ЭБУ
Электронный блок управления является полноценным компьютером, который имеет при себе основные каскады классической вычислительной машины. Помимо этого, в нем присутствует периферийное оборудование, которое требуется для работы с автомобильными агрегатами и системами.
Опишем основные внутренние системы
Описывать будем классический блок управления двигателем современного автомобиля. С ним вы будете работать чаще всего.
Начнем с упрощенного состава ЭБУ.
Для того чтобы ЭБУ выполнял свои функции, ему требуется:
· Обработчик информации;
· Программа;
· Порты, через которые ЭБУ взаимодействует с электросистемой.
Обработчик информации
Обработчик информации – это центральный процессор (микроконтроллер). В нем происходят все основные вычислительные процессы. По алгоритму программы идет выполнение задач.
Микроконтроллеры, которые находятся в ЭБУ, всегда имеют свою встроенную память. Также часто можно встретить память в виде отдельных микросхем flash - памяти, EEPROM - памяти, оперативной памяти.
Мы можем выделить в отдельный каскад центральный процессор и память. Назовем его: «Каскад обработки информации»
Программа
Без нее система никак не сможет работать, ведь программа – это алгоритм действий микропроцессора. Данные, которые могут быть получены извне, мы также отнесем к программному обеспечению (более подробно, вы узнаете позже).
Данные конфигураций, и все что находится во flash – памяти, также отнесем к программному обеспечению.
Каскад обработки информации и программа - вещи неразделимые. Но я все же отделил их, так как программа есть изменяемая часть микропроцессора, которая существует отдельно и может быть использована в других аппаратах.
Порты взаимодействия с внешней системой
Это периферия, которая дает возможность микропроцессору физически общаться с другими блоками управления, системами, нагрузками и т. д. Также через периферийные устройства микропроцессор получает информацию с датчиков.
Теперь разделим порты взаимодействия с внешней системой на основные виды:
· Порты приема информации;
· Порты вывода информации;
· Цифровые интерфейсы связи;
· Силовые порты управления нагрузками
Порты приема информации
Ввод информации может быть реализован двумя основными способами (интерфейсы передачи данных поместим к отдельном виду):
· Датчики
К таким портам подключаются датчики различных типов. Это могут быть как простые дискретные концевики, которые имею два состояния (вкл/выкл), так и аналоговые датчики положения, скорости, температуры и т. д. Через датчиковые порты, ЭБУ получает информацию в цифровом или аналоговом виде. Если на вход блока управления поступает аналоговый сигнал, он обязательно преобразуется в цифровой.
· Дискретный цифровой информационный вход
Также на порты приема информации могут поступать дискретные данные от пульта управления. Это можно представить как кнопку, которая запускает какие-то процессы.
Дискретный цифровой информационный вход работает по принципу "выхода", о котором пойдет речь ниже.
Вывод информации может быть реализован двумя основными способами:
· Дискретный цифровой информационный выход
Когда на выходе из ЭБУ меняется сигнал (с высокого уровня на низкий или наоборот H-L, L-H), в связи с каким-то событием. И этот сигнал принимает другой ЭБУ, панель управление и т. п.
· Выход на индикатор
Как пример: вывод ЭБУ включает индикаторную лампу, которая информирует оператора о событии.
Высокий уровень – это логическая единица, низкий – логический ноль.
Высокому уровню соответствует сигнал, напряжение которого приближено к напряжению питания. Низкий уровень соответствует сигналу, который приближен к «земле» (к нулю вольт).
+5В - HIGH
0В - LOW
Цифровые интерфейсы связи
В современных блоках управления есть хотя бы один интерфейс связи для взаимодействия с другими ЭБУ и подключения диагностического и отладочного оборудования.
Как пример, можно представить связь смартфона с компьютером, посредством USB интерфейса.
Силовые порты управления нагрузками
ЭБУ должен чем-то управлять. Если мы говорим о двигателе автомобиля, то после получения и обработки информации, он управляет нагрузками, такими как:
· Форсунки;
· Бензонасос;
· Регулятор холостого хода;
· Вентилятор охлаждения и т. д.
Для того чтобы включать / выключать такие нагрузки, нужны силовые каскады.
Они могут быть реализованы с помощью полупроводниковых компонентов, таких как транзисторы, микросхемы - драйверы и т. д. Или с помощью электромагнитных реле.
Ссылка на полный курс: Программирование ЭБУ автомобилей / чиптюнинг
Дополнительная информация по курсу: t.me/ecujob
Ремонт и программирование ЭБУ #electroECU
t.me/electroecu
vk.com/electroecu
Следующий урок