Да и Киевского, чего уж там...
Если вы представляете себе жизнь княжескую на Руси сродни куску утлого камамбера средь бушующего сливочного масла, то спешу вас немного разочаровать. Наряду с французскими булками, балами и юнкерами обильной белковой пищей и качественным алкоголем, присутствовали болезни и, вместе с ними, отсутствие какой-либо внятной медицины. Загнуться, несмотря на голубую кровь, можно было от банального чирья. А главное, никак нельзя было положиться на родственников, даже близких. Потому как себя они ощущали не братьями, племянниками и т. д. а сугубо конкурирующими игроками в опасной историко-ролевой игре.
В общем, тов. князья гнобили родню свою с наслаждением не меньшим, чем всяческих "половце-печенегов", которые, впоследствии расслабившись, так же в категорию родни попадали. Досталось, в свое время, на орехи и носителю непривычного для нас имени Судислав. Мужчина делил последнее предпоследнее место среди двенадцати (но это не точно) сыновей Владимира Святославича Красно Солнышко. Оспаривал отрицательное лидерство в возрасте ещё один странноименный "сын", Позвизд. Что порождает некие сомнения в отцовстве этих двух именно Владимира Святославича. Это я про то, что некоторые "дети" вполне себе могли быть усыновлёнными племянниками. Тов. Святополк Владимирович Окаянный не даст соврать.
Итак. Судислав Владимирович именуется князем Псковским. Я так понимаю, от того, что старший братец, а именно Ярослав, который Мудрый, посадил его в поруб во Пскове.
Посадил бы в поруб в Новгороде, был бы Новгородский? Как-то не очень верится, что такой "мудрый" князь, как Мудрый, оставит провинившегося братца-соперника в его же городе. А как же сподвижники и карбонарии? А ну, вынут своего лидера из поруба, да на удачной волне понаделают проблем легитимному? Не, я бы так не рисковал бы.
Скорее всего, привезли Судислава Владимировича откуда-то, либо сам приехал, то ли по делам, то ли по приглашению. А вот откуда, это вопрос.
Тут можно вставить рассказ летописца о том, как, поссорившись с женой Рогнедой и сыном Изяславом, Владимир Святославович выгнал их из столицы в специально для этого построенный провинциальный Изяславль. (Сейчас белорусский Заславль) И напомнить читателю о существовании такого населённого пункта, как Судиславль. Полностью совпадающий названием с именем заключённого. (Сейчас ПГТ Судиславль в Костромской области) Тут знатоки должны сказать. Судиславль, город постройки более поздней, и к герою повествования отношение не имеет. А название у него такое от того, что, вполне возможно, строил его какой-нибудь боярин, тёзка давно умершего князя.
В боярина я не очень-то верю. А вот в значимость населённого пункта на первую половину одиннадцатого века, да. Недаром тов. Долгорукий Ю. В. несколько позже, в пятидесяти километрах заложит Кострому. Город, впоследствии, тесно связанный с великими мира сего. Живо вспоминаются поездки-побеги именно туда, чуть что, Великих Московских князей. (Скорее всего, там у "начальников" был меховой хаб и свободный кэш в связи) В общем, самое мягкое место, которое нужно беречь. А вот до Костромы, этим местом мог быть Судиславль. А уж потом Кострома его собой заслонила, отсюда и невнимание к нему летописцев. Или прямо невозможность вписать что-либо стоящее в летопись. А что, уничтожение неудобных документов практикуется не только сейчас. Захотел условный настоятель выпятить свой костромской Ипатьевский монастырь, и выпятил. Можно даже примерную дату прикинуть. Время, либо правления Годунова, как царя, либо становление во власть его же.(Предок Годунова, мурза Чет, крестился, и, по преданию, монастырь основал)
Да, происходило заключение гр. кн. С. В. Рюриковича в поруб в 1036-ом году, когда все остальные братья Ярослава почили в бозе. Вот именно тогда и разгневался Ярослав на Судислава. А и правда, что не разгневаться, братец Мстислав, который Ярослава гонял, как хотел, уже за меньшого не заступится. Так чего ж добру пропадать. Пусть себе сидит в порубе, сыт, напоен и к княжению не склонен.
Почему Судислав в порубе не окочурился от выше упоминаемого чирья или от апоплексического удара предметом напоминающим табакерку? Гм... братьев, способных вытащить его из лап любящего брата Ярослава не осталось, первое. Возможно, учитывалась трансформация сознания, ударился в религию, простыми словами, второе. А может так слаб был, что Ярослав плюнул, типа, сам помре. Но Судислав Владимирович тянул и тянул с переходом в мир иной. А что, были примеры в истории... В общем, дотянул Судислав Владимирович до смерти Ярослава, и самое бы время ему выйти на свет, да и заявить свои права на Киевский стол, но.
Детки Ярослава Мудрого решили иначе. И дядюшка продолжил чалиться на нарах ещё четыре года. Редкостное единодушие, надо сказать. Видимо и им не с руки было окончить земное пребывание дяди. Может и взаправду Судислав начал чудеса творить? Ничем иным дальнейшее объяснить не могу. Племянники вытащили дядю из поруба, укрепили его крестным целованием (надо понимать, клялся на престол не претендовать), и перевезли в Киев. Дабы клятву подкрепить, дядю записали в иноческий чин и стал он жить в Георгиевском монастыре, где и прожил до 1063 года. Думается мне, житие его в келье не сильно от поруба отличалось. Кстати, умер он не таким уж и старым, судя по всему. Если он последний-предпоследний ребёнок Владимира Святославича, то на момент смерти ему где-то вокруг шестидесяти. Мог и ещё пожить. Брат Ярослав, например, вёл себя достаточно осторожно, в порубах не сидел, на охотах не погибал,
и уверенно перешагнул планку семидесятилетия, да ещё и с серьёзным плюсом.
За сим, повествование завершаю.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С