Найти в Дзене
Московская мозаика

История одного шрама

Едва ли, сыщется человек, который в детстве не набивал шишек и не наносил себе по неосторожности физических травм, ну а кому не слишком везло, то и серьезных увечий. Обычно такое случалось в результате подросткового легкомыслия и озорной беспечности, что вполне закономерно. На то оно и детство, чтобы иметь возможность спотыкаться и обретая опыт, вновь подниматься. Порой подобное членовредительство оказывалось в последствии судьбоносным! Таков пример с моим дедом , Василием Николаевичем Куприяновым. Будучи непоседливым отроком, он опрокинул на себя горячий самовар, в результате чего повредил глаз , и когда подошел его призывной возраст, был признан негодным к строевой службе. Как известно, факт принадлежности к казачьему сословию обязывал всех мужчин владеть какой-либо воинской специальностью, но в связи с упомянутым случаем деду была уготована иная судьба. Проучившись, помимо гимназии, в народном университете имени А.Л. Шанявского , он пошел «по ученой части». Будучи потомственным

Едва ли, сыщется человек, который в детстве не набивал шишек и не наносил себе по неосторожности физических травм, ну а кому не слишком везло, то и серьезных увечий. Обычно такое случалось в результате подросткового легкомыслия и озорной беспечности, что вполне закономерно. На то оно и детство, чтобы иметь возможность спотыкаться и обретая опыт, вновь подниматься. Порой подобное членовредительство оказывалось в последствии судьбоносным! Таков пример с моим дедом , Василием Николаевичем Куприяновым. Будучи непоседливым отроком, он опрокинул на себя горячий самовар, в результате чего повредил глаз , и когда подошел его призывной возраст, был признан негодным к строевой службе.

Как известно, факт принадлежности к казачьему сословию обязывал всех мужчин владеть какой-либо воинской специальностью, но в связи с упомянутым случаем деду была уготована иная судьба. Проучившись, помимо гимназии, в народном университете имени А.Л. Шанявского , он пошел «по ученой части». Будучи потомственным донским казаком, дед переживал по поводу своей «неполноценности», но в годину опасности для Родины (1916) пошел добровольцем «воевать с германцем».

Однако я слишком увлекся попутными рассуждениями и отошел от первоначального замысла, в коем намеревался поделиться воспоминаниями о своих «зарубках», навсегда оставшихся в моей памяти и на теле.

Перенесемся в далекий 1970 год. Позади три года обучения в Школе-студии Народного театра при Дворце культуры ЗиЛ. Увлекательные занятия по всем дисциплинам, практикуемым в настоящих театральных институтах. Только в меньшем объеме. Участие в народных сценах. А по завершению курса, конечно же, зачеты.

На экзамен по актерскому мастерству наши, гораздые на выдумку, педагоги (Женя Шадрин и Эля Равина) решили вынести «Цирк» с соответствующей программой номеров. Будущее представление состояло из двух отделений. В первом, как помнится, были дрессированные голуби (разумеется, воображаемые) и лихие «наездницы» на столах . Последним выпала роль резвых скакунов. Прочие задумки, к сожалению, стерлись из памяти.

С пернатыми питомцами выступала будущая актриса театра Сатиры Зинаида Матросова. От ее веры в предлагаемые обстоятельства зависело и восприятие зрителей. Пластично двигаясь по сцене под музыку в роскошном газовом балахоне, она умело подражала действиям профессиональной дрессировщицы и заслуженно снискала симпатии публики.

Зинаида Матросова
Зинаида Матросова

Затем настал черед «амазонок». Облачившись в черные купальники и белые марлевые пачки, они изящно гарцевали в воображаемых седлах. Во втором отделении, по традиции, выступали «хищники».

В образах грозных львов, как и положено, опираясь на четыре «лапы», вышли, ваш покорный слуга (Бонифаций) и будущий артист театра и кино Николай Денисов (Амур).

-2

По руководством грациозной дрессировщицы звери старательно проделывали все, что от них требовалось. Стараясь во всем походить на львов, мы соорудили у себя на голове пышные гривы, использовав для этого освободившиеся юбки «наездниц». Получилось весьма экзотично и смею заметить, стильно.

Николай Денисов в начале 70-х годов
Николай Денисов в начале 70-х годов

В самом финале мой Бонифаций должен был совершить прыжок повышенной сложности. С кубика на кубик, в одну и другую сторону. В стремлении достичь большей достоверности, я полностью имитировал пластику животных. В ходе репетиций необходимо было определился с пределом своих возможностей и строго зафиксировать расстояние для прыжка, дабы избежание травм. Сейчас мне и самому в это с трудом верится, но тогда по иному и не мыслилось. Да, и занятия акробатикой, в секции классической борьбы, не прошли даром.

Студийцы, на всем протяжении представления , воспринимали наше выступление с восторгом, а мой отчаянный полет был встречен бурной реакцией, позволившей мне почувствовать новый прилив сил и, как следствие, обрести решимость к увеличению дистанции для прыжка. Всеми доступными бессловесному "зверю" средствами я старался дать понять дрессировщице, что готов на гораздо большее и надо отодвинуть кубик подальше. К сожалению, мои выразительные взгляды, сопровождаемые рычанием, были восприняты превратно. Подумав, что я спасовал, наша заботливая дрессировщица придвинула куб, тем самым сократив расстояние. Жаль, что мне не удалось тогда развить у зрителей свой триумф, но за то, я первые ощутил, как на сцене открываются, неведомые доселе, возможности. Став профессиональным актером, я уже сознательно стремился к достижению этого феномена.

В том же году к нам х приехало центральное телевидение, делать передачу о Народном театре Дворца культуры. Помимо отрывков из идущих спектаклей, решено было ознакомить телезрителей с занятиями в Школе-студии. Наш уважаемый режиссер, Галина Алексеевна Калашникова, порекомендовала к показу снискавший славу цирковой номер.

-4

Поскольку предполагался прямой эфир, все действия заранее обговаривались и строго хронометрировались. Для пущей важности провели монтировочную репетицию, в ходе которой девочки под музыку отработали вынос кубиков и установку их на условленные места. Остальное было за нами. Мысленно я уже предвкушал, как смогу под камеру «реабилитироваться» за прежний досадный казус на зачете , и теперь уже вся страна увидит какой Бонифаций смелый и ловкий.

К сожалению, с первых минут эфира, все пошло не так! Когда грянул знакомый всем марш и девицы, ставящие кубики, выбежали под свет софитов, случилась непредвиденное.. Оказавшись перед камерой, они напрочь забыли о моем комфорте и безопасности. На тот момент их больше заботило ощущение собственного присутствия на телеэкране. В результате, когда мы вышли и расположились на кубиках, я обнаружил, что между ними неодолимая пропасть!

Моя попытка исправить положение с помощью дрессировщицы потерпела неудачу. Памятуя о предыдущей ситуации, она восприняла мой отчаянный рык по -своему и еще больше увеличила дистанцию... На протяжении всего номера я с тревогой думал о финале, а в голове навязчиво крутилась фраза из мультфильма "Каникулы Бонифация", произносимая незабвенным Ростиславом Яновичем Пляттом: "Сам директор часто говаривал-" Бонифаций, это талант!" Между тем роковой момент неумолимо приближался и оператор за телекамерой делал знаки, означающие, что время передачи поджимает. Мне ничего не оставалось делать, как собраться с духом и прыгнуть.

Случилось, то что должно было случится. Одна из моих "задних лап" немного не достигла цели и сорвалась с кубика. В тоже мгновение бант, украшавший мою ногу ниже колена, окрасился кровью и вскоре стал похож на воздушный шарик Пяточка( герой мультфильма про Вини-Пуха) , когда тот сдулся. Не чувствуя боли и благодаря выбросу адреналина, я тут же повторил трюк в другую сторону. К счастью, более успешно.

Что было потом, память не сохранила, а выдумывать не хочется. С тех пор на левой ноге, на надкостнице, остался шрам, давший повод этому рассказу.