Боди-хоррор «Субстанция» попал в несколько номинаций Оскара, в том числе «Лучший фильм». Хочется сразу сильно удивиться, ведь случай поистине беспрецедентный. Жанровое кино, как правило, Оскары не берёт, это раз. Последний и единственный раз, когда условно «ужасы» удостоились чести получить награду в категории «Лучший фильм» был 33 года назад в 1992, это два. И то был триллер «Молчание ягнят», это три. (если интересно, чем отличаются ужасы от триллера, читайте здесь).
🚫 Внимание. Фильм имеет ограничение 18+
Сашкины впечатления от Субстанции
Ну во-первых, это красиво. Каждый кадр можно фоткать и вешать в рамку в гостинную. Средней тонкости визуальные метафоры, что не делает их менее завораживающими, меня очаровали. Начиная с бомбической экспозиции главной героини через её звезду на аллее славы.
Продолжая визуализацией темы быстротечности времени, и старения, что показана через проход героини Деми Мур по коридору студии вдоль её плакатов, размещённых в хронологическом порядке. Или обеда с героем Денниса Куэйда, до того противным типом, что никак иначе чем через мета-макро план пережёвывания креветок это и не покажешь.
И заканчивая чем-то более глубоком, как то, что все излишки, что мы позволяем себе в молодости, отражаются на нас же в старости. Или чрезмерное и омерзительное тело третьего акта этой трагедии, что служит своего рода местью той толпе, которое жаждет лишь ТЕЛА.
Великолепная Деми Мур, просто богиня. Не менее значимая и талантливая Маргарет Куолли, которой, уверена, морально тоже пришлось не просто играть некоторую физически совершенную версию женщины, которой она конечно же не является.
Чего мне не хватило? Принимая во внимание серьёзность и глубину поднятых тем, про принятие себя и своей внешности и про зацикленность этого мира на внешней красоте, мне не хватило подтверждения того, что не в красоте в итоге счастье. А то по факту получилось ровно то, что по задумке критикуется: если ты красив, перед тобой действительно открыты все двери и никто от этого не страдает, и лишь потеря той самой красоты приводит всех в отчаяние и паранойю.
И да, это возможно первый в мире боди-хоррор, который я готова рекомендовать даже тем, кто их избегает. Потому что количество женских поп и ярких красок в этом кино настолько много, что перекрывает любые отрицательные впечатления от каких-то сцен трансформации тел.
А теперь давайте посмотрим, что ведёт «Субстанцию» прямиком к Оскару.
1. Это про нас с вами
Главная фишка фильма – он говорит о том, что всех волнует. Жизнь в обществе, где внешность – это валюта, где возраст для женщины – это приговор, а молодость подаётся как панацея. Академия обожает такие темы, которые звучат как звонок-будильник: мол, пора что-то менять.
2. Эмоциональное воздействие
Для «Лучшего фильма» важно одно: чтобы в конце ты либо плакал, либо сидел в шоке. Ну, или и то, и другое. Если зрители реально чувствуют страх и отчаяние вместе с героями, это цепляет. Если вы ещё не смотрели, но собираетесь, поверьте, эмоции будут, хоть и не самые приятные.
3. Фестивали – это трамплин
Каннский кинофестиваль уже дал фильму награду за лучший сценарий, а Золотой глобус наградил Деми Мур за лучшую женскую роль. И это, знаете ли, не мелочь. Академия обожает фильмы, которые успели засветиться на больших фестивалях. Это своего рода знак качества.
4. Сюжет цепляет
Тема боди-хоррора – это не просто «ужасы ради ужасов». Здесь сюжет реально глубже: экспериментальная сыворотка, желание сохранить молодость, а в итоге – страшная цена за собственные решения. Всё это звучит как мощный микс, который запомнится.
5. Деми Мур и Маргарет Куолли
Сильная актёрская. Деми Мур, которая возвращается на большие экраны с мощной драматической ролью, и Маргарет Куолли, звезда нового поколения, уже сами по себе вызывают интерес. И их совместная работа действительно впечатляет, добавляя фильму очков.
6. Красота на экране
«Субстанция» визуально шикарен. Корали Фаржа, как и в случае с фильмом «Выжившая» явно сделала упор на эстетику. А фильмы, которые выглядят круто, часто оказываются в номинации. Что складывается в некоторую пост иронию в данном случае. Ведь фильм, который осуждает одержимость визуальной красотой, цепляет в первую очередь именно этим.
7. Эффект после просмотра
Хороший претендент на «Лучший фильм» – это не просто кино, которое посмотрел и забыл. «Субстанция» вызывает обсуждения, делит зрителей на тех, кто восторге, и тех, кто в шоке. А фильмы, которые не оставляют равнодушных, часто оказываются в центре наградного сезона.
Что в итоге?
«Субстанция» точно имела потенциал стать одним из главных фильмов года. Хорошая история, сильные актёры, визуальный стиль. Фильм соединил в себе художественную оригинальность с универсальностью и эмоциональной силой.
А так как в последние годы Академия взяла моду нас удивлять, сначала корейский «Паразиты», затем «Всё, везде и сразу» с нетривиальным сюжетом и оригинальными шутками, я искренне ставила на то, что «Субстанция» станет логичным и вероятно своевременным «Лучшим фильмом» 2024 года.