В рукописных сборниках 15-16 веков встречаются два текста, имеющих общее происхождение: "Сказание о верных святых князей русских» и внелетописная статья «А се князи русстии». Их общий протограф Шахматов А.А. возводил к Полихрону митрополита Фотия, который датировал 1423 годом, но допускал что архетипный текст был создан во времена Ивана Калиты.
Статья "А се князи русстии" читается в следующих рукописях:
- Комиссионном списке Новгородской I летописи - в составе конвоя (Санкт-Петербургский институт РАН, собр. Археогр.ком., № 249, листы 9об-13, середина XV века);
- Летописи Авраамки - в двух ее списках Виленском (БАН Литвы, F. 22 – 49, 1460-е годы) и Синодальном (конец XV века);
- Синодальном списке Псковской II летописи (ГИМ, Синодальное собрание 154, листы 226-228об, конец XV века).
Сказание о верных святых князей русских читается в двух литовско-русских летописях XV–XVI вв.:
- Супральской летописи - полный текст (начало XVI века);
- Никифоровской летописи - текст читается с середины, т.к. список не имеет начальных листов (середина XV века)
Исследователи считают, что первоначальный текст Сказания и Статьи был создан в северо-восточной Руси, предположительно во Владимире, в первой половине 14 века; сохранился в новгородском, псковском и литовском летописании 15-16 веков; фрагментарно распространился по летописям и другим рукописным сборникам московской Руси в 16-17 веках.
В сохранившихся текстах рассказывается о родословии русских князей и белокаменном строительстве в северо-восточной Руси - в Земле Суздальской. В обоих текстах перечислены практически все существовавшие в XIV веке каменные памятники Владимира (включая Боголюбово) и Суздаля (включая Кидекшу). Из других городов упомянуты Юрьев-Польский и Городец на Волге. Белокаменные храмы Переславля-Залесского, Нижнего Новгорода, Ярославля и Твери в тексте отсутствуют.
По современным научным представлениям автор текста часто ошибается, приписывая постройки тому или иному князю. Предполагается, что русскому книжнику при написании текста не были доступны летописи, но он хорошо знал местные исторические предания.
Текст в комиссионном списке Новгородской I летописи:
«А се князи русьстии. Сынъ Володимеровъ Мономахъ, правнукъ великого князя Володимера. Сии поставилъ град Володимерь Залешьскыи в Суждальскои землѣ и осыпа его спомъ и созда первую церковь святого Спаса за 50 лѣт до Богородичина ставления.
Потомъ приде из Киева въ Володимерь сынъ Мономашь Юрьи Долгая Рука и постави другую церковь, каменну, святого Георгиа, за 30 лѣт до Богородичина ставлениа.
В лѣто 6663. Приде из Киева смѣреныи и христолюбивыи на великое княжение въ град Володимирь князь великыи Андреи Юрьевичь безъ отчя повелѣния, егоже лестию подъяша Кучковичи, и поставишя град Боголюбныи, а обѣщался святѣи Богородици животворнои, юже ему о неи сказашя в Вышегородѣ въ женьскомъ манастыри, что крилошяне входять в церковь, а та чюднаа икона из мѣста своего вышед стоить и особѣ средѣ церкве своеи. И помолися князь Андрѣи тои чюднѣи иконѣ Матери Божии, и взя нощию святую ту икону безъ отчя повелѣния, и поѣxa на Русскую землю съ своею княгинею и съ своимъ дворомъ, и поятъ съ собою крилошаны вышегородскыя: попа Микулу и зятя его Нестера диакона, и съ ихъ попадьами; и многа чюдеса бышя, идущемъ имъ до Володимеря, от чюдные иконы матере божии; и постави еи храмъ на рѣцѣ Клязме, 2 церкви каменны во имя святыя Богородица, и сътвори град и нарече ему имя: се есть мѣсто Боголюбимое. Ту же коня много били, а конь с того мѣста съ иконою не идеть; и створи ту многы церкви, 30. И потомъ минуло 11 лѣт, и угобзися святому Андрею нива душевнаа, и положися ему большаа мысль въ сердце, и начя съзидати другыи град Володимеръ, и заложи третьюю церковь камену святыя Богородиця о единомъ вѣрсѣ, мѣсяца маиа въ 8, на память святого Иоанна Богослова, и верхь ея позлати. И потомъ създа четвертую церковь каменну въ имя святыя богородица Положение Честныя Ризы, Златаа врата. Оканныи же злоначялныи диавол, не могыи тръпѣти добродетели его, и вселися сотона въ Якима зловѣрнаго, якоже и въ Июду Скариотьскаго на Христа, убииствомъ: тако и сии оканнии Кучковичи съвѣщашя на святого князя оканною своею мыслию и убишя его въ суботу, въ канонъ Петрову дни. И въ перьвое лѣто мстилъ обиду брать его Михалко. Того же лѣта и умре.
На третии год приде изъ замория из Селуня брать его Всеволодъ, нареченыи въ крещении Дмитрии Юрьевичь, и сѣде на великое къняжение, и мсти обиду брата своего Андрѣеву: Кучковичи поималъ, и в коробы саждая, въ озерѣ истопилъ, якоже рече Пророкъ: «Потребишася въ Ендорѣ, рекше въ безлѣпици». И быша аки гнои земныи, и погыбе память ихъ съ шумомъ. Сии же благовѣрныи князь Всеволод Юрьевичь пристави святѣи Богородици 4 верхи и позлати, занеже ималъ дань и до Орды на Тотарѣхъ. И потомъ Всеволод постави церковь камену на своемъ дворѣ святого Дмитрия, въ свое имя. И потомъ Всеволод постави манастирь Рожество святыя Богородиця о единомъ версѣ. И княжи лѣтъ 37. А княгини его Мариа Всеволожа Щварновна, дщи князя Чешьского, постави церковь Успение святыя Богородиця, новыи манастирь великымъ княгинямъ.
И посади Всеволод сыны своя на княжение: Ярослава въ великии Новгород, Костянтина в Ростовъ, а по coбѣ благослови на великое княжение сына своего Юриа. На сего же Юрья царь поганыи Батыи приде въ лѣто 6745, н поплѣни всю землю Русьскую, и князя Юрья уби, Всеволожа сына, великого. И по Батыи приде на великое княжение из Новаграда великого сынъ Ярославль, внукь Всеволожь, правнукъ Юрьевъ Долгые Руки, въ град Володимерь Александръ великии, храбрыи, Невьскыи, иже ему была брань шестью с нѣмци, и поможе ему Богъ, и короля уби; и того ради князи русстии держать честно имя великого князя Александра Ярославичя, внука Всеволожа. Царь Батыи слышавъ его мужьство, и възлюби его паче всѣхъ князеи, и призва его к coбѣ любовно, и первое и другое, и отпусти его с великою честью, издаривъ. И от сего князя Александра пошло великое княжение Московьское. Александръ роди 4 сыны: Данила Московьскаго, Дмитриа Переяславьскаго, Василия Костромьскаго, Андрея Городецкого. Отъ сего Андреа пошло колѣно Суждальскыих князеи: Андреи роди Василия и Александра Суждальского. Василии роди Костянтина. Костянтинъ роди Дмитриа и братию его; у него же оженися князь великии Дмитрии, сынъ Ивана Ивановичя. А се Даниловичи великии князи: Юрьи Даниловичь, Иванъ великии князь, Семеон Ивановичь, Иванъ Иванович, Дмитрии Иванович, Василии Дмитриевичь. А се колѣно пошло тферьскых князеи: Ярославъ, великого Новагорода, великого Александра отець, Всеволода Дьмитриа внукъ. Тои Ярославь посади на княжении во Тфери сына своего Ярослава, брата великого Александра. И сии роди князя великого Михаила Тфѣрьскаго. Михаилъ роди Александра, иже убилъ Шевкала Деденевичя. Потомъ приходила рать Туралкова, а воевода Федорчюкъ, а темниковъ 5, и плѣнишя Тферь. И но Турлаковѣ рати поидошя князи в Орду, и Озбякъ подѣлилъ княжение имъ: князю Ивану Даниловичю Новъгород и Кострому, половина княжеяиа; а Суждальскому князю Александру Васильевичю даль Володимеръ и Поволожье, и княжи полътретья году. Сии князь Александръ из Володимеря вѣчныи колоколъ святѣи Богородици возилъ въ Суждаль, и колоколъ не почялъ звонити, якоже быль в Володимерѣ; и помысли в себѣ князь Александръ, яко съгруби святѣи Богородици, и повелѣ его пакы вести въ Володимерь; и привезьше колоколъ, поставишя и въ свое мѣсто, и пакы бысть гласъ богуугодень.
И по смерти сего Александра поиде въ Ворду князь великии Иванъ Даниловичь, и царь его пожаловалъ и даль ему княжение великое надо всею Русьскою землею, якоже и праотець его великии Всеволод Дмитрии Юрьевичь; а правилъ княжение ему Албуга. И оттолѣ пошли русскыи князи. Въ всихъ сихъ прославимъ въ троици единого Бога и православныихъ великыихъ князеи, заступниковъ нашихъ всея Русьскыя земля. А Иванова княжения Даниловичя до преставлении князя Ивана Васильевичя и тогды минуло великому князю Ивану Данильевичю 100 лѣтъ и 8. А митрополитъ быль Петръ, иже бѣ пришелъ из Волыня на Суждальскую землю, на Москву, в лѣто 6824, и приа его князь великии Иванъ Даниловичи съ честию великою.».
Перечень «А се князи русстии» в Синодальном списке Псковской II летописи в сравнении с таким же перечнем в Комиссионном списке Новгородской I летописи и в Виленском списке летописи Авраамки, отличается, в первую очередь, отсутствием окончания, в котором сообщается об Иване Даниловиче Калите. Список заканчивается предложением, которым и я завершаю статью: «Въ всѣх сих прославимъ въ Троици единаго Бога и православных великых князеи, заступниковъ нашихъ всея Рускыя земля».
ИСТОЧНИКИ и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Комиссионный список Новгородской I летописи (Санкт-Петербургский институт РАН, собр. Археогр.ком., № 249).
- Синодальный список Псковской II летописи. Синодальное собрание 154, номер ГИМ 80370/772.
- Шахматов А.А. Обозрение русских Летописных Сводов XIV‒XVI вв. / Отв. ред.: А. С. Орлов, Б. Д. Греков. Институт литературы АН СССР. — Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1938.
- "Сказание XIV века о начале Северо-Восточной Руси в Комиссионном списке Новгородской I летописи" - лекция члена-корреспондента РАН, директора Санкт-Петербургского института истории РАН Сиренова А.В.