Найти в Дзене

Бунин "Косцы". Анализ рассказа

Рассказчик встречает в поле работников из Рязанской губернии, которые косят траву. Они поют, и их могучая песня подхватывается березовым лесом, а также полем, небом и всей природой. Косцы сильные, веселые и здоровые, они напоминают рассказчику былинную старину России. Рассказчик считает, что это пела сама душа России, но теперь (автор имеет ввиду - после Октябрьской Революции), Бог отвернулся от России, и то прекрасное прошлое больше никогда не вернется. Тема Родины, тема тоски и ностальгии по прежней, дореволюционной России. Рассказ написан в 1921 году в эмиграции, в Париже. Иван Алексеевич уже успел сильно истосковаться по Родине, по российской деревенской глубинке, которую он так сильно любил с детства. (Он с 1895 года, то есть с 25 лет, жил в основном в Петербурге, потом в Москве, много путешествовал, и покинул Москву уже в 1918, жил в Одессе, а в 1920 перебрался во Францию). Действие происходит в Орловской губернии, в которой автор провел свое детство плечом к плечу с крестьянами.
Оглавление

Краткий пересказ

Рассказчик встречает в поле работников из Рязанской губернии, которые косят траву. Они поют, и их могучая песня подхватывается березовым лесом, а также полем, небом и всей природой. Косцы сильные, веселые и здоровые, они напоминают рассказчику былинную старину России. Рассказчик считает, что это пела сама душа России, но теперь (автор имеет ввиду - после Октябрьской Революции), Бог отвернулся от России, и то прекрасное прошлое больше никогда не вернется.

Тема

Тема Родины, тема тоски и ностальгии по прежней, дореволюционной России.

История создания

Рассказ написан в 1921 году в эмиграции, в Париже. Иван Алексеевич уже успел сильно истосковаться по Родине, по российской деревенской глубинке, которую он так сильно любил с детства. (Он с 1895 года, то есть с 25 лет, жил в основном в Петербурге, потом в Москве, много путешествовал, и покинул Москву уже в 1918, жил в Одессе, а в 1920 перебрался во Францию).

Содержание

Действие происходит в Орловской губернии, в которой автор провел свое детство плечом к плечу с крестьянами. Произведение представляет собой воспоминание об услышанной когда-то песне рязанских косцов, прибывших в Орел на сенокос.

Само содержание этой песни косцов – это не просто пересказ народной песни, а намек на истинные чувства и мысли рассказчика по отношению к Родине. В песне косцов говорится одновременно про разлуку и с родной сторонушкой, и с девушкой, которая забыла, разлюбила (художественный прием - параллелизм). Поэтому оба эти образа - любимой женщины и Родины - неразрывно связаны, как в народной песне, так и для рассказчика:

Ты прости-прощай, любезный друг,
И, родимая, ах да прощай, сторонушка! —
(...)
Ты прости-прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —

Для рассказчика слова песни не столько про девушку, которая неверна, сколько именно про Родину, словно разлюбившую, предавшую, с которой он в горькой разлуке. Для Бунина предательство России заключалось в том, что народ выбрал кровавую революцию, уничтожившую культурное прошлое.

План рассказа

1. Рассказчик увидел косцов «в предвечернее время июньского дня».

2. Рассказчик вспомнил, что неделю тому назад они косили в ближнем лесу и он видел, как они пили воду после обеда. В тот же день рассказчик видел, что косцы ужинают похлебкой из мухоморов.

4. Рассказчик вслушивается в песню косцов. Он понимает, что с косцами поет сама душа России вместе с окружающей природой.

5. Рассказчик считает, что так петь может только русская душа.

6. В песне говорится про родную сторонушку, которая, как девушка, разлюбила, предала.

7. Все-таки не было ни для кого подлинной разлуки с родиной, пока было еще то прошлое время. Но теперь настала подлинная разлука, так как от России отказались все ее древние заступники и «настал конец, предел божьему прощению».

Герои

Главные герои рассказа - это собирательный образ косцов, и сам рассказчик, а также «мы», то есть рассказчик вместе со своими спутниками, которых он не называет.

Главная мысль

Так красиво (с таким очарованием и радостью) могла петь только русская душа, и только в то время, дореволюционное, которое уже не вернешь.