Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Пётр I и его уникальный Петергоф

Он немало путешествовал по Европе, видел самые роскошные дворцы монархов и был наслышан о безупречной красоте французского Версаля. Но спрашивается, а чем Россия была хуже этих «заморских» государств? Разве здесь не было талантливых архитекторов и инженеров, художников и скульпторов? Сегодня резиденцию Петра Великого Петергоф нередко называют «русским Версалем». Но это не совсем так. Конечно, красотой версальских дворца и парка русский царь был впечатлён, однако хотел создать нечто уникальное и ещё более удивительное. Надо признать, это ему удалось. Так как же строился «Версаль» у Финского залива? И какие уникальные технологии здесь применили русские инженеры? Пётр был воодушевлён и опьянён красотой европейских дворцов. Прекрасные резиденции монархов и влиятельных лиц стран Европы вызывали в нём азарт человека, который знал, что может создать нечто не менее, а вероятно, и более прекрасное. Правда, до дела руки дошли не сразу – Петру Алексеевичу многие годы мешала воплотить свою идею
Оглавление

Он немало путешествовал по Европе, видел самые роскошные дворцы монархов и был наслышан о безупречной красоте французского Версаля. Но спрашивается, а чем Россия была хуже этих «заморских» государств? Разве здесь не было талантливых архитекторов и инженеров, художников и скульпторов?

Сегодня резиденцию Петра Великого Петергоф нередко называют «русским Версалем». Но это не совсем так. Конечно, красотой версальских дворца и парка русский царь был впечатлён, однако хотел создать нечто уникальное и ещё более удивительное. Надо признать, это ему удалось. Так как же строился «Версаль» у Финского залива? И какие уникальные технологии здесь применили русские инженеры?

Необычное место

Пётр был воодушевлён и опьянён красотой европейских дворцов. Прекрасные резиденции монархов и влиятельных лиц стран Европы вызывали в нём азарт человека, который знал, что может создать нечто не менее, а вероятно, и более прекрасное.

Правда, до дела руки дошли не сразу – Петру Алексеевичу многие годы мешала воплотить свою идею о прекрасном затянувшаяся Северная война. Однако в дальнейшем Петергоф стал своего рода «гимном» великой победе России над Швецией.

Решив создать Петергоф на берегу Балтийского моря, Пётр I немало удивил современников. Прежде ни у одного европейского монарха не было приморской резиденции. Объяснялось это очень просто – со стороны моря в любой момент можно было ожидать нападения враждебно настроенных соседей.

Евгений Мациевский «Петр I в Петергофе» / Пермская государственная художественная галерея
Евгений Мациевский «Петр I в Петергофе» / Пермская государственная художественная галерея

Но Пётр не сомневался в своей силе и знал, что едва ли кто-то из соседних стран дерзнёт двинуться на Россию через Балтику. Впрочем, как человек, прекрасно знавший морское дело, он понимал, насколько сложным для судов является Финский залив – иноземец едва ли мог преодолеть мелководье и опасные участки на подходе к берегу.

Построенная мечта

Строительные работы на месте, где должен был появиться Петергоф, начались ещё в 1711 году. К слову, в ту пору Пётр ещё не бывал во французском Версале, а потому сравнивать две резиденции просто некорректно. Царь лично участвовал в проектировке. До наших дней дошли чертежи, подправленные рукой монарха, а также рисунки, сделанные Петром Алексеевичем.

Собственноручный рисунок Петра I по планировке Петергофа
Собственноручный рисунок Петра I по планировке Петергофа

Сама идея Петергофа была совершенно противоположной тому, что видели иностранцы в Версале. У французского Короля-Солнце его резиденция была символом света и солнца (здесь воспевался сияющий бог Аполлон). Пётр же любил совсем иную стихию. Петергоф он превратил в олицетворение красоты и силы воды – неслучайно его и сегодня называют «столицей фонтанов».

«…в болшом огороде и в Момплези и дороги и фонтаны в лесу внизу ничего не делать до меня. Галарей по обе стороны в Момплези от маленких палат и по концам оных два люстгауса делать по старому ж проэкту.
Малому гроту и перед ним прудки и около их решетки делать по старому проэкту, каков я отдал Броунштейну и модель гроту без всякой переменки, толко сала отпертая в малом гроте делать так, как я приказывал Броунштейну, а не так, как в модели зделано.
Воду приводить и плотину делать на речках против Леблонова проекту, а прудов, где копить воду, до меня не делать же», - писал Петр I князю Меншикову 29 марта 1717 года

Уникальная система

Если Пётр I желал обойти иностранцев и создать нечто ещё более великолепное и грандиозное, чем видел в Европе, то ему это удалось в полной мере. И речь идёт не только об убранстве дворцов и изысканном оформлении парка.

Особое внимание первый император уделял фонтанам или, как называл их сам, «водным каскадам». К созданию особенной уникальной системы он привлёк лучших русских инженеров и иностранных специалистов, находившихся на службе в России.

Если в том же Версале фонтаны работали за счёт насосов и включали их исключительно на время прибытия короля или важных персон, то в Петергофе не было задействовано ни одного закачивающего устройства.

Только представьте: все эти грандиозные фонтаны, огромные и миниатюрные, напоминающие водный поток или изящные струйки, работают без единого насоса. Как и при Петре I, сегодня они включаются в середине весны и впечатляют людей до конца октября.

Секрет системы крылся в ландшафте местности. Трубы были проложены от Ропшинской возвышенности. Направляясь по ним вниз, вода сама создаёт необходимое давление и выплёскивается в виде великолепных фонтанов, после чего уходит в Финский залив. Такой себе «вечный двигатель», созданный человеческими руками.

Кстати, если бы не эти особенности местности, Петергоф вполне мог бы появиться в Стрельне, где его и планировали строить изначально.

Сегодня Петергоф является государственным заповедником, в котором функционирует более полутора сотен фонтанов и работает 32 музея. Сюда ежегодно приезжает множество туристов из разных уголков нашей планеты, и это неудивительно – многие мечтают увидеть великолепие «Петровского чуда».

Петергоф по праву можно назвать одной из самых величественных и красивых монарших резиденций мира. Но главное – всё здесь, даже скульптуры и каскады воды, великолепный вид на залив и дворцы, говорит о величии и силе России, державы-победительницы, гордо ступающей в будущее через века.

А вы были в Петергофе?