Найти в Дзене
Скрытый смысл

Смысл песни Stromae — tous les mêmes

Поль Ван Авер, также известный как бельгийский певец, автор песен и композитор Stromae, начал свою музыкальную карьеру в 2000 году, в 15 лет, однако первый EP записал и выпустил только в 2007. В 2009 он выпустил сингл Alors on Danse, ставший популярным не только на родине исполнителя, но и в других европейских странах, эта песня и по сей день является его самой узнаваемой, своеобразной визитной карточкой. Через год Поль выпустил свой дебютный альбом, куда вошла упомянутая песня, но самым популярным даже спустя 10 лет после выпуска остаётся его второй альбом, Racine carrée. Одной из самых высоко оценённых песен с пластинки стала Tous les mêmes, которую Поль выпустил синглом до выхода альбома. Работа над песней началась в 2013 году, незадолго до выпуска, хотя некоторые другие треки из Racine carrée исполнитель начал записывать ещё в 2012.

В декабре 2013 к песне вышел официальный клип, отражающий содержание трека. В целом, как отмечал Поль, вся композиция о гендерных стереотипах и о том, как они мешают жить самим людям. «Вы, мужчины, одинаковые, все дешёвые мачо, неверные слабаки» – повествование начинается от лица женщины, она бросает в лицо своему партнёру оскорбления и видит в нём олицетворение всех мужчин вообще.

«Я не уверена, что ты меня заслуживаешь, повезло, что вас любят» – несмотря на нездоровые отношения, женщина не желает оставлять мужчину, все женщины не хотят оставлять своих мужчин, они их любят, даже если они «неверные слабаки». «До свидания, до следующих правил» – в припеве обнаруживается сама проблема. Кто установил, какими должны быть мужчины и женщины? Почему нельзя оставить неверного слабака, если он раз за разом ранит тебя? Почему не уйти от женщины, которая видит всех мужчин одинаковыми? «Это последний раз, ты видишь меня в последний раз у чемоданов… скажи «до свидания» своей мамочке, которая тебя идеализирует, ты не знаешь, кого теряешь, с другой будет только хуже… ты тоже хочешь закончить всё сейчас?

Я это сказала только ради твоей реакции, а ты и вправду думал об этом» – женщина демонстрирует желание закончить отношения, но на самом деле не хочет этого, она хочет, чтобы мужчина проявил себя как партнёр, показал, что ему тоже нужны эти отношения. И мужчина эти отношения также не прерывает, несмотря на обвинения в том, что он «маменькин сынок», и многих других. «Легко говорить, что я только ною и болтаю, но то, что ты называешь «месячными» – важно» – мужчина не придаёт значения речам своей партнёрши, фраза про месячные отсылает к извечному и повсеместному столкновению «это просто у тебя месячные», когда мужчины списывают эмоциональность и недовольство женщин на менструальный цикл.

«Ты знаешь, что жизнь – это дети, но ты готов только заводить их, а не воспитывать, ты исчезнешь, когда я потеряю свою красоту, по крайней мере, естественную, ты врёшь, ведь неизменна только Кейт Мосс» – вроде бы оба партнёра хотят строить семью, но женщина уже сейчас, когда речи даже о зачатии нет, уверена, что партнёр бросит её при возникновении ответственности в виде ребёнка, а бросит он её потому, что она перестанет быть красивой через несколько лет, неизменно красивыми считаются только модели, с которыми у большинства женщин не так много общего. Опять же, кто установил эти стандарты красоты? Кто решил, что мужчина должен уходить, когда женщина больше не привлекательна молодостью? Кто обязал мужчин бросать семью – жену и детей – вместо того, чтобы воспитывать отпрысков?

«Красавица или уродина, дура или красавица, красавица или я, я или она – всё не так» – недосягаемые для женщин стандарты красоты приводят к тому, что мужчины воротят нос даже от красавиц, находя минусы и несовершенства даже у них, не говоря о среднестатистических женщинах. «Увидимся, до свидания, до следующих правил» – пока человек находится в этих рамках, следует этим правилам, он, собственно, будет сталкиваться с ними снова и снова будет страдать, будь то мужчина или женщина. Мужчины обвиняют женщин, женщины обвиняют мужчин: неясно, кто виноват в том, что следовать этим правилам не получается, иначе все были бы счастливы, и неясно, кто эти правила установил, да и повествователь не преследует цели это узнать – он обнажает проблемы как они есть, и видит единственный выход – отказаться от этих стереотипов, «все одинаковые, с меня достаточно». Рассказчик-исполнитель выбирает отказаться от установленных правил поведения и ожидаемых норм, выйти за пределы извечного конфликта мужчин и женщин, выбирает себя и свой комфорт.