Найти в Дзене

Спектакль «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. 🔥

Автор: Ф. Шанта. Перевод Ю. Мартемьянова. Режиссер - Елизавета Бондарь. Художник - Алексей Лобанов. Композитор - Станислав Маковский. Действующие лица и исполнители: Дюрица - Илья Смирнов. Книготорговец - Максим Виноградов; Андрей Максимов. Хозяин - Евгений Кутянин. Столяр - Дмитрий Агафонов. Фотограф - Антон Коршунов. Женщины - Екатерина Александрушкина. Шеф полиции - Алексей Алексеев. Полицейский - Сергей Волков. Повстанец - Леонид Кондрашов. Дети: Александр Ек, Феодор Кирсанов, Иван Обидин, Артём Качура. Актерская палитра всегда определяется у Елизаветы Бондарь художественной задачей. И в спектакле «Пятая печать» главные герои - обыватели. Спектакль построен на парадоксе, который выражен и в сценографии, и в партитуре голосов, и в музыке. Он рассказывает о страшном эксперименте по стиранию личности, который производят двое гестаповцев над четырьмя простыми венграми: продавцом книг Кираи, столяром Ковачем, хозяином бара Белой и часовщиком Дюрицей. Они ставят их перед выбором: либо уд

Автор: Ф. Шанта.

Перевод Ю. Мартемьянова.

Режиссер - Елизавета Бондарь.

Художник - Алексей Лобанов.

Композитор - Станислав Маковский.

Действующие лица и исполнители:

Дюрица - Илья Смирнов.

Книготорговец - Максим Виноградов; Андрей Максимов.

Хозяин - Евгений Кутянин.

Столяр - Дмитрий Агафонов.

Фотограф - Антон Коршунов.

Женщины - Екатерина Александрушкина.

Шеф полиции - Алексей Алексеев.

Полицейский - Сергей Волков.

Повстанец - Леонид Кондрашов.

Дети: Александр Ек, Феодор Кирсанов, Иван Обидин, Артём Качура.

Актерская палитра всегда определяется у Елизаветы Бондарь художественной задачей. И в спектакле «Пятая печать» главные герои - обыватели. Спектакль построен на парадоксе, который выражен и в сценографии, и в партитуре голосов, и в музыке. Он рассказывает о страшном эксперименте по стиранию личности, который производят двое гестаповцев над четырьмя простыми венграми: продавцом книг Кираи, столяром Ковачем, хозяином бара Белой и часовщиком Дюрицей. Они ставят их перед выбором: либо ударить по щеке уже почти мертвого от пыток антифашиста или умереть самим. Трое выбирают смерть, а Дюрица - жизнь ради детей убитых антифашистов. А перед этим те же мужчины, отвечая на вопрос Дюрицы, кем бы они хотели стать в другой жизни: тираном или рабом, выбрали жизнь тирана.

Сцена из спектакля «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. Фото автора.
Сцена из спектакля «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. Фото автора.

Минималистичные декорации: белая комната, по стенам которой ветвятся лабиринты черных труб, звук капающей воды, как неотвратимо убегающего времени, делают этот спектакль, на самом деле, библейской притчей о спасении души. В час реального испытания мужчины пошли на смерть.

Но спектакль ставит вопрос вопросов: как оценить поступок человека? Ответ парадоксален, и этот парадокс выражен и в сценографии, и в партитуре голосов, и музыке. Движения и голоса героев до момента истины кажутся обыденными и скованными. Они люди маленькие и действуют по алгоритму выживания. Но в момент испытания каждый проявит себя по-особенному, как герой. Один выругается, другой поднимет руки и скажет: «Я не могу», третий воскликнет: «Так нельзя!». Их всех убьют, кроме четвертого, часовщика Дюрицы, которого выпустят с клеймом предателя.

Сцена из спектакля «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. Фото автора.
Сцена из спектакля «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. Фото автора.

Последняя сцена становится еще одним, главным моментом истины. Сцена в точности повторяет первую сцену обывательских посиделок, но только теперь за столом с Дюрицей сидят спасенные им дети, свои и чужие, дети убитых антифашистов. А он говорит тем же негромким голосом, внешне оставаясь тем же обывателем, продолжая слышать и видеть на месте детей своих приятелей.

Конфликт белого цвета стен и черного цвета труб, схематичных движений, тьмы и света как двух крайностей, жесткость выбора: черного (одежда гестаповцев) или белого (белые рубашки мучеников), вдруг предстает в другом свете. Схема черного и белого оказывается сломана спасенными жизнями детей, а весь спектакль приводит к осознанию того, что суть человека в христианстве определяется не поступком, а внутренним мотивом.

Сцена из спектакля «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. Фото автора.
Сцена из спектакля «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. Фото автора.

Спектакль оказался невероятно пророческим, поскольку его премьера на малой сцене МТЮЗа состоялась 23 февраля 2022 года, когда мы все оказались перед этим выбором, и многие бросились судить. Для Елизаветы Бондарь проблематика человека и его нравственного выбора очень важна, потому что она мыслит в парадигме христианской культуры. Режиссер понимает, что человек не может изменить мир, но отказ от законов человечности оборачивается превращением в марионетку.

Сцена из спектакля «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. Фото автора.
Сцена из спектакля «Пятая печать». Малая сцена театра МТЮЗ. Фото автора.

P.S. Очень советую посмотреть великолепный фильм Золтана Фабри «Пятая печать». Он получил в 1977 — Первую премию (Золотой приз) на Московском международном кинофестивале.