Найти в Дзене

Как воспитать детей, чтобы они распознавали дезинформацию

Сейчас как никогда важно воспитывать детей, способных анализировать доказательства, находить надежные источники и мыслить самостоятельно. Прошлым летом 7-летний Зуша вернулся домой из дневного лагеря, напуганный страшной историей. По словам его матери Яэль Шай, он сказал: «Мой друг Джордж рассказал мне о молочном коктейле, который ты пьешь, а потом кто-то приходит и убивает тебя. Есть видео, и это реально, и воспитатели тоже об этом знают!» Шаю пришлось немного погуглить, чтобы понять, что история Зуши возникла из тренда TikTok. Люди снимали себя, пьющими молочные коктейли McDonald's с логотипом Grimace, а затем притворялись убитыми, а яркая фиолетовая жидкость заменяла «кровь». Все это было задумано как хорошее развлечение, но не для Зуши. Он плакал от беспокойства и не мог спать. Столкнувшись с напуганным маленьким мальчиком, Шай обратилась к Интернету. «Я ввела в свой телефон «Убийства Гримасы» на самом деле?» — говорит она. «И, к счастью, первое, что пришло на ум, было: «Нет, это н
Оглавление

Сейчас как никогда важно воспитывать детей, способных анализировать доказательства, находить надежные источники и мыслить самостоятельно.

Прошлым летом 7-летний Зуша вернулся домой из дневного лагеря, напуганный страшной историей. По словам его матери Яэль Шай, он сказал: «Мой друг Джордж рассказал мне о молочном коктейле, который ты пьешь, а потом кто-то приходит и убивает тебя. Есть видео, и это реально, и воспитатели тоже об этом знают!»

Шаю пришлось немного погуглить, чтобы понять, что история Зуши возникла из тренда TikTok. Люди снимали себя, пьющими молочные коктейли McDonald's с логотипом Grimace, а затем притворялись убитыми, а яркая фиолетовая жидкость заменяла «кровь». Все это было задумано как хорошее развлечение, но не для Зуши. Он плакал от беспокойства и не мог спать.

Столкнувшись с напуганным маленьким мальчиком, Шай обратилась к Интернету. «Я ввела в свой телефон «Убийства Гримасы» на самом деле?» — говорит она. «И, к счастью, первое, что пришло на ум, было: «Нет, это не правда, это розыгрыш». И я показала ему это». Он понял и успокоился.

Но ей пришлось нелегко, осознав, что ее сын может стать жертвой интернет-слухов через друга, даже если она не позволяет ему пользоваться Интернетом без присмотра дома.

( Как помочь своему ребенку раскрыться? Эксперты говорят, что нужно помочь ему найти «поток» )

Умение отличать факты от вымысла — важный навык. В эпоху галлюцинаций ИИ, мистификаций, обманчивого маркетинга и рекордно низкого общественного доверия к науке и другим институтам как никогда важно воспитывать детей, которые могут анализировать доказательства, определять надежные источники и думать самостоятельно.

Хорошей новостью является то, что есть много исследователей, которые тестируют вмешательства, которые могут помочь родителям поощрять критическое мышление — как для детей от трех лет, так и для детей предподросткового возраста и подростков. Вот некоторые из их идей.

Родители всегда должны быть открыты для вопросов — даже неудобных.

По словам Лоренса Стейнберга , психолога из Университета Темпл, специализирующегося на развитии подростков, у детей начинают развиваться навыки критического мышления примерно в возрасте трех лет, как раз тогда, когда они начинают задавать вопросы «почему».

«Я думаю, родители расстраиваются из-за того, что им постоянно приходится что-то объяснять», — говорит он. «Но важно, чтобы они находили время, когда могут, чтобы отвечать на эти вопросы, потому что вы не хотите, чтобы ребенок думал, что спрашивать — это плохо или неправильно».

Это применимо, когда вы обсуждаете такие вопросы, как «почему небо голубое?», но это еще важнее, когда дети подвергают сомнению ваши правила или ограничения, говорит Стейнберг.

Авторитарные родители, которые чрезмерно тверды, но не особенно теплы, как правило, имеют детей, которые более тревожны, подавлены и зависимы. Штейнберг считает, что такой стиль воспитания также может подорвать критическое мышление. «Когда родители говорят своим детям что-то вроде: «Не отвечай мне», «Сделай это, потому что я так сказал», «Ты недостаточно взрослый, чтобы это понять», это отбивает у детей охоту задавать вопросы и оспаривать вещи, которые, по их мнению, не имеют смысла».

( Как ваш стиль воспитания влияет на вашего ребенка? Вот что говорят эксперты. )

Вместо этого, говорит он, родители должны быть примером критического мышления и укреплять связь со своими детьми, слушая их и находя возможности сказать: «Вы правы! Я никогда не думал об этом в таком ключе!»

Как родители, мы не всегда знаем ответы. Или мы можем услышать вопрос, на который нам стыдно ответить, на запретную тему, например, секс или наркотики. В такие моменты, говорят эксперты, особенно важно не быть пренебрежительным и прекратить разговор.

«Именно в тех областях, где [ребенок] не обладает достаточными знаниями, дезинформация может действительно процветать», — говорит Лиза Фацио . Она работает на кафедре психологии в Университете Вандербильта, где исследует психологические факторы веры в дезинформацию.

Решение, говорит Фацио: «Заполните пустоту». Отвечайте на сложные вопросы в соответствии с возрастом, с небольшими порциями информации. Отвечайте только на тот вопрос, который они задают, и будьте проще.

Например: благодаря заголовку газеты за завтраком мой 8-летний ребенок недавно спросил меня: «Что такое аборт?»

Я ответил: «Это когда кто-то хочет прервать беременность. Для этого можно сделать операцию». Это удовлетворило ее любопытство на данный момент и оставило дверь открытой для дальнейших разговоров.

Если вы не можете подобрать слова, укажите детям на авторитетные источники, которые вы можете просмотреть вместе. На сайте Amaze.org есть соответствующие возрасту видеоматериалы о половом созревании и половом воспитании. В лаборатории REACH в Стэнфорде есть доступные ресурсы, которые содержат факты о наркотиках и алкоголе.

Прокрутите страницу вместе с вашим ребенком

Фацио говорит, что существует ошибочное представление, что поскольку молодые люди являются «цифровыми аборигенами», они автоматически хорошо различают правду в том, что видят в сети. Это неправда, говорит она.

«Одна из вещей, которая может быть полезна, — это просто сесть с ребенком и посмотреть, что он делает в сети», — говорит она. Затем задайте детям вопросы, чтобы они начали критически относиться к источникам, которые появляются в их лентах.

«Поговорите о том, «кто эти люди?» — говорит она. «Каковы их мотивы? Они пытаются вам что-то продать? Они пытаются вас рассмешить? Почему они публикуют то, что публикуют?»

Эти вопросы заставляют детей замедлиться и активно вникать в информацию, а не просто пассивно ее воспринимать.

Для детей постарше: попробуйте планы уроков, основанные на исследованиях, или даже игру.

По мере того, как дети взрослеют и становятся более независимыми, они могут научиться самостоятельно проверять факты, без необходимости хватать родителей каждый раз, когда они сталкиваются с чем-то непонятным или подозрительным.

Майк Колфилд изучает распространение слухов и дезинформации в Интернете в Университете Вашингтона. В своей работе он разработал то, что он назвал методологией SIFT, чтобы улучшить стратегии проверки фактов у учеников 5-го класса.

SIFT означает: Остановить, Исследовать источник, Найти лучшее освещение и Проследить утверждения до исходного контекста.

Но как узнать, когда остановиться в первую очередь? Колфилд говорит студентам останавливаться, когда они слышат, видят или читают что-то, что вызывает сильные чувства. «Если что-то вас злит, если это кажется удивительным или шокирующим, или, с другой стороны, если вы видите что-то, что заставляет вас чувствовать себя очень самодовольным», — говорит он. «Вот это то, что вам нужно проверить».

Обучение основам научного метода — еще одна проверенная исследованиями стратегия, помогающая студентам мыслить критически. Хезер Мунте-Каас — исследователь из Норвежского института общественного здравоохранения. Ее команда разработала « Будьте умны в отношении своего здоровья », — планы уроков, призванные заставить студентов критически мыслить о заявлениях о здоровье.

Эти уроки учат детей открыто анализировать и сосредотачиваться на доказательствах для утверждения. Например, учеников просят оценить ценность анекдота, например: «Мой друг ел апельсины и выздоровел от гриппа» или «Моя бабушка говорит, что традиционно при простуде используют паровую баню».

Студентов учат, что если утверждение основано исключительно на личном опыте, то это «не очень хорошее» доказательство, говорит Мунте-Каас.

К 10 или 11 годам дети могут научиться оценивать доказательства так, как это делают ученые. Они могут понять, что сильное утверждение о здоровье должно быть подкреплено экспериментом: справедливым сравнением двух групп приличного размера, где единственное различие заключается в рассматриваемом вмешательстве.

Джон Кук из Университета Монаша в Австралии — эксперт по дезинформации о климате и ее разоблачению. Он создал онлайн-игру «Cranky Uncle» , которая помогает студентам выявлять распространенные методы дезинформации. Вы можете скачать ее и играть с детьми бесплатно.

В игре ученики учатся определять стратегии, которые использует лысеющий, усатый персонаж «Cranky Uncle», чтобы отрицать науку. Эти тактики включают фальшивых экспертов, логические ошибки, невозможные ожидания, выборочный отбор и теории заговора. Например, дядя приводит мнение компьютерного ученого о вакцинах в качестве примера «фальшивого эксперта», потому что, хотя он и ученый, его специальность не связана со здоровьем.

Кук говорит, что его основанный на логике подход можно легко обобщить, чтобы обнаружить дезинформацию в разных областях, что может заставить детей почувствовать себя увереннее. «Людям не нравится, когда их вводят в заблуждение», — говорит он. Это может мотивировать детей уделить время и «переступить через свои инстинкты», а также критически оценить утверждение.

Поймите эмоциональные движущие силы дезинформационных убеждений.

Исследования Фацио показывают, что люди склонны поддаваться теориям заговора, потому что они удовлетворяют потребность в принадлежности и определенности в пугающем, запутанном мире.

Когда мы видим разрушительную экстремальную погоду или очередную стрельбу в школе, это может быть тревожным, изолирующим и сложным для понимания. Авторитетные эксперты не могут сказать нам точно, когда или где произойдет следующий большой пожар или наводнение, но сторонники теории заговора убеждают людей, что все это заговор или все это фейк.

Фацио предполагает, что подростковый возраст может быть опасной зоной, потому что это время, когда люди действительно жаждут признания. «Многие из этих онлайн-сообществ заговорщиков могут быть сплоченными», — говорит она. «Это дает вам чувство превосходства. Вы знаете что-то, чего не знают другие. Вы находитесь в этой тайной группе людей, которые понимают мир так же, как и вы».

Ее группа приступает к исследованию подростков, измеряя такие факторы, как их потребность в принятии в группе, их тревожность, депрессия, толерантность к неопределенности и то, как все это связано с их уровнем веры в заговор. Если они смогут установить корреляцию, это поможет им разработать вмешательства, которые будут направлены на эмоциональные причины, по которым молодые люди впадают в конспирологическое мышление, а не только на когнитивные пробелы.

В то же время, как родители, мы можем сделать многое, чтобы помочь нашим детям почувствовать себя частью семьи, говорит Фацио. И мы можем поощрять общение со здоровыми группами сверстников и в реальной жизни, что может снизить вероятность того, что они попадут в кроличьи норы теорий заговора.