны в августе 2024 года. На этом наша экскурсия заканчивается! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.