Выморозка судов — редкая и опасная профессия, которая обеспечивает жизнь северных регионов
Выморозка судов — уникальная зимняя и сложная технология, позволяющая получить доступ к подводной части корабля для его последующего ремонта. Суть метода заключается в послойном удалении льда вокруг корпуса судна, что позволяет воде замерзать снизу, постепенно увеличивая толщину ледового покрытия. А когда лед становится достаточно крепким, можно добраться до самых труднодоступных деталей корабля. Опытный специалист по выморозке справляется с задачей за два - три дня, зарабатывая при этом 1200 долларов (118 тыс. рублей) за один объект.
Хотя эта профессия традиционно считается мужской, в ней выделяется уникальный человек — Елена, единственная женщина-выморозчик в мире. Уже 13 лет она трудится бок о бок с мужчинами и даже обучает новичков, передавая им свои знания и опыт.
Работа выморозчиков критически важна для северных регионов. Благодаря их труду суда продолжают курсировать, обеспечивая доставку продовольствия и необходимых товаров, а центральные улусы Якутии снабжаются свежей северной рыбой.
1. Зачем под судном делать майну?
Основная цель — ремонт судов: замена винтов, восстановление корпуса, устранение повреждений. В идеале такие работы проводят в доках, но в Ленском пароходстве более 300 судов, а мест в доках — всего около 20.
Летом времени на ремонт нет: короткая навигация с мая по октябрь требует максимальной занятости кораблей, которые перевозят сотни тонн грузов. Поэтому ремонт выполняют зимой, прорубая специальные тоннели — майны. Когда майна готова, в нее спускаются механики и сварщики для осмотра и устранения неисправностей.
2. Как проходит процесс выморозки?
Работники используют бензопилы и лопаты, послойно удаляя лед. После каждого этапа необходимо делать перерыв, чтобы лед снизу подмерз и укрепился. Перед продолжением измеряют толщину нового слоя — если она менее 15 см, работа приостанавливается, так как лед может треснуть под тяжестью людей и техники.
3. Один неверный шаг — и майна заполнится ледяной водой
Процесс выморозки крайне опасен. Ошибка в расчетах может привести к тому, что вода мгновенно заполнит майну. Еще одна угроза — воздушные пузыри в толще льда: если на них наткнуться, может образоваться внезапная пробоина. Еще опаснее ремонтные работы ближе к весне, когда лед уже начинает двигаться. Особенно рискуют сварщики, работающие с электрическим оборудованием в условиях повышенной влажности: любое замыкание может стать смертельным.
4. Чтобы лед замерзал быстрее, используют вентиляторы
Идеальные условия для выморозки — температура от -40 до -50 градусов. Однако если становится "теплее" (до -30 градусов), лед промерзает медленнее, увеличивается вероятность течи. В таких случаях используют мощные промышленные вентиляторы, которые обдувают поверхность холодным воздухом, ускоряя процесс замерзания.
5. Кто становится выморозчиком?
Эта профессия настолько редкая, что даже в Якутии о ней знают не все. Выморозчиков всего около 100 человек. Работать в этой сфере идут, как правило, члены экипажей судов, например, механики или помощники капитана, у которых зимой нет другой работы. Иногда в выморозку приходят и люди из других сфер, например, работники пилорам, которые зимой также остаются без занятости.
6. Сколько получают за эту работу?
Оплата зависит от размеров судна. За небольшие корабли платят 40-50 тысяч рублей. За крупные, такие как теплоход «Святитель Иннокентий» длиной более 120 метров и грузоподъемностью около 4 тонн, выморозчики получают до 150 тысяч рублей. Чтобы добраться до его винтов, приходится углублять майну минимум на 3 метра, что делает процесс еще сложнее.
Работа выморозчиков незаметна для большинства людей, но без нее северные регионы попросту не могли бы существовать. Это одна из самых суровых и опасных профессий в мире, требующая силы, выносливости и огромного опыта.
Теперь, когда Вы будете жаловаться на свою тяжелую работу - вспомните выморозчиков