Найти в Дзене
Ратибор Волхов

Авиакатастрофа под Вашингтоном ещё раз напомнила, что профессиональные спортсмены и тренеры находятся в зоне повышенного риска

Авиакатастрофы не выбирают жертв. Ими может стать любой, даже тот, кто никогда не летает на самолётах. Гибель людей на земле случалась много раз, и крушение лёгкого самолёта в Филадельфии, случившееся практически сразу вслед за авиакатастрофой под Вашингтоном, это лишний раз подтвердило. Погибло шестеро находившихся на борту и ещё один человек на земле; 19 человек на земле пострадало. Этот случай гибели людей на земле далеко не первый и, к сожалению, не последний. Все, наверное, помнят жуткую катастрофу в Иркутске и атаку на башни-близнецы в Нью-Йорке, но в Нью-Йорке гибель людей на земле стала хотя бы результатом теракта, а в Иркутске из-за того, что кто-то чего-то не продумал. И она тоже не первая в этом печальном ряду. Пока самолётам гражданской авиации будут разрешать летать над городами ради экономии топлива и сверхприбылей авиакомпаний, то такие катастрофы будут происходить и дальше. Впрочем, самолёт может упасть на голову и в чистом поле. Судьба… Но, разумеется, шанс погибнуть в

Авиакатастрофы не выбирают жертв. Ими может стать любой, даже тот, кто никогда не летает на самолётах. Гибель людей на земле случалась много раз, и крушение лёгкого самолёта в Филадельфии, случившееся практически сразу вслед за авиакатастрофой под Вашингтоном, это лишний раз подтвердило. Погибло шестеро находившихся на борту и ещё один человек на земле; 19 человек на земле пострадало. Этот случай гибели людей на земле далеко не первый и, к сожалению, не последний.

Все, наверное, помнят жуткую катастрофу в Иркутске и атаку на башни-близнецы в Нью-Йорке, но в Нью-Йорке гибель людей на земле стала хотя бы результатом теракта, а в Иркутске из-за того, что кто-то чего-то не продумал. И она тоже не первая в этом печальном ряду. Пока самолётам гражданской авиации будут разрешать летать над городами ради экономии топлива и сверхприбылей авиакомпаний, то такие катастрофы будут происходить и дальше. Впрочем, самолёт может упасть на голову и в чистом поле. Судьба…

Но, разумеется, шанс погибнуть в авиакатастрофе гораздо больше у того, кто постоянно летает самолётами. Но и здесь бывают люди, которые регулярно летают, но ни разу не попадали даже в незначительные авиа-происшествия, а кто-то первый раз взойдёт на борт самолёта и попадёт в авиакатастрофу…

Естественно, что лица, имеющие отношение к авиационному бизнесу, постоянно утверждают, что якобы самолёт – самый безопасный вид транспорта, но это и близко не имеет ничего общего с реальностью. Наоборот, самолёт – это самый опасный вид транспорта, и тот, кто заходит на его борт, никогда до конца не может быть уверен, что сойдёт по трампу в месте назначения живым и здоровым. Летать ведь для человека – это идти против природы, но те, кто кричат о безопасности авиатранспорта, просто манипулируют абсолютными цифрами. Естественно, в автокатастрофах людей гибнет больше, но если взять процент катастроф от числа поездок и полётов, то цифры будут совсем не в пользу авиации.

Самое страшное в авиакатастрофах – это осознание неизбежности гибели, если она не происходит моментально. При авариях, связанных с автотранспортом и железнодорожным транспортом, шанс выжить всё-таки значительно больше, да и при кораблекрушении тоже, хотя перспектива оказаться в воде где-нибудь в открытом океане да ещё и в местах обитаниях акул малоприятная. Ещё неизвестно, что хуже.

Да, бывали случаи чудесного спасения, когда люди падали с нескольких тысяч метров и каким-то чудом оставались живыми. А кто-то и с лестницы насмерть падал, как например, замечательный венесуэльский актёр Даниэль Альварадо, известный российским зрителям по роли Рейнальдо Мальдонадо в культовом сериале «Реванш» 1989 года. Но, находясь на земле, шанс выжить всяко выше, чем в воздухе.

Однако воротилы авиаперевозок пользуются тем, что высчитать процент погибших в автокатастрофах от числа поездок по понятным причинам даже теоретически невозможно.

Я никогда не понимал людей, которые утверждают, что не боятся летать самолётами. Это противоестественно натуре человека, в котором заложен инстинкт самосохранения. Ведь в воздухе от него вообще ничего не зависит. Храбрость тут не причём. А вот тех, кто боится летать и не летает самолётами, понимаю прекрасно. Из-за этого страха иные люди отказываются от успешных карьер. Но кто-то может себе это позволить, а кто-то нет.

Летать или не летать - у профессиональных спортсменов мирового уровня выбора нет, ведь география мирового спорта весьма и весьма широка, да и не мирового тоже.

После Второй мировой самолёт постепенно начал становиться привычным пассажирским транспортом. Одновременно росло число спортивных соревнований, проходящих в разных странах на разных континентах. Спорт начал становиться профессиональным.

В таких больших странах, как СССР (потом – Россия), США, Канада, Бразилия, Китай, Индия, альтернативы авиационному транспорту для спортсменов, учитывая интенсивность внутренних соревнований, практически нет. Впрочем, ограничение полётов в южных регионах России, показало, что путешествовать и спортивным командам можно и железнодорожным транспортом. Но, если, скажем, из Краснодара или Ростова до Москвы на поезде можно добраться меньше, чем за сутки, то до Хабаровска или Владивостока добираться по железной дороги времени не хватит, а хоккейным клубам КХЛ туда регулярно приходится ездить, точнее – летать.

География НХЛ, НБА в Северной Америке тоже заставляет спортсменов регулярно летать.

Да, бывали случаи, когда известные и не очень спортсмены преждевременно заканчивали свои карьеры из-за страха летать. Кто-то не летал вместе с командой, а добирался по земле. Но, как правило, спортсмены всё-таки вынуждены летать.

Из-за расширения географии спорта и увеличения спортивных соревнований перелёты для спортсменов стали более частыми, но и катастрофы, уносящие жизнь спортсменов, к сожалению, стали происходить довольно регулярно.

Гибель известных людей, к коим спортсмены, безусловно, относятся, обычно переживается более тяжёло. И нередко вокруг авиакатастроф, особенно, если на борту находились известные люди, возникают «теории заговора» и далеко не всегда беспочвенно.

Не будем спекулировать о причинах катастрофы под Вашингтоном, произошёдшей в ночь с 29 на 30 января, но очевидно, что очень странно вёл себя пилот военного вертолёта – он не мог не видеть самолёт. Кто был третьим на борту вертолёта, кого везли? Да и диспетчеры были не на высоте. Почему реагировали так медленно и не давали чётких и ясных команд?

Дональд Трамп уже заявил, что при прежней администрации в структуры, подведомственные Министерству транспорта, брали не по профессиональным качествам, а по принципу "инклюзивности". Доходило до того, что при наборе авиадиспетчеров профессионалам предпочитали даже полных паралитиков. И это, конечно, сказалось на качестве работы. Да и в военное ведомство в руководство ставили не пойми кого: опять же выбирали не по опыту и профессиональным качествам, а по «правильной» с точки зрения демократов-марксистов, сексуальной ориентации. В общем, Трампу с Вэнсом, Хегсетом, Маском и компанией предстоит ещё много разбирать того, что натворили эти полоумные демократы-марксисты при страдающем деменцией сатанисте Байдене.

Неудивительно, что авиакатастрофа под Вашингтоном уже обросла большим числом слухов и спекуляций. Сначала говорили о выживших, потом выяснилось, что выживших нет. Дональд Трамп подтвердил, что все находившихся на борту пассажиры и члены экипажей обоих воздушных судов погибли.

Сразу стало известно, что среди погибших есть фигуристы и тренеры, возвращающиеся после чемпионата США, в том числе и выходцы из СССР. И тут же пошли спекуляции. Фамилии назывались разные, включая Анабель Морозов (дочери Николая Морозова) и Энтони Пономаренко (сына олимпийских чемпионов 1992 года Марины Климова и Сергея Пономаренко), но их, к счастью, на борту не оказалось.

Что заставляло в списки погибших заранее включать всех, кто теоретически мог бы быть на борту из-за того, что жил и работал в США, даже не проверив, были ли у этих людей билеты на этот рейс? Жажда сенсации. Кто-то один напечатал, другие начали перепечатывать, даже не думая о том, что прочитать могут близкие люди. Но таковы законы современных средств массовой информации. Плохое продаётся лучше хорошего.

Сейчас сообщается, что среди погибших фигуристов, в основном американцы. Известно, что этим рейсом вылетали американские юниоры, оставшиеся в Уичито на спортивные сборы после прошедшего Чемпионата США, их тренеры и сопровождающие (у многих – кто-то из родителей). Среди первых была подтверждена гибель американских юниоров Спенсера Лейна и Джины Хан. Но, к сожалению, было понятно, что этот скорбный список будет пополняться новыми фамилиями фигуристов. Сейчас в нём также значатся фигуристы Эдди Чжоу, Лидия Ливингстон, Эвери Ливингстон, Франко Апарасио, Шон Кей, Анджела Янг.

Восемь фигуристов и четверо тренеров (первоначально появлялась информация о 14-ти погибших, имеющих отношение к фигурному катанию).

К несчастью, на борту оказались чемпионы мира 1994 года в парном катании Евгения Шишкова и Вадим Наумов, на счёту которых также серебряная медаль Чемпионата мира 1995 года и бронзовая 1993-го; «серебро» и четыре «бронзы» чемпионатов Европы, победа в Финале Гран-при сезона 1995/96, две победы на чемпионатах страны, медали ряда международных и внутренних турниров. (О спортивных достижениях Евгении Шишковой и Вадима Наумова выйдет отдельная статья.)

Также на борту разбившегося самолёта находилась воспитанница Татьяны Тарасовой Инна Волянская, которая в паре с Валерием Спиридоновым в 1980-м взяла "бронзу" Чемпионата СССР (в следующие два года были 4-е и 6-е места); в том же году пара выиграла Кубок СССР, а в 1982-м – Спартакиаду. На счету этой пары также победы на ряде международных турниров: Blue Swords 1980, Grand Prix International St. Gervais 1982, Nebelhorn Trophy 1982 и «серебро» St. Ivel International 1980, Prague Skate 1981 и Blue Swords 1982.

Кроме Шишковой, Наумова и Волянской, указывается, что на борту был бывший российский фигурист Александр Кирсанов – выступал в танцах на льду; катался когда-то с Ольгой Погосян (2-е место на этапе юниорского Гран-при Skate Slovakia 1997 в Баньской Бистрице), потом выступал за Азербайджан с Барбарой Хэнли (победа на Чемпионате Азербайджана в сезоне 1999/2000) и за США с Кристи Моксли ("серебро" Nebelhorn Trophy 2003).

Все четверо работали в США тренерами: Шишкова и Наумов сначала в штате Коннектикут, с 2017-го - в штате Массачусетс; Волянская - с 2017 года в штате Вирджиния; Кирсанов - в штате Дэлавер.

После многих авиакатастроф нередко появляются сообщения о чудесных, иногда мистических историях непопадания на роковой рейс.

Как-то удалось прочитать, что люди часто опаздывают на рейсы, которые терпят катастрофы. Иногда в последний момент принимают решение лететь другим рейсом. Провидение, которое иногда бывает следствием череды последовательных событий, которые спасают жизнь, а иногда и вовсе ничем материалистическим не объяснимое.

И в этот раз были такие истории. Не знаю, можно ли отнести к таким счастливым случаям то, что сын Евгении Шишковой и Вадима Наумова полетел другим рейсом (для него этот случай «счастливым» является весьма условно, ведь погибли его родители), но история американского фигуриста-парника Джона Маравиллы точно заслуживает внимания.

Можно сказать, что он не оказался на борту злосчастного рейса чудом. Маравиллу не пустили на рейс из-за слишком большого размера его собаки. Хотя, когда он летел туда, претензий к размеру собаки у сотрудников аэропорта не было. Полагаю, ему нужно поблагодарить как свою собаку, так и сотрудника, который его не пустил на борт.

К сожалению, у других погибших фигуристов больших собак не оказалось.

Стоит заметить, что это уже не первая авиационная катастрофа, в которой гибнут фигуристы. 64 года назад погибли тоже американцы.

15.02.1961 года в авиакатастрофе под Брюсселем разбилась вся сборная США по фигурному катанию (6 фигуристов и фигуристок в одиночном катании и по шесть представителей парного катания и танцев на льду, пятеро тренеров и четверо остальных членов команды). Среди погибших была известный тренер Мэрибел Винсон-Оуэн, приведшая в 1956 году Тэнли Олбрайт к первому в истории американского женского фигурного катания олимпийскому "золоту". Погибли и две её дочери: младшая - восходящая звезда мирового фигурного катания 16-летняя Лоуренс Оуэн, которую все прочили в наследницы олимпийской чемпионке и пятикратной чемпионке мира Кэрол Хэйсс, и старшая - Мэрибел Оуэн, которая в паре с Дадли Ричардсом накануне выиграла Чемпионат США. Эта пара числилась среди фаворитов предстоящего Чемпионата мира. Фигуристы планировали пожениться, но ушли из жизни вместе в один день.

Эти самолётом сб. США летела в Прагу на Чемпионат мира. В Брюсселе была плановая остановка, но при посадке пилот принял решение идти на второй круг. В аэропорт авиалайнер так и не вернулся, потерпев крушение в лесу.

Тогда ИСУ принял решение отменить Чемпионат мира в Праге. До этого чемпионаты мира отменялись только из-за двух мировых войн.

Как уже было сказано выше, спортсменам часто приходится совершать перелёты, а потому они находятся в зоне повышенного риска.

Давайте вспомним другие наиболее известные авиакатастрофы, в которых гибли спортсмены.

04.05.1949 жертвами авиакатастрофы под Турином стали несколько игроков популярного итальянского футбольного клуба "Торино".

07.01.1950 под Свердловском разбился летевший в Челябинск хоккейный клуб ВВС МВО, курируемый лично Василием Сталиным. Среди погибших оказался и Юрий Тарасов - дядя Татьяны Анатольевны Тарасовой.

И здесь были свои чудесные непопадания на борт. Легендарный Всеволод Бобров проспал и был отправлен поездом, что спасло жизнь не только ему, но и администратору команды Николаю Кольчугину, которого оставили специально, чтобы обеспечить поездку главной звезды команды. Из-за дисквалификации не полетел Александр Виноградов, а Виктора Шувалова не взяли из-за того, что он перешёл в ВВС из "Трактора" - чтобы не раздражать челябинских болельщиков. Случай спас и главного тренера Матвея Гольдина, который был отстранён Василием Сталиным, ставшим свидетелем, как Гольдин поздравил соперника после поражения от московского "Динамо".

Информацию о трагедии от советских граждан долгие годы скрывали. Состав команды в советских газетах не публиковали. Впрочем, вскоре после смерти И.В. Сталина в 1953 году его сын впал в немилость, а клуб прекратил своё существование.

16.02.1958 в Мюнхене разбился легендарный английский футбольный клуб "Манчестер Юнайтед". Погибли 8 игроков, трое тренеров и несколько спортивных журналистов.

14.08.1958 в Атлантическом океане в 112 милях от ирландского Шаннона в авиакатастрофе разбилась сборная Египта по фехтованию.

16.07.1960 в Эресунне на острове Амагер (Дания) при крушении самолёта погибли 8 игроков сб. Дании по футболу.

16.03.1969 в авиакатастрофе под Маракайбо (Венесуэла) жертвами авиакатастрофы стали несколько венесуэльских бейсболистов и владелец популярного бейсбольного клуба, которые находились на борту разбившегося самолёта. Обломки самолёта разрушили дом ещё одного бейсболиста (почти все жильцы погибли).

26.09.1969 авиакатастрофа в Андах унесла жизни 19 игроков и руководящего состава лучшего боливийского футбольного клуба "Стронгест".

15.02.1970 в авиакатастрофе в Санто-Доминго разбилась сб. Пуэрто-Рико по волейболу, погиб также чемпион мира по боксу в лёгком весе Карлос Тео Крус.

01.04.1970 под Тогучином (Новосибирская область) в авиакатастрофе погибла юношеская волейбольная команда из Красноярска.

31.09.1970 разбился алжирский футбольный клуб "Эйр-Ликвид", летевший в Испанию.

13.10. 1972 жертвой авиакатастрофы в Андах стал популярный уругвайский регбийный клуб "Олд Кристианс", летевший на матч в Чили. При падении самолёта погибли не все пассажиры и члены экипажа. Самолёт разбился в горах и выживших нашли не сразу. 72 дня в смежном плену, на морозе спасшиеся пытались выжить, но не всем это удалось. Те, кому всё-таки повезло, потом рассказывали страшные подробности: из-за голода пришлось есть погибших товарищей по несчастью. Жуткая история, которая потом неплохо продавалась в СМИ и кинематографе. Спортивная карьера спасшихся уругвайских регбистов после катастрофы не задалась. Зато многие из них преуспели в других профессиях.

28.02.1973 под Семипалатинском разбилась женская сб. по баскетболу Кызылординской области.

29.11.1975 недалеко от Лондона разбилась гоночная команда "Эмбасси Хилл" во главе с двукратным чемпионом мира в Формуле-1 Грэмом Хиллом, который пилотировал частный самолёт.

16.03.1978 у села Габаре (Болгария) в результате крушения самолёта погибли сб. Болгарии по художественной гимнастике и известный болгарский футболист и тренер Георги Димитров - бронзовый призёр ЛОИ 1956 в Мельбурне.

11.08.1979 в районе Днепродзержинска в результате столкновения в воздухе двух авиалайнеров разбился футбольный клуб "Пахтакор" из Ташкента; погибло 17 игроков и тренеров.

Игрок «Пахтакора» Михаил Ан получил травму и не должен был лететь в Минск, но товарищи по команде его буквально занесли на руках в самолёт. Он не любил летать, он что-то предчувствовал, были уже инциденты в воздухе с самолётами, на которых он летал, но в этот раз судьбу обмануть не удалось…

Как и в случае с гибелью хоккеистов ВВС, советские граждане о гибели «Пахтакора» узнали не сразу. Правда, времена были уже не те, и скрывать информацию долго не получилось. «Пахтакор» набирали заново.

История со столкновением самолётов до сих пор остаётся предметом разных слухов и спекуляций. Поговаривали, что её корни могли вести едва ли не к руководителю ЦК Компартии УССР Щербицкому, у которого сложились взаимные личные неприязненные отношения с главой Компартии Узбекской ССР Рашидовым, но каких-либо подтверждений представлено так и не было.

14.03.1980 под Варшавой при крушении пассажирского авиалайнера разбилась сб. США по боксу.

08.12.1987 в Перу в авиакатастрофе разбился в полном составе перуанский футбольный клуб "Альянса Лима".

07.06.1989 под Парамарибо (Суринам) погибло 23 голландских футболиста суринамского происхождения. В самолёте могли оказаться и знаменитые игроки сб. Голландии Рууд Гуллит и Франк Райкаард, ставшие за год до этого Чемпионами Европы, но этим рейсом они не полетели.

27.04.1993 под Либревиллем (Габон) в авиакатастрофе разбилась сб. Замбии по футболу.

07.11.2011 при вылете в Минск из Ярославля разбился хоккейный клуб «Локомотив» из Ярославля. Опять, как и в случае с «Пахтакором», пунктом назначения значился Минск, только в этот раз самолёт потерпел катастрофу на взлёте. Погибли 26 игроков основного состава (Александр Галимов скончался в больнице), четверо тренеров и семь представителей технического персонала.

Тогда в первые часы приходила противоречивая информация относительно одной из главных звёзд команды белорусского хоккеиста Руслана Салея, имевшего большой опыт игры в НХЛ. Сначала сообщали, что его якобы не было на борту, но, к сожалению, эта информация не подтвердилась – Салей погиб вместе с командой.

Юрий Урычев, подобно Михаилу Ану, не должен был лететь на матч из-за травмы, но решил поддержать команду и полетел.

Александр Калянин также был травмирован и его не планировали брать. Лететь должен был Максим Зюзякин, но в последний момент выяснилось, что Калянин оправился от травмы и полетел он, что спасло жизнь Зюзякину.

Известный чешский тренер Владимир Вуйтек пришёл в "Локомотив" в 2010-м году. По окончании сезона 2010-2011 Вуйтек покинул команду, став главным тренером сб. Словакии. В мае 2011 года главным тренером был назначен канадец Брэд МакКриммон, работавший до этого ассистентом главного тренера в "Детройт Ред Уингз". Поработать с "Локомотивом" ему практически не удалось, сезон только начинался. Для "Локомотива" под руководством МакКриммона матч в Минск должен был стать первым официальным в новом сезоне, но авиакатастрофа оборвала жизнь тренера вместе с командой.

МакКриммон оставил тренера вратарей финна Йорму Валтонена в Ярославле поработать с молодёжной командой, и это спасло ему жизнь.

Судьба…

Как и «Пахтакор», ярославский «Локомотив» набирали заново.

28.11.2016 в Колумбии в авиакатастрофе почти в полном составе разбился бразильский футбольный клуб «Шапекоэнсе».

Как видите, авиакатастрофы не выбирают ни вид спорта, ни национальную принадлежность.

По понятным причинам (больше матчей, больше перелётов), чаще других жертвами становятся футболисты, хотя и хоккеисты среди спортсменов находятся в зоне повышенного риска.

И вот снова авиакатастрофа уносит жизни спортсменов...

Вечная память всем погибшим!

© Ратибор Волхов, 03.02.2025