Найти в Дзене
Мир комиксов

Спаси три принцессы — получи три тёщи! 25 смешных карикатур про дракона, принцессу и рыцаря

В старых книгах сказки о принцессах и драконах начинались с торжественных строк: «Жила-была прекрасная девица…». Читатель сразу понимал, что дальше будет опасное чудовище, башня или пещера и обязательно испытание, где проверяются смелость и верность. Эта связка настолько привычна, что стала своего рода культурным кодом. Нам, в Мире комиксов, очень нравятся подобные мифологические забавы, поэтому мы собрали для вас карикатуры на тему принцесс, драконов и рыцарей, которые спасают. Кого спасают, спросите вы? А давайте вместе попробуем разобраться, почему вообще надо спасать принцессу, при чём тут дракон и сможет ли он подружиться с рыцарем. Тема знакома каждому, даже если человек никогда не открывал сборник народных сказок. Она возникает из детских мультфильмов, в школьных чтениях, в разговорах, где метафора «дракон» означает суровую силу, а «принцесса» — уязвимость или требовательность. Этот дуэт мгновенно вызывает эмоциональный отклик. В нём сошлись страх и надежда, угроза и спасение
Оглавление
Художник Александр Сергеев
Художник Александр Сергеев

В старых книгах сказки о принцессах и драконах начинались с торжественных строк: «Жила-была прекрасная девица…». Читатель сразу понимал, что дальше будет опасное чудовище, башня или пещера и обязательно испытание, где проверяются смелость и верность.

Художник не установлен
Художник не установлен

Эта связка настолько привычна, что стала своего рода культурным кодом. Нам, в Мире комиксов, очень нравятся подобные мифологические забавы, поэтому мы собрали для вас карикатуры на тему принцесс, драконов и рыцарей, которые спасают. Кого спасают, спросите вы? А давайте вместе попробуем разобраться, почему вообще надо спасать принцессу, при чём тут дракон и сможет ли он подружиться с рыцарем.

Художник See Mike Draw
Художник See Mike Draw

Тема знакома каждому, даже если человек никогда не открывал сборник народных сказок. Она возникает из детских мультфильмов, в школьных чтениях, в разговорах, где метафора «дракон» означает суровую силу, а «принцесса» — уязвимость или требовательность.

Художник Dave Coverly
Художник Dave Coverly

Этот дуэт мгновенно вызывает эмоциональный отклик. В нём сошлись страх и надежда, угроза и спасение, а ещё представление о храбрости и награде за подвиг.

Художник Сергей Корсун
Художник Сергей Корсун

Даже взрослые, далёкие от сказок, понимают подтекст: дракон — это то, что мешает, а принцесса — то, что хочется обрести. И ну и рыцарь, конечно же. Как главный герой во все времена.

Художника установить не удалось
Художника установить не удалось

Немного истории

Исторически мотив пленённой девы и чудовища встречается ещё в античных мифах. Андромеда в оковах, Персей с мечом — это, практически, тот же сюжет в другой оболочке.

Художник Наталья Елисеева
Художник Наталья Елисеева

В европейском Средневековье подобные истории расцветают махровым цветом. Дракон становится воплощением хаоса, языческих страхов и сил природы. Рыцарь, сражающийся с ним, доказывал не только личную доблесть, но и верность идеалам веры.

Художник Dan Piraro
Художник Dan Piraro

В сказках разных стран сюжет меняется, но остаётся узнаваемым: в Скандинавии герои борются со змеями, на Кавказе — с огнедышащими чудищами. Позднее, в литературе XIX века, дракон перестаёт быть символом космического ужаса и превращается в удобного антагониста для поучительных историй.

Художник Максим Смагин
Художник Максим Смагин

В культуре этот образ осел крепко. Фольклор сделал его универсальным знаком испытания. Стереотип о принцессе в башне встроен в коллективную память. Юная прелестница в короне как будто сама стала символом ожидания перемен, томления и мечты. Этот стереотип оброс гротеском и попал в карикатуры.

Художник Дубинин Валентин
Художник Дубинин Валентин

Интересно, что в разных языках именно дракон закрепился за образом препятствия. Английское «to slay the dragon» давно вышло за пределы сказок и означает преодолеть трудности. В русском «дракон» легко становится метафорой строгого начальника, тяжёлого характера или бюрократической системы.

Художника установить не удалось
Художника установить не удалось

Любопытный факт: один из первых литературных «приручённых драконов» появился в книге Кеннета Грэма «Рассказ о реликтовом драконе» в 1898 году. Там чудовище оказалось мирным и философским, и эта инверсия позже повлияла на множество детских историй.

Художник Алексей Меринов
Художник Алексей Меринов

А ещё известно, что в Японии драконы вообще не воспринимались как зло. Они ассоциировались с водой и мудростью, и в таких сказках «спасение принцессы» выглядело бы странно. А а как драконы проявили себя у нас?

Художник Евгений Боев
Художник Евгений Боев

Интересно, что образы драконов в славянской мифологии отличались регионально. На севере это чаще чудовище воздушное, связанное с бурями и громами. На юге — подземное, охраняющее клады и воды. Вот так климат придаёт лицо чешуйчатому герою.

Художник Сергей Корсун
Художник Сергей Корсун

В карпатском фольклоре встречается «змей-любовник», соблазняющий женщин. В Прибалтике драконы часто связывались с погодой: если гром гремит — значит, змей летит. Эти различия говорят о том, что дракон был моделью объяснения окружающего мира в разных местах.

Художник Валентин Дубинин
Художник Валентин Дубинин

Но, вернёмся к теме и разберёмся, почему именно принцесса, рыцарь и дракон попадают на страницы карикатур. С психологической точки зрения история работает как модель взросления.

WUMO
WUMO

Принцесса символизирует желаемый результат — любовь, признание, спокойствие. Дракон — страхи, внутренние барьеры, сомнения. Герой, отправляющийся в путь, сталкивается не столько с чудовищем, сколько с собой.

Художник Сергей Корсун
Художник Сергей Корсун

Принцесса символизирует желаемый результат — любовь, признание, спокойствие. Дракон — страхи, внутренние барьеры, сомнения. Герой, отправляющийся в путь, сталкивается не столько с чудовищем, сколько с собой.

Художника установить не удалось
Художника установить не удалось

Карикатуристы берут за основу эту историю и переворачивают с ног на голову. Принцесса может оказаться не такой уж наивной и вить из дракона верёвки. Рыцарь осознает, что не очень то и хотелось драться с огнедышащим исполином.

Художник Игорь Кийко
Художник Игорь Кийко

Ещё мор возникает на стыке ожиданий. Мы привыкли к жёсткому делению ролей: хрупкая принцесса ждёт, дракон охраняет, рыцарь спасает. Но стоит изменить один элемент — и вся конструкция рушится.

Художник Андрей Бузов
Художник Андрей Бузов

Если принцесса не хочет быть спасённой, если дракон вдруг оказывается интеллигентным, а рыцарь слишком нерешителен — сюжет мгновенно становится ироничным.

Художник Валентин Дубинин
Художник Валентин Дубинин

Этот парадокс работает именно потому, что все знают исходный шаблон. Когда привычная сказочная логика ломается, рождается смех. Тут то за дело берутся художники и переиначивают историю.

Художник Дмитрий Пальцев
Художник Дмитрий Пальцев

Интересно и то, что сама башня или пещера — это не столько место, сколько символ задержки. Психологически это похоже на прокрастинацию: «там есть цель, но её охраняет что-то страшное».

Художника установить не удалось
Художника установить не удалось

А ведь именно это состояние знакомо каждому взрослому. Принцесса и дракон оказываются универсальной парой для объяснения любой жизненной задачи, будь то экзамен, проект на работе или разговор, который всё откладывается.

Художник Сергей Корсун
Художник Сергей Корсун

В финале остаётся лёгкая ирония: чем старше мы становимся, тем яснее понимаем, что драконы чаще живут в голове, чем в пещерах, а принцессы чаще ждут внутри нас самих. Но даже так приятно иногда вспомнить старую сказку и спросить себя: а какой дракон сегодня встал на пути и стоит ли ради него садиться на коня?

Художник Анна Шишкина
Художник Анна Шишкина

Наш Телеграм: https://t.me/mir_comicsov

Больше интересного: