Мои швейные и конструкторские планы на ближайшие несколько месяцев - стилизация исторического костюма. Как и обещала, буду делиться процессом на этом канале в двух форматах: бОльшую часть материала планирую публиковать в открытом доступе, как прежде, а более подробные и углублённые моменты пошива, особенностей конструирования, расчёты и даже лекала (сродни мастер-классам) попробую размещать в премиум-подписке. Этот опыт и знания помогут вам сохранить много времени и сил, если захотите пошить что-то подобное.
Что надеть Канту на прогулку в 21-м веке?
Итак, задумала я стилизовать костюм известного философа, некоторое время даже успевшего побыть российским подданным, - Иммануила Канта. Того самого, который написал "Критику чистого разума" и чей образ является почти брендом в Калининграде. Если вы ещё не были в этом городе, обязательно запланируйте путешествие, а если были, то знаете, что Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге, нынешнем Калининграде.
Подобно многочисленным "Петрам Первым" в Санкт-Петербурге, в Калининградской области Канты ходят часто и много))) И вот вопрос - в чем ходить Канту в 21-м веке? Ответу на него и будет посвящён мой длительный швейный проект.
Европейский костюм 18 века
Начала я, конечно, с анализа моды того периода, когда жил Иммануил Кант: 1724 - 1804 годы. Для верности и чтобы лучше проследить тенденции в костюме, захватила весь 18-й век. А для наглядности собрала основные тенденции в девяти моделях-аналогах и нарисовала эту толпу человечков на А3.
Вот здесь видеофрагмент процесса:
Стилизация исторического костюма VS реконструкции: плюсы и минусы
Если реконструкция предполагает максимально точное воспроизведение внешнего вида и даже технологии изготовления, материалов, фурнитуры и прочего, то стилизация более свободна в этом плане.
Прежде всего, о значении термина:
Стилизация - это воспроизведение или имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте
Таким образом, основные плюсы стилизации:
- Повышает узнаваемость образа
- Эстетически воздействует на зрителей
- Подчёркивает стиль и эпоху
- При этом оставляет создателю поле для творчества
- Заботится о том, кому этот костюм носить - всё-таки сотни лет назад одежда не предполагала особого удобства, она служила другим целям.
Минусы у стилизации тоже есть - стилизованный костюм нельзя в полной мере использовать как историческое наглядное пособие. А ещё есть трудность (минусом это не назвать!) - сам процесс стилизации требует фантазии, творческого подхода и множества компромиссов. Но так даже интереснее!
Среди плюсов реконструкции могу назвать предельную дотошность в изучении эпохи, максимальную историческую точность и исследовательский интерес технологий прежних времён. К минусам однозначно отношу сложность в поисках подлинных материалов и фурнитуры, а главное - слабую носибельность костюма (не такой уж он и удобный для современного человека, да и надевать долго - пока всё застегнешь-зашнуруешь!)
Я собрала три варианта-предложения моделей (смотри картинки ниже), которые сочетают в себе наиболее выигрышные элементы исторических костюмов и при этом не противоречат, например, костюму на прижизненном портрете Иммануила Канта кисти Беккера (1768 г.).
Как стилизовать исторический костюм?
Я планирую в стилизации не уходить далеко от оригинала, чтобы сохранять максимальное образное и визуальное сходство с историческим костюмом. Все-таки "Канты", которые появляются в туристических местах и на тематических мероприятиях, становятся хоть и не стопроцентным, но всё же наглядным пособием по истории: костюма, эпохи и места.
Чтобы стилизовать костюм, конечно, сперва изучаем историю и принципы составления, пошива и носки оригинального костюма выбранной эпохи. В поисках специальной литературы я даже нашла чудесную книжку по реконструкции - выпущена в середине прошлого века на английском языке и является академическим исследованием темы с точки зрения именно исторического пошива.
На этом этапе важно определить и сформулировать основные базовые принципы, которые придают костюму историческую узнаваемость и образность. В моём случае - состав элементов и их яркие детали: кафтан, камзол, рубашка и кюлоты.
Вторым пунктом работы над стилизацией надо сформулировать требования к костюму, который будет шиться - что важно в 21-м веке, чтобы человеку было комфортно, что важно просто конкретному человеку, для которого готовится костюм. Опять же в моём случае - это наличие кармана, чтобы можно было положить распечатанный текст или телефон, а также относительная простота надевания костюма. Скорость в этот раз не принципиальна (в разумных пределах, конечно), но иногда для сценических костюмов это важный момент.
А третьим пунктом уже соединяем первый и второй, включаем фантазию, развиваем вкус и прочее-прочее, что понадобится в поисках компромиссов😀
Вот, собственно, какие варианты у меня получились на выбор:
А вот это уже набросок в цвете, почти художественный эскиз того варианта, на котором я остановилась и который планирую шить:
А как вы относитесь к стилизации исторических костюмов? Буду рада увидеть ваше мнение в комментариях и обсудить детали.
P. S. Подробнее о том, что и как носили европейские мужчины 300 лет назад с точки зрения портного, расскажу и покажу в следующей статье этого цикла.
Спасибо, что дочитали до конца - вы можете поддержать канал подпиской.