В музее-заповеднике Ф. И. Тютчева в Овстуге открылась выставка, посвященная основателю музея, Почетному гражданину Жуковского района и Брянской области, Заслуженному учителю РСФСР Владимиру Гамолину. 21 января отмечали 95-летие со дня его рождения. В Овстуге Гамолина помнят, прежде всего, как человека, благодаря которому существует и поныне действует один из двух музеев Федора Тютчева в России, один из самых известных музеев Брянщины.
Заслуги Владимира Гамолина были признаны еще при жизни. Его труд был отмечен различными наградами, в том числе и государственными – Гамолин кавалер Ордена Почета.
Еще при жизни Владимира Даниловича была создана целая серия его портретов, которые писали его друзья: народные художники СССР братья Ткачевы, заслуженный художник России Владимир Волков.
Большинство этих портретов сейчас находятся в фондах музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг». Музей бережно хранит память о своем основателе и первом директоре. К его 95-летию подготовил выставку портретов В. Д. Гамолина. Это не просто портретные изображения, это своеобразная живописная летопись жизни выдающегося человека и неординарной личности.
Надо признать, что живописные портреты Гамолина художники начали создавать довольно поздно - в зрелый период жизни Владимира Даниловича. Тем ценнее уникальный скульптурный портрет молодого основателя овстугского музея, который хранится в музее.
Это небольшой гипсовый бюст работы известного брянского скульптора Нины Никитовны Козловой. Она автор скульптурных портретов многих известных деятелей Брянщины – поэта Валентина Динабургского, историка Владимира Алексеева, художников Виктора Андреева и Владимира Провидохина. Нина Никитовна - автор памятника участникам Сещинского подполья, бюста Алексея Толстого в Красном Роге, надгробия-памятника болгарским патриотам на кладбище Советского района и других.
В скульптурном портрете Владимира Гамолина Нина Козлова запечатлела молодого человека с тонкой шеей, изобразив его с легким поворотом головы и задумчивым, чуть отстраненным взглядом. Характерна прическа и узнаваемый пробор волос молодого Гамолина. Таким он предстает на редких музейных фотографиях 1960-х годов. Доподлинно неизвестна история создания бюста, который условно можно датировать серединой ХХ века, но это самый ранний портрет еще молодого, еще не известного так хорошо всей Брянщине овстугского учителя, который лишь десятилетия спустя станет директором музея-заповедника Федора Тютчева в Овстуге.
Как уже отмечено, художники-живописцы стали создавать портреты Гамолина гораздо позже. Первопроходцами стали большие друзья Владимира Даниловича братья Алексей и Сергей Ткачевы. Так, в 1992 году они создали первый живописный портрет Гамолина, ему тогда уже исполнилось 62 года.
Это классический портрет в интерьере, когда предметы на втором плане дополняют образ портретируемого, раскрывают мир его жизни. На полотне мы видим стоящего мужчину средних лет, прямо и уверенно смотрящего на зрителя. Он держит в руках книгу как символ своего литературного труда. На втором плане хорошо узнаваемый музейный интерьер алой гостиной дома-музея: письменный стол, канделябры, фотографии Федора Тютчева и его родственников, висящие на стене.
Интересны еще две работы братьев Ткачевых, в которых они вписывают фигуру Гамолина в пейзажи музейной усадьбы и овстугских окрестностей. Так, в 1998 году была написана картина «Усадьба Ф. И. Тютчева», где он стоит на главной усадебной аллее, ведущей к дому-музею. Мы видим ясный солнечный зимний день, деревья аллеи и дом-музей вдалеке. На аллее обобщенный образ мужчины без характерных портретных черт, но история создания картины однозначно свидетельствуют, что художники запечатлели образ Гамолина. Братья-художники не раз бывали в Овстуге, не единожды писали пейзажи села и окрестных мест.
Более характерной является еще одна картина Ткачевых с портретом Гамолина. Это полотно «У тютчевского тополя» 1980-х годов. В центре композиции мы видим тополь-великан – одно из старейших деревьев Овстуга. По преданию это дерево считалось ровесником поэта. К мощному стволу тополя прикладывает руку Владимир Гамолин. Образ его обобщенный, но узнаваемый. Образ древа – центральный для этой картины. Художники изображают могучее старое дерево с раскидистыми ветвями, с глубоко уходящими в землю мощными корнями, подчеркивая тем самым связь человека с местом, с его малой родиной, с той землей, на которой родился великий русский поэт. На заднем плане – типичный узнаваемый сельский пейзаж Овстуга. Сохранились и известны этюды к данному портрету, показывающие этапы работы над большим живописным полотном, эти работы хранятся сейчас в брянском художественном музее.
Тот же образ человека у древа был воспроизведен на портрете Гамолина работы известной брянской художницы Александры Обрезумовой 1983 года. Картина также хранится сейчас в фондах художественного музея Брянска. Художница изобразила Гамолина в полный рост на фоне того же «тютчевского» старинного тополя. Фигура в светлой рубашке контрастирует по цвету с широким стволом дерева. Но поза и расположение рук создает некий парафраз с образом мощного дерева: левая рука прижата к груди, а другая открыта и направлена вверх и в сторону – словно бы ветвь дерева, что хорошо видна на заднем плане. Тем самым художник подчеркивает связь с историческими корнями и представляет образ человеческой жизни как образ растущего дерева, мощь которого прибавляется только с годами.
Примечательно, что Ткачевы еще раз обратились к образу своего друга и товарища в год его юбилея в 2000 году. К 70-летию Владимира Гамолина художники создали еще один его портрет. Они в буквальном смысле воспроизвели портретное изображение Гамолина со своей первой картины 1992 года. Гамолин стоит в той же позе, в той же одежде, но в другом музейном зале. На заднем плане узнаются музейные предметы, находящиеся в экспозиции и по сей день. Особенностью юбилейного портрета стал известный не одно столетие художественный прием – автопортрет в зеркале. На заднем плане за спиной Гамолина в зеркале в ажурной деревянной раме можно увидеть отражение двух художников за работой. Таким образом, картина 2000-го года стала свидетельством дружбы трех творческих личностей.
Традицию создания классических портретов в интерьере продолжила и художница Лидия Сергеевна Кузнецова, супруга художника Василия Васильевича Лаворько, большого друга Гамолина. Художница создала крупное полотно, своеобразный парафраз более раннего портрета работы Ткачевых. Все тот же интерьер алого зала музея, но Владимир Данилович уже сидит в глубоком кресле. Мы видим портрет пожилого, несколько уставшего человека, под пиджак уже пододет теплый вязаный жилет, в руках лишь небольшой листок бумаги, он смотрит вдаль и в сторону на некого собеседника, не видимого зрителю. Но вновь интерьер на заднем плане дополняет образ основателя тютчевского музея. Картина подводит итог жизни Гамолина. Сохранился карандашный рисунок Лидии Кузнецовой, эскиз к портрету, который сейчас находится в семье Владимира Даниловича. Этот графический портрет единственный раз экспонировался в музее несколько лет назад. Члены семьи Владимира Даниловича считают его самым удачным портретным изображением.
В последний год жизни Гамолина был создан еще один портрет, представленный на выставке. Это работа заслуженного художника РФ Владимира Волкова. Художник-монументалист по образованию Владимир Васильевич Волков в 1990-е и 2000-е годы уже активно занимался росписью храмов и в своем портрете Гамолина он использовал весьма характерные и узнаваемые приемы иконописи.
На полотне мы видим поясной портрет Гамолина с характерным положением рук. В левой руке Гамолин держит модель овстугского дома-музея Тютчева, главного детища своей жизни. Правая ладонь открыта и обращена к зрителю, что является обязательным характерным признаком изображения святых праведников на иконописных образах. На заднем плане обобщенный пейзаж Овстуга, с небольшими характерными зарисовками, которые можно признать своеобразными житийными клеймами. Мы видим образы краеведческого музея села, одним из создателей которого был Владимир Данилович Гамолин, ветряную мельницу - яркий узнаваемый символ, созданного в 2003 году музея-заповедника. В нижних «клеймах» - молодая девушка, пришедшая к колодцу с родниковой водой, и изображение дерева с раскидистой мощной кроной, как символ роста, развития и воплощения энергии жизни, энергии земли, энергии почвы. Таким образом, художник подвел своеобразный итог жизни Владимира Гамолина, творца, поэта, учителя, созидателя.
Исследователям известен еще один прижизненный портрет Гамолина. Картина была написана в Овстуге учеником братьев Ткачевых Григорием Чайниковым (1960 - 2008). Это психологический портрет Гамолина, созданный в 1993 году в реалистической манере. Сейчас он хранится у наследников художника.
Музей Федора Тютчева в Овстуге является уникальным хранилищем личного архива своего основателя и первого директора Владимира Даниловича Гамолина: это профессиональное и творческое наследие, материалы его жизни. Среди прочего это и уникальное собрание портретов, которые запечатлели для современников и потомков образ удивительного человека, благодаря энергии и целеустремленности которого возродилась Тютчевская усадьба в Овстуге.
С портретами Владимира Гамолина можно ознакомиться на выставке «В служенье людям, сердце, не остынь» до 28 февраля 2025 года в выставочном заде дома-музея Федора Тютчева в Овстуге.
Внештатный искусствовед музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"
З. А. Кромской.