Найти в Дзене

Пошив стилизованного мужского костюма 18 века: как одевался Иммануил Кант?

Мои швейные и конструкторские планы на ближайшие несколько месяцев - стилизация исторического костюма. Как и обещала, буду делиться процессом на этом канале в двух форматах: бОльшую часть материала планирую публиковать в открытом доступе, как прежде, а более подробные и углублённые моменты пошива, особенностей конструирования, расчёты и даже лекала (сродни мастер-классам) попробую размещать в премиум-подписке. Этот опыт и знания помогут вам сохранить много времени и сил, если захотите пошить что-то подобное. Итак, задумала я стилизовать костюм известного философа, некоторое время даже успевшего побыть российским подданным, - Иммануила Канта. Того самого, который написал "Критику чистого разума" и чей образ является почти брендом в Калининграде. Если вы ещё не были в этом городе, обязательно запланируйте путешествие, а если были, то знаете, что Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге, нынешнем Калининграде. Подобно многочисленным "Петрам Первым" в Санкт-Петербурге, в Калининград
Оглавление

Мои швейные и конструкторские планы на ближайшие несколько месяцев - стилизация исторического костюма. Как и обещала, буду делиться процессом на этом канале в двух форматах: бОльшую часть материала планирую публиковать в открытом доступе, как прежде, а более подробные и углублённые моменты пошива, особенностей конструирования, расчёты и даже лекала (сродни мастер-классам) попробую размещать в премиум-подписке. Этот опыт и знания помогут вам сохранить много времени и сил, если захотите пошить что-то подобное.

Что надеть Канту на прогулку в 21-м веке?

Итак, задумала я стилизовать костюм известного философа, некоторое время даже успевшего побыть российским подданным, - Иммануила Канта. Того самого, который написал "Критику чистого разума" и чей образ является почти брендом в Калининграде. Если вы ещё не были в этом городе, обязательно запланируйте путешествие, а если были, то знаете, что Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге, нынешнем Калининграде.

Подобно многочисленным "Петрам Первым" в Санкт-Петербурге, в Калининградской области Канты ходят часто и много))) И вот вопрос - в чем ходить Канту в 21-м веке? Ответу на него и будет посвящён мой длительный швейный проект.

Европейский костюм 18 века

Начала я, конечно, с анализа моды того периода, когда жил Иммануил Кант: 1724 - 1804 годы. Для верности и чтобы лучше проследить тенденции в костюме, захватила весь 18-й век. А для наглядности собрала основные тенденции в девяти моделях-аналогах и нарисовала эту толпу человечков на А3.

Вот здесь видеофрагмент процесса:

Стилизация исторического костюма VS реконструкции: плюсы и минусы

Если реконструкция предполагает максимально точное воспроизведение внешнего вида и даже технологии изготовления, материалов, фурнитуры и прочего, то стилизация более свободна в этом плане.

Прежде всего, о значении термина:

Стилизация - это воспроизведение или имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте

Таким образом, основные плюсы стилизации:

  • Повышает узнаваемость образа
  • Эстетически воздействует на зрителей
  • Подчёркивает стиль и эпоху
  • При этом оставляет создателю поле для творчества
  • Заботится о том, кому этот костюм носить - всё-таки сотни лет назад одежда не предполагала особого удобства, она служила другим целям.

Минусы у стилизации тоже есть - стилизованный костюм нельзя в полной мере использовать как историческое наглядное пособие. А ещё есть трудность (минусом это не назвать!) - сам процесс стилизации требует фантазии, творческого подхода и множества компромиссов. Но так даже интереснее!

Среди плюсов реконструкции могу назвать предельную дотошность в изучении эпохи, максимальную историческую точность и исследовательский интерес технологий прежних времён. К минусам однозначно отношу сложность в поисках подлинных материалов и фурнитуры, а главное - слабую носибельность костюма (не такой уж он и удобный для современного человека, да и надевать долго - пока всё застегнешь-зашнуруешь!)

Я собрала три варианта-предложения моделей (смотри картинки ниже), которые сочетают в себе наиболее выигрышные элементы исторических костюмов и при этом не противоречат, например, костюму на прижизненном портрете Иммануила Канта кисти Беккера (1768 г.).

Прижизненный портрет Иммануила Канта, художник И.Беккер (1768 г.).
Прижизненный портрет Иммануила Канта, художник И.Беккер (1768 г.).

Как стилизовать исторический костюм?

Я планирую в стилизации не уходить далеко от оригинала, чтобы сохранять максимальное образное и визуальное сходство с историческим костюмом. Все-таки "Канты", которые появляются в туристических местах и на тематических мероприятиях, становятся хоть и не стопроцентным, но всё же наглядным пособием по истории: костюма, эпохи и места.

Чтобы стилизовать костюм, конечно, сперва изучаем историю и принципы составления, пошива и носки оригинального костюма выбранной эпохи. В поисках специальной литературы я даже нашла чудесную книжку по реконструкции - выпущена в середине прошлого века на английском языке и является академическим исследованием темы с точки зрения именно исторического пошива.

На этом этапе важно определить и сформулировать основные базовые принципы, которые придают костюму историческую узнаваемость и образность. В моём случае - состав элементов и их яркие детали: кафтан, камзол, рубашка и кюлоты.

Вторым пунктом работы над стилизацией надо сформулировать требования к костюму, который будет шиться - что важно в 21-м веке, чтобы человеку было комфортно, что важно просто конкретному человеку, для которого готовится костюм. Опять же в моём случае - это наличие кармана, чтобы можно было положить распечатанный текст или телефон, а также относительная простота надевания костюма. Скорость в этот раз не принципиальна (в разумных пределах, конечно), но иногда для сценических костюмов это важный момент.

А третьим пунктом уже соединяем первый и второй, включаем фантазию, развиваем вкус и прочее-прочее, что понадобится в поисках компромиссов😀

Вот, собственно, какие варианты у меня получились на выбор:

А вот это уже набросок в цвете, почти художественный эскиз того варианта, на котором я остановилась и который планирую шить:

-5

А как вы относитесь к стилизации исторических костюмов? Буду рада увидеть ваше мнение в комментариях и обсудить детали.

P. S. Подробнее о том, что и как носили европейские мужчины 300 лет назад с точки зрения портного, расскажу и покажу в следующей статье этого цикла.

Спасибо, что дочитали до конца - вы можете поддержать канал подпиской.