ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие свободной экономической зоны
Глава 2. Условия к размещению свободной экономической зоны
Глава 3. Типы свободных экономических зон
Глава 4. Характеристика Калининградской области
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в развитии национальной экономики и повышении ее эффективности, интеграции в мировое хозяйство, интернационализации хозяйственной жизни, потребности более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств.
Цель работы изучение свободных экономических зон.
Согласно поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить понятие свободных экономических зон;
- изучить условия к размещению свободных экономических зон;
- рассмотреть типы свободных экономических зон;
- охарактеризовать Калининградскую область как особую экономическую зону.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе: сравнительный, системно - структурный, формально – логический.
Практическая значимость исследования заключается в том, что позволяет наглядно и кратко рассмотреть и изучить свободные экономические зоны.
При написании работы использовалось законодательство России и монографическая и учебная литература таких авторов как Г.В. Рожков, И.Е. Лешина, Ю.М. Зверев, В.Ю. Халатов и др.
Глава 1. Понятие свободной экономической зоны
Перед большинством независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, возник целый комплекс трудноразрешимых социальных и экономических проблем. Переход «постсоциалистических» государств на путь развития экономики поставил их перед необходимостью находить и использовать все возможные механизмы решения этой задачи. Одним из широко практикуемых в мире механизмов ускоренного развития экономики являются свободные (особые) экономические зоны. Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и представлены в различных странах. Эффективность особых экономических зон подтверждается параметрами бюджетных поступлений, объемами внутренних и внешних инвестиций, предпринимательской активностью, решением проблем занятости.
При создании свободной экономической зоны страна выигрывает, в первую очередь, в социально-экономическом плане, комбинируя воздействие зоны не только на состояние регионального хозяйства, но и на всю национальную экономику. Использование экономических механизмов свободных экономических зон позволяет достичь нового качества экономических процессов, что обеспечивает решение важных государственных задач: решение проблем занятости, активизацию внешней торговли, стимулирование притока иностранных инвестиций, активизацию обмена научными знаниями и технологиями, ускорение роста инфраструктуры экономики.
Генеральная цель политики «зонирования», т. е. развития свободных экономических зон, - это: «обеспечение нормальных, благоприятных условий для эффективной хозяйственной, экономической, внешнеэкономической деятельности заинтересованных лиц на территории зоны с учетом социального фактора».[1]
Круг участников хозяйствования - субъектов хозяйственной деятельности в зоне включает в себя всех участников, потенциально мыслимых по сегодняшней социально-экономической и общественной ситуации в России. Это как юридические, так и физические лица, государственные и частные организации, предприятия и учреждения, отечественные и иностранные, производственные, коммерческие, торговые, посреднические, банковские, страховые и иные допускаемые гражданским, хозяйственным, финансовым и иными отраслями законодательства предприятия и организации.
Правовое регулирование отечественных СЭЗ осуществляется главным образом на основе Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и федеральных законов, регламентирующих создание и деятельность отдельных зон.
Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона).
Глава 2. Условия к размещению свободной экономической зоны
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных особых экономических зон, предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в Федеральном законе «О свободных экономических зонах в Российской Федерации».
С учетом задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:[2]
– благоприятное географическое положение и транспортная доступность по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
– развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
– существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
Для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:
– прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;
– конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;
– целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
– единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);
– обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.
Глава 3. Типы свободных экономических зон
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
– комплексные зоны производственного характера;
– внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
– функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево») (Указ Президента от 10.12.1992 №1572), свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (около аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта (Указ Президента от 03.06.1993 №847).
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» (Указ Президента от 06.03.1995 №244).
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
Собственная типология зон разработана Международной организацией труда (МОТ):[3]
1. Торговые.
1.1. Свободные порты (типичные примеры – Гонконг (Китай), Сингапур, Багамский свободный порт, Батам, Лабуан, Макао)
2. Производственные.
2.1. Специальные экономические зоны (Китай – южные провинции, включая Хайнань и Шэньчжень).
2.2. Промышленные свободные зоны / экспортно-производственные зоны – ЭПЗ (Ирландия, Тайвань (Китай), Малайзия, Доминиканская Республика, Маврикий, Кения, Венгрия).
2.3. Предпринимательские зоны (Индонезия, Сенегал).
3. Сервисные.
3.1. Зоны обработки информации (Индия – Бангалор, Карибский бассейн).
3.2. Зоны финансовых услуг (Бахрейн, Дубай, Карибский бассейн, Турция, Каймановы острова).
Глава 4. Характеристика Калининградской области
Учитывая важное стратегическое географическое положение Калининградской области, Государственная Дума 15 ноября 1995 г. приняла Федеральный закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В настоящее время действует Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые закон6одательные акты Российской Федерации» от 10 января 2006 г.
В частности, Закон предусматривает, что в особой экономической зоне устанавливается льготный по сравнению с общим режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Он также устанавливает, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом.
Закон закрепляет предоставление в ОЭЗ национального режима в сфере банковской деятельности, предусматривая, однако, что администрация ОЭЗ по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать льготы для российских и иностранных банков в связи с их деятельностью по реализации федеральной государственной программы развития особой экономической зоны и инвестиционной деятельности, определяя, что «инвестиционная деятельность коммерческих организаций любого профиля предпринимательской деятельности с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных законодательством РФ».
Налоговые льготы, валютное регулирование и валютный контроль Закон также подчиняет соответственно налоговому законодательству РФ и законодательству Калининградской области. Порядок въезда, выезда и пребывания на территории Калининградской области иностранных граждан и лиц без гражданства также определяется законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации.
Социально-трудовые отношения в ОЭЗ регулируются на основе заключения коллективных договоров и индивидуальных договоров в соответствии с законодательством РФ о труде.
В целом Закон носит рамочный, отсылочный характер и закрепляет в основном принцип предоставления деятельности инвесторов в ОЭЗ на основе национального режима.
Основные социально-экономические показатели Калининградской области представлены в Приложении.
Отрасли хозяйственной специализации:[4] Рыбная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и обработка янтаря, морепродуктов. Важная хозяйственная функция района - обслуживание внешних экспортно-импортных операций России.
Экономико-географическое положение. Самая западная территория России, граничит с Литвой и Польшей. Имеет выход к незамерзающему здесь Балтийскому морю.
Природные условия. Климат мягкий (теплая зима, нежаркое лето), влажный, благоприятствует развитию сельского хозяйства. Негативно сказывается на нем обилие болот.
Природные ресурсы. Месторождения янтаря (Приморское и Пальминское) - крупнейшие в мире. Выявлены запасы нефти, природного газа, бурого угля, каменной и калийной соли, строительных материалов. Большие площади занимают леса хвойные и широколиственные (ель, сосна, дуб, граб, бук), луга и пастбища.
Население. Средняя плотность населения 63 чел. на 1 кв. км. Высокий удельный вес имеет городское население (80%). Хорошая обеспеченность ресурсами труда, квалифицированной рабочей силой.
Промышленность. Приморское положение способствовало развитию рыбной и рыбоперерабатывающей промышленности. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и Атлантического океана, переработка - на рыбоконсервных комбинатах Калининграда.
Машиностроение представлено производством судового оборудования, саморазгружающихся вагонов, дорожно-строительных машин, металлорежущих станков и др.
Важное место занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, использующая привозную древесину (в основном Северного района).
На местном сырье сложилась мясная и маслодельная промышленность.
Подавляющую часть продукции этих и других отраслей производят на предприятиях Калининграда. Среди других центров выделяются Советск (производство бумаги и целлюлозы) и поселок Янтарный (добыча и обработка янтаря).
Сельское хозяйство. Его ведущее направление - молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство, птицеводство обусловлено развитой естественно-кормовой базой (луга, пастбища, продукция земледелия, отходы пищевой промышленности и пр.) В земледелии высок удельный вес зерновых (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовых (корнеплоды, однолетние и многолетние травы) культур.
Транспорт. Развит морской транспорт, осуществляющий каботажные перевозки и выполняющий внешнеторговые функции. Большую часть экспортируемой продукции составляют рыба и морепродукты; в составе импорта преобладают машины и промышленное оборудование. Калининград - незамерзающий порт на Балтийском море. «В Калининградской области также развита сеть курортов».[5]
«Важнейший потенциальный ресурс (и одновременно недостаток) регионального развития – экономико-географическое положение Калининградской области».[6] Его выгоды определяются близостью к рынкам Западной и Восточной Европы и к развитым регионам Российской Федерации. Существенную роль играет также наличие на территории области единственного принадлежащего Российской Федерации на Балтийском море незамерзающего портового комплекса. Недостатком является пространственная изолированность региона от основной части страны.
Сравнительно мягкий климат с длительным (хотя прохладным и влажным) вегетационным периодом способствует развитию сельского хозяйства. Природные и историко-культурные условия благоприятны для развития туризма, что обусловлено приморским положением региона, наличием обширных песчаных пляжей.
На территории области находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 % его мировых запасов. Разрабатываются локальные месторождения высококачественной низкосернистой нефти (в том числе на шельфе), торфа, строительных материалов; добываются минеральные воды и лечебные грязи. Разведаны крупные запасы каменной соли класса «Экстра»; готовится ее добыча. Область обладает квалифицированными трудовыми ресурсами и развитой системой подготовки кадров. Происходящее изменение внешних условий регионального развития, связанное с интеграционными процессами в Европе и расширением НАТО на восток, требует оптимизации структуры экономики региона и корректировки региональной политики России по отношению к Калининградской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращенно ОЭЗ или СЭЗ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон: четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах Дубна, Москва, Зеленоград, Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона «Нойдорф»), Томск; две промышленно-производственные зоны в городах Елабуга, Липецк.
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа: в Республике Алтай; в Республике Бурятия; в Алтайском крае; в Краснодарском крае; в Ставропольском крае; в Иркутской области; в Калининградской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, учебники, пособия
1. Халатов В.Ю. Экономическая и социальная география России: лекции. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 101 с.
2. Экономическая география: учебник /В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
Журналы и газеты
3. Зверев Ю.М. Типологии СЭЗ и возможности использования опыта зон разных типов для Калининградской ОЭЗ// Регион сотрудничества. – 2004. - №4. – С. 20 – 33.
4. Клемешев А.П., Федоров Г.М., Корнеевец В.С., Зверев Ю.М., Гареев Т.Р.Концепции развития Калининградской области в условиях российско-европейского взаимодействия на Балтике: Аналитический доклад// Регион сотрудничества. – 2004. - №8. – С. 4 – 89.
5. Лешина И.Е. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития// Проблемы местного самоуправления. – 2010. - №16.
6. Рожков Г.В. Социальные факторы развития свободных экономических зон// Транспортное дело России. – 2009. - №5. – С. 87 – 88.
7. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2009. – 525 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
8. Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации, 10 янв. 2006 г. №16-ФЗ// Консультант Плюс: Версия Проф [Электрон. ресурс]/ «Консультант Плюс». – М., 2010.
9. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации, 22 июля 2005 г. №16-ФЗ// Консультант Плюс: Версия Проф [Электрон. ресурс]/ «Консультант Плюс». – М., 2010.
10. О создании зоны свободной торговли «Шереметьево»: Указ Президента Российской Федерации, 10 дек. 1992 г. №1572// Консультант Плюс: Версия Проф [Электрон. ресурс]/ «Консультант Плюс». – М., 2010.
11. О свободных таможенных зонах «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал»: Указ Президента Российской Федерации, 3 июня 1993 г. №847// Консультант Плюс: Версия Проф [Электрон. ресурс]/ «Консультант Плюс». – М., 2010.
12. О признании утратившими силу и об отмене решений Президента Российской Федерации в части предоставления таможенных льгот: Указ Президента Российской Федерации,, 6 марта 1995 г. №244// Консультант Плюс: Версия Проф [Электрон. ресурс]/ «Консультант Плюс». – М., 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели
Калининградской области[7]
Площадь территории (на 1 января 2008 г.) тыс. км2
15,1
Численность населения на 1 января 2009 г., тыс. человек
937,3
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек
475,9
Среднедушевые денежные доходы (в месяц рублей)
12 650,7
Среднедушевые денежные расходы (в месяц рублей)
12 977,1
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (руб.)
15 648,1
Валовый региональный национальный продукт (в текущих основных ценах), млрд. рублей
145,9
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец
2007 г.), млрд. руб.
251,2
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб.
Добыча полезных ископаемых
14 875
Обрабатывающие производства
189 083
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
13 354
Продукция сельского хозяйства, млн. руб
15 836,4
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс.м2
800,6
Оборот розничной торговли, млрд. руб.
76,3
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике,
млн. руб.
2 287
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов
115,2
Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
67 041
[1] Рожков Г.В. Социальные факторы развития свободных экономических зон// Транспортное дело России. – 2009. - №5. – С. 87
[2] Лешина И.Е. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития// Проблемы местного самоуправления. – 2010. - №16.
[3] Зверев Ю.М. Типологии СЭЗ и возможности использования опыта зон разных типов для Калининградской ОЭЗ// Регион сотрудничества. – 2004. - №4. – С. 25 - 26
[4] Экономическая география: учебник /В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – с. 375
[5] Халатов В.Ю. Экономическая и социальная география России: лекции. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – с. 93
[6] Клемешев А.П., Федоров Г.М., Корнеевец В.С., Зверев Ю.М., Гареев Т.Р.Концепции развития Калининградской области в условиях российско-европейского взаимодействия на Балтике: Аналитический доклад// Регион сотрудничества. – 2004. - №8. – С. 14
[7] Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2009. – с. 40 - 41