Найти в Дзене

Велопутешествие по Горному Алтаю. Часть 3

Здесь немного о себе. Часть 1. Часть 2. 2 сентября 2022 г. Утро нового дня принесло ощущение чего-то важного. Конечно же это подъём на перевал Кату-Ярык! Весь вечер я смотрел на него снизу, видел поднимающиеся и спускающиеся машины, думал каково мне будет... Знал и понимал - будет сложно и трудно. В 9.30 я уже был у начала перевала. Разумеется, сначала поехал на самом маленьком сочетании передач 1х1 (впереди самая маленькая звезда, сзади - самая большая). В самом начале дорога идёт резко вверх и довольно круто. Проехал всего каких-то 100-150 метров и дальше не смог. Тяжело... Сыпучий грунт из песка, пыли и камней затруднял движение. Пошёл пешком, толкая велосипед. Первый виток самый длинный. Редко проезжающие машины (как же хорошо, что основной турсезон здесь закончился!!!) поднимали облако пыли... ".... а он всё вперёд и вперёд... по перевалу Кату-Ярык ползёт... " Останавливался отдыхать, восстанавливать дыхание, унять бешено стучащее сердечко. Делал фото, снимал видео, говорил о свои

Здесь немного о себе.

Часть 1. Часть 2.

2 сентября 2022 г. Утро нового дня принесло ощущение чего-то важного. Конечно же это подъём на перевал Кату-Ярык! Весь вечер я смотрел на него снизу, видел поднимающиеся и спускающиеся машины, думал каково мне будет... Знал и понимал - будет сложно и трудно.

В 9.30 я уже был у начала перевала. Разумеется, сначала поехал на самом маленьком сочетании передач 1х1 (впереди самая маленькая звезда, сзади - самая большая). В самом начале дорога идёт резко вверх и довольно круто. Проехал всего каких-то 100-150 метров и дальше не смог. Тяжело... Сыпучий грунт из песка, пыли и камней затруднял движение. Пошёл пешком, толкая велосипед. Первый виток самый длинный. Редко проезжающие машины (как же хорошо, что основной турсезон здесь закончился!!!) поднимали облако пыли... ".... а он всё вперёд и вперёд... по перевалу Кату-Ярык ползёт... "

Останавливался отдыхать, восстанавливать дыхание, унять бешено стучащее сердечко. Делал фото, снимал видео, говорил о своих впечатлениях и мыслях "на камеру".

Читал в многих отчётах что многие велопутешественники предпочитают составлять маршрут так, чтобы спускаться с перевала, так мол легче. И встреча вчера двоих и последующие встречи это подтверждают. Многие едут "против часовой стрелки "Золотое кольцо Алтая" - так называют этот маршрут. Но мне было интересно подняться на перевал и испытать себя.

Хоть было и трудно, я всё равно наслаждался процессом подъёма. Где-то даже удавалось проехаться метров 100-200 где было небольшое выполаживание. Самым сложным был третий виток, сыпучий грунт и крутой подъём. А последний 8-й виток я даже весь проехал и под собственные мысленные крики "Ура!" пересёк линию "начала-конца" там где стояли указательные таблички.

Я сделал это! Я смог!
Я сделал это! Я смог!

Время подъёма составило 1 час и 40 минут. Походил по вершине, фотографировал виды. Весь завтрак уже "сгорел в топке" и даже хотелось кушать. Увидел открытое кафе и решил отметить подъём вкусным обедом.

Вот ты какой - перевал Кату-Ярык
Вот ты какой - перевал Кату-Ярык

Немного в стороне ведутся дорожные работы по строительству нового спуска, новой дороги. Работы были начаты ещё в 2011 году, в 2022 году возобновлены..... А ведь первоначально дорога, по которой сейчас поднимаются - спускаются была построена тремя (ТРЕМЯ!!!!!!) бульдозеристами с 1987 по 1989 годы. Интересно, как долго будет продолжаться строительство новой дороги и какая она будет?...

Вкусно покушав в кафе, покатил дальше. Подъёмы продолжались ещё как минимум несколько километров, так что почему "перевал Кату-Ярык" считается только там? Подъём продолжается, а спуска что-то совсем не намечалось....

Окружающие виды всё так же восхитительны и прекрасны! Совмещал кратковременный отдых с фотографированием.

На одной из турбаз заметил велосипед, снаряженный для велопутешествия, а затем и его хозяина. Пообщались, поделились впечатлениями. Сергей тоже едет вниз с перевала и подтвердил, что большинство предпочитают ехать именно вниз с перевала Кату-Ярык.

В этот день много ехать не стал. Возле очередной закрытой турбазы увидел отличное местечко на берегу горной речки и решил остановиться на ночёвку.

Вечером было очень тихо вокруг и чувствовалось, что ночь будет прохладнее, чем предыдущая.

3 сентября 2022 г. Хорошо что вечером надел тёплое термобельё, ночь была холодная. Под лучами утреннего солнышка согрелся. Выкатил на дорогу и продолжил покорять пыльно-песочно-каменистый грейдер. Докатил до посёлка Балыктуюль, здесь есть магазин, сотовая связи и интернет. Через 14 км ещё один посёлок Улаган, а здесь ещё в добавок и асфальт начался. Между населёнными пунктами связи нет никакой. Ну а потом начался подъём на Улаганский перевал.

Большая часть подъёма асфальт, но самые крутые подъёмы - грейдер. Забрался на перевал "в седле", с остановками разумеется.

На вершине перевала много ленточек на всех ближайших деревьях, стоит деревянный идол, рядом подношения от "сникерсов" до бананов, есть и монеты разного достоинства... Ну "кто на что горазд".

В 4 км от вершины Улаганского перевала есть одно "знаковое место" куда обязательно собирался заехать. Это "Застава Валентина". Много читал и смотрел об этом месте в отчётах.

Здесь нужно лично побывать чтобы не только увидеть, но почувствовать и проникнуться атмосферой этого места. В некоторых отчётах читал "бранные отзывы"- кому-то очень не нравится здесь, кто-то просто проезжает мимо этого места, а кто-то в неописуемом восторге побывав здесь и стремится приехать сюда ещё раз..... Здесь может остановиться любой человек на каком виде транспорта, да хоть пешком, он бы не проезжал-проходил.

Первыми меня встретили байкеры из Барнаула, которые прикатили сюда за 600 км, чтобы просто поесть шашлыков, пообщаться, посидеть у камина в "медсанчасти". Приехали за 600 км на одну ночь!!! Хозяина этого места Валентина не было, где-то ездил, но здесь может хозяйничать любой приехавший. Я сразу был приглашён к столу и накормлен, даже не успел осмотреться. Через некоторое время приехал Валентин на раздолбанном, но очень бодром УАЗике. Застолье завертелось с новой силой. Достал и я бутылку коньяка. Предчувствовал что пригодится и закупился в Улагане. Когда стемнело, перешли с улицы в "медсанчасть" (постройка в виде большого шатра в которой есть большой камин, много книг и музыкальных инструментов, проигрыватель пластинок. Видимо здесь "лечат душу"). Валентин зажёг камин, включил проигрыватель пластинок, ставили советские пластинки.... Вечер прошёл просто потрясающе!!!! Ближе к полуночи стали расходиться по домикам. Здесь большое количество спальных мест.

Мне место досталось в одном из домиков, показали где дрова, где печь. Нужно было самому обогреть своё временное жилище. Признаюсь честно, с печкой я не справился... Спал в своём спальнике, укрывшись сверху ватным одеялом.

4 сентября 2022 г. Утром заставу Валентина удалось рассмотреть только после того, как уехали байкеры. Они меня и завтраком накормили.

Барнаульские байкеры
Барнаульские байкеры

Попробую описать словами... Сама застава состоит из нескольких разного вида домиков, даже армейская палатка есть. "Застава" - потому что Валентин служил в погранвойсках в звании старший прапорщик. Есть там штаб, медсанчасть, клуб, кухня, столовая... В каждом домике разная обстановка, интерьер. В "Штабе" как в казарме, стоят 2-х ярусные кровати - спальных мест хватит на полноценный взвод!

Это всё нужно видеть своими глазами...

Приезжающие сюда привозят продукты для всех - крупы, макароны, консервы, чай, кофе, вкусняшки к чаю. Всё в общем и свободном доступе.

Уезжая, я оставил в общей кассе 500 рублей. Выехал почти в 12 часов. Дорога местами асфальт, местами каменистый грейдер и постоянный спуск вниз.

Доехал до места с названием "Красные ворота" - общая картина очень впечатляет, узкий проход сквозь высокие скалы, журчащий поток горной реки Чибитка и крутой поворот дороги....

Красные ворота
Красные ворота

Доехал до посёлка Акташ. И решил найти жильё, оставить сумки и налегке сгонять к гейзерному озеру. Жильё нашлось быстро. Занёс сумки в комнатку на втором этаже и покатил по Чуйскому тракту к гейзерному озеру. До озера всего 7 км. Домчался быстро.

Гейзерное озеро довольно необычное природное явление. Это тоже был один из обязательных пунктов моего маршрута. Думал посетить его утром, пока туристов нет, как получилось с "каменными грибами", но обстоятельства внесли свои коррективы. Вечером тоже туристов было не много. Вход платный. До озера сделали дорожку из деревянных настилов.

Интересное озеро, наблюдал изменения рисунка из-за выхода каких-то субстанций....

Вернулся в Акташ, зашёл в местную столовую, поужинал. В домике помылся, постирал вещи и отдыхать. Отличный денёк прошёл! Впечатлений огромное количество!

5 сентября 2022 г. В этот день мне предстояло проехаться по Чуйскому тракту - одной из самых красивых дорог в мире. Проехать нужно было 80 километров до слияния двух рек Чуи и Катуни.

Через несколько километров от Акташа произошло моё "знакомство" с рекой Чуя.

На Чуйском тракте ведутся капитальные ремонтные работы в нескольких местах, полностью меняют асфальтовое покрытие, организовали реверсивное движение.

Но несмотря на все эти проблемки, те 80 километров, которые я проехал, дорога действительно очень красивая своими окружающими видами, очертаниями гор, когда пейзаж меняется после каждого изгиба дороги, после каждой возвышенности, пригорка.

Очень понравилось ехать по Чуйскому тракту! Потрясающе красивая дорога! Особенно по новому асфальту и в полном отсутствии машин, которые "держало" реверсивное движение.

В посёлке Иодро возле магазина встретил 4-х велотуристов из разных городов. Едут встречным маршрутом, поделились впечатлениями от пройденного и увиденного (тоже будут спускаться с перевала Кату-Ярык). Советовали "Тюнгурскую тропу" (ещё один мой обязательный пунктик) проехать по верхней тропе. Мне её предстоит пройти на следующий день и я пока не понимал о чём они. В прочитанных отчётах и просмотренных видео не встречал упоминаний о "верхней" или "нижней" тропе... Сказали, что шли нижней во встречном для меня направлении и "натаскались велосипедов"... Ладно, на месте разберусь, решу....

Докатил до места слияния рек Чуи и Катунь. Сначала посмотрел сверху, со стороны Чуйского тракта. Там много туристов, место оживлённое.

Затем спустился вниз, мне всё равно нужно было ехать теперь вдоль Катуни к посёлку Инегень. В посёлке есть магазин и связь. Купил продуктов на пару дней так как дальше прогнозирую пару дней без магазинов.

Остановился на берегу Катуни после посёлка с учётом наличия связи чтобы написать и загрузить на своей страничке ВК отчёты. Обязательное вечернее купание в реке. Вот только в реке Чуя не получилось искупаться....

Уже больше недели я в путешествии по горному Алтаю и каждый день приносит огромное количество впечатлений, восхищение окружающим миром и массу положительных эмоций! С погодой пока очень везёт - днём тепло, почти всегда солнечно и без дождей! Вечером с кружкой чая вспоминаю прошедший день и обдумываю день предстоящий. Завтра у меня Тюнгурская тропа...

Продолжение будет...

Часть 4

Моё путешествие 2024 года "Вдоль Волги на велосипеде" здесь