Хоть и знаю я Моисея Семеновича, как говорится, с незапамятных времен, с того самого момента, как он только появился у нас в мастерских на Вавилова, но полное представление о нем сложилось гораздо позже. Тогда я был слишком юн для наблюдений и выводов, а потому заинтересовался его творческой личнос-тью, когда уже повзрослел сам.
Это был на редкость скромный и ненавязчивый человек с абсолютно беззлобным, миролюбивым и спокойным характером. За все эти годы мне ни разу не пришлось увидеть его в состоянии нетерпимости или раздражения, услышать от него хоть намёк на какое-то дурное словцо. Самое большее, что он мог себе позволить, так это иногда съязвить или незлобно пошутить по тому или иному поводу.
Что касается философии искусства, то может он и говорил об этом с друзьями, но лично я о каких-то его предпочтениях или дискуссиях на эти темы от него не слышал. Его творческие принципы были ведомы только ему, но соблюдал он их радикально и бескомпромиссно, последовательно, придерживаясь этих знаний.
О друзьях юности еще со Строгановки, могу сказать, что их было трое – Колонский, Егоров и Хасминский. При этом я не видел, чтобы он с кем-то слишком близко дружил. У Моисея жизнь текла сама по себе, он был внутренне самодостаточным.
Основная масса скульпторов 70-х работала одновременно и на комбинат, и для себя. У одних в приоритете была творческая работа, у других – заработок (впрочем, как и сейчас).
Сегодня мало кто вспоминает, что внутри Союза художников и, в частности, секции скульптуры, существовало правило: в первую очередь заказы получали те люди, которые наиболее активно работали творчески и выставлялись на выставках. То есть человек, который не выставлялся и работал только на комбинат и на деньги, работу получал в последнюю очередь и с бóльшим трудом.
У нас с Моисеем Семеновичем общих работ не было, хотя иногда он мне помогал. Естественно, что отношения у нас были старшего и младшего. Я – молодой и немного шустрый, он – старший, неспешный, спокойный. Откровенно говоря, мне всегда хотелось иметь эту его абсолютную незлобливость и некую отстраненность от тех или иных жизненных неурядиц, и как можно меньше реагировать на перипетии судьбы, негативные выступления со стороны коллег. Хасминский был к подобным вещам индифферентен. К примеру, у него не брали работу на выставку или какая-то из скульптур билась – внешне казалось, что он никак на это не реагировал.
Даже перестройка, будучи эдаким вихрем времени, на него, казалось, по крайней мере внешне, никак не повлияла. Он совершенно не изменился ни в образе, ни в поведении, и как работал до перестройки, так и продолжал работать во время нее. В тот период, естественно, всплывала какая-то пена (как и во всякую революцию), но его творческие методы и характер это не затрагивало.
Обычно Моисей все делал сам и с просьбами ни к кому не обращался, правда, как-то раз я все-таки помог ему продать сарай-контейнер в мастерской на Вавилова. Случалось, что он приносил мне азотно-кислое серебро для тонировки бронзы. Иногда мы с ним что-то вместе отливали: у него есть работы из стали, вот их-то мы и отливали на заводе «Красный Пролетарий» в восьмидесятые годы. К слову, работ из стали в то время лили мало, а потому это было необычно и интересно.
Вообще-то в скульпторском деле, также, как и в любой другой творческой профессии, одних только профессиональных качеств оказывается мало. И пусть они на довольно высоком уровне, но всё равно их должны заметить, отметить, оценить и в результате популяризировать. В этом залог общего успеха мастера, его перспектив в будущем.
Конечно у Хасминского были крупные монументальные работы, но в большинстве своем коллекция Моисея Семеновича состояла из массы маленьких талантливых вещиц, композиций, этюдов. В большинстве своем это были чисто творческие вещи, но, увы, мало востребованные из-за полного отсутствия каких-либо пиар действий с его стороны и должной рекламы.
Как я уже говорил, но в пластические решения работ Хасминского, я стал проникать с возрастом. Внешняя неброскость, во многом видимо продиктованная скромностью его характера, была почти во всех его работах. Только со временем внутренний мир этого человека, который, безусловно, отражался в каждом его произведении, мне стал понятен и близок. Сегодня мне очень импонирует философский индивидуальный подход Хасминского, некая отстраненность этого мастера и, конечно же, духовное содержание, являющееся основной линией во всех его произведениях.
Признаюсь, что на данный момент у меня есть такие творческие идеи, которые я бы с удовольствием осуществил именно с Моисеем Семеновичем: полепил бы басни Крылова, сказки Андерсена и попутно то, что пришло бы в голову и легло бы на руки во время совместной работы.
Надо заметить, что теперь уже будучи неплохо знакомым с его наследием, тем не менее я все-таки не могу выделить что-то одно. У него очень много и именно удачной мелкой пластики. Большую работу сделать трудно, а мелкую намного легче. Эмоции и дух, которые ты хочешь выразить и вложить, не уходят в физический размер. Для работы в размере нужны условия, которые Моисей Семенович себе не создавал и особо за своим рабочим местом и бытом не наблюдал. Мастерская у него была скромная, безо всяких инструментов и, что называется, наворотов, за исключением небольших керамических печей. Инструмент был самый простой: топор, молоток, стамески... Проще не придумаешь.
А вообще скульптор должен начинать свою деятельность в раннем детстве или хотя бы в не поздней юности и обязательно иметь серьезное профессиональное образование, каким, к слову, обладал Моисей Семенович, окончивший Строгановку.
Откровенно говоря, если бы у меня была такая возможность, то я бы у него обязательно заказал свой портрет. Вне всякого сомнения, он полностью реализовался как художник: его метод, характер и система в нашем коммерчески ориентированном мире выжили и нашли достойное место и положение.
Моисей Хасминский – это своеобразный «луч света в темном царстве» и яркий пример того, что можно жить хорошо, счастливо и внутренне успешно, абсолютно не участвуя ни в каких политических игрищах, не увлекаясь различными нелицеприятными действиями и махинациями, оставаясь честным перед собой и своим окружением. А ведь это тоже залог успеха... и, пожалуй, самый главный.
Статья о Моисее Семеновиче Хасминском от
скульптора Дмитрия Тугаринова
Народного художника РФ, академика Российской академии художеств
профессора кафедры скульптуры и композиции МГАХИ им. В. И. Сурикова
материалы из книги Ирины Михайловны Соловьевой
" Моисей Хасминский скульптура и графика"
Выпускающий редактор Михаил Евдокимов.
🎯 Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу АРТ•ВИНЧЕСТЕР. Любое их копирование разрешено только с указанием гипер ссылки.
🎯 Вы прочитали статью - спасибо. Вы поставили "палец вверх"- спасибо. Вы написали комментарий автору - спасибо. Вам понравилось, Вы подписались & вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать мир искусств - Большое спасибо!
#философия #арт #психология #мода #художник #талант #образ #дизайн #люди #стиль #мысли #музей #интеллект #графика #фотография#искусство #галерея #коллекция #студия #живопись #мастер #картина #репродукция #принт #писатель #эссе #творец #птицы #красота#рай #муза #краски #цвет #сказка #мода #природа #жизнь #декор #креатив #идея #культура #интерьер #графика #скульптура #керамика #бронза #глина #гипс #ваятели #эпоха #памятник #лепка