Найти в Дзене

Истории из жизни Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря (часть 2)

Как архимандрит Алипий монастырь отстоял В этой статье я хочу познакомить вас с историями, происшедшими, в 60-х -70х годах прошлого века, когда наместником Псково-Печерского монастыря (с июля 1959 года по март 1975 года) был архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов), которого в книге архимандрита Тихона называют не иначе, как Великий Наместник. До пострига в монахи Иван Михайлович Воронов четыре года воевал на фронтах Великой Отечественной войны и прошел путь от Москвы до Берлина. А после войны ему пришлось воевать с могучей государственной машиной, возглавляемой самодуром всея Руси Никитой Хрущевым, который торжественно пообещал перед всем миром, что покажет по телевидению последнего русского попа. В годы правления последнего были закрыты тысячи соборов и храмов, и практически все монастыри кроме Троице-Сергиевой лавры, как резервации для показа иностранным гостям , и Псково-Печерского монастыря, который практически в одиночку отстоял архимандрит Алипий в неравной схватке с го

Как архимандрит Алипий монастырь отстоял

В этой статье я хочу познакомить вас с историями, происшедшими, в 60-х -70х годах прошлого века, когда наместником Псково-Печерского монастыря (с июля 1959 года по март 1975 года) был архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов), которого в книге архимандрита Тихона называют не иначе, как Великий Наместник.

До пострига в монахи Иван Михайлович Воронов четыре года воевал на фронтах Великой Отечественной войны и прошел путь от Москвы до Берлина.

Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов)
Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов)

А после войны ему пришлось воевать с могучей государственной машиной, возглавляемой самодуром всея Руси Никитой Хрущевым, который торжественно пообещал перед всем миром, что покажет по телевидению последнего русского попа.

В годы правления последнего были закрыты тысячи соборов и храмов, и практически все монастыри кроме Троице-Сергиевой лавры, как резервации для показа иностранным гостям , и Псково-Печерского монастыря, который практически в одиночку отстоял архимандрит Алипий в неравной схватке с государством.

-2

Зимним вечером в кабинет отца Алипия вошли несколько человек в штатском и вручили официальное постановление: Псково-Печерский монастырь объявляется закрытым. Наместнику предписывалось уведомить об этом братию. Ознакомившись с документом, отец Алипий на глазах у чиновников бросил бумаги в пылающий камин, а остолбеневшим посетителям спокойно объяснил: Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою.

Сожженый документ являлся постановлением Правительства СССР и под ним стояла подпись Хрущева.

Трудно сказать, как это сошло с рук отцу Алипию, но все таки сошло.

В другой раз, когда очередная комиссия пришла закрывать монастырь, он заявил: У меня половина братии - фронтовики. Мы вооружены и будем сражаться до последнего патрона. Посмотрите какая дислокация у монастыря. Танки не пройдут. Взять нас можно только авиацией. Но как только первый самолет появится над монастырем, через несколько минут об этом будет рассказано по голосу Америки. Так что думайте сами.

Вряд ли в монастыре были какие то арсеналы, но военная хитрость сработала.

Больше половины монахов были орденоносцами и ветеранами Великой Отечественной войны. Другая часть -тоже немалая - прошли сталинские лагеря. Третьи испытали и то и другое. Так что постоять за монастырь было кому.

Власти пытались любыми способами уничтожить монастырь.Однажды решением Печерского совета у обители в один день были отобраны все сельскохозяйственные земли, включая пастбища. Стояло начало лета. Коров только выгоняли на выпас, но пришлось снова вернуть их в стойла.

В эти же дни по распоряжению из Москвы обкомовские работники привезли в монастырь большую делегацию представителей братских коммунистических партий. Угостить, что называется, русской стариной. И когда «дети разных народов» умиляясь красотой старинной обители бродили между прекрасных клумб и цветников с распустившимися розами, распахнулись хозяйственные ворота и оттуда с ревом вылетели ошалевшие от голода и свободы все тридцать монастырских коров и огромный бык. Мычащие , с задраенными хвостами животные устремились к клумбам, пожирая траву и цветы, а представители международного коммунистического движения с дикими воплями на разных языках забились кто куда.

Здесь однажды пасли коров
Здесь однажды пасли коров

Здесь однажды пасли коров
Здесь однажды пасли коров

Обкомовские работники кинулись к отцу Алипию.

Не взыщите, - вздохнул отец наместник, - Очень уж скотинку жалко. Теперь других пастбищ нет, вот и приходится пасти их внутри монастыря.

В тот же день были возвращены монастырю все пастбища.

К приезду очередной государственной комиссии по закрытию монастыря архимандрит Алипий вывесил на Святых вратах извещение, что монастыре чума и в силу этого он не может пустить комиссию на территорию монастыря.

Святые врата Псково-Печерского монастыря
Святые врата Псково-Печерского монастыря

Во главе комиссии была председатель областного Комитетапо культуре Анна Ивановна Медведева. Именно к ней обратился отец Алипий: Мне своих то монахов , извините, не жалко. Потому, что они все равно в Царствии Небесном прописаны, А вас, Анна Ивановна, и ваших начальников пустить не могу. Я ведь за вас на Страшном Суде и слов то не найду как отвечать.Так что, простите, врата вам не открою.

А сам на самолет и в Москву хлопотать, обивать пороги и как всегда побеждать.

Как отец Алипий с Фурцевой поговорил

Министр культуры Фурцева со свитой столичных и областных чиновников посетила Псково-Печерский монастырь. Отец Алипий, зная о ее деятельности и патологической ненависти к церкви, встречать не вышел, а экскурсию как всегда провел отец Нафанаил.

Когда делегация уже направлялась к выходу из монастыря, сановная дама увидела на балконе отца Алипия, который беседовал со стоящими внизу людьми.

-6

Министерша решила проучить дерзнувшего не выйти к ней навстречу монаха и заодно преподать местному начальству урок, как следует решительно проводить в жизнь политику партии и правительства в области противодействия религиозному дурману. Подойдя ближе и перебивая стоящих внизу людей, она крикнула: Иван Михайлович, можно задать вам вопрос?

Спрашивайте, - досадливо посмотрел на нее отец Алипий

Скажите, как вы, образованный человек, художник, могли оказаться здесь, в компании этих мракобесов?

Отец Алипий никому не спускал, когда при нем оскорбляли монахов.

Почему я здесь? - переспросил отец Алипий.- Хорошо, я расскажу… Вы слышали, что я на войне был?

-Ну, положим, слышала. Хотя не понимаю, какое это имеет отношение к моему вопросу. Тем более удивительно, что вы, советский человек, пройдя войну…

Так вот,- неспешно продолжил отец наместник.- Дело в том, что мне под Берлином …оторвало…(Здесь Иван Михайлович Воронов высказался до чрезвычайности грубо). Так что ничего не оставалось, как только уйти в монастырь

Тишина, женский визг, негодующие крики, угрозы, и члены делегации во главе с важной дамой понеслись к монастырским воротам.

Через час наместника уже вызывали в Москву

На все вопросы и претензии отец Алипий отвечал:

Мне был задан конкретный вопрос. И я на него конкретно и доступно - чтобы наша гостья наверняка поняла - дал ответ.

Известный реставратор и искусствовед Савва Ямщиков позже рассказывал, что отец Алипий сам коснулся позднее этой темы. «Это все разговоры пустые. Просто война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства молитвы, прося у Всевышнего, которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придет…»

Сегодня идет страшная война на Донбассе, в Курской области. Священники, которые сейчас вместе с нашими бойцами на передовой, рассказывают, что на передовой атеистов нет….

Как отец Алипий с десантниками беседовал

Однажды поздно вечером, когда монастырские ворота были уже закрыты, к наместнику прибежал перепуганный сторож и сообщил, что в монастырь ломятся пьяные военные и требуют немедленно их пустить , открыть все храмы монастыря, устроить экскурсию и дать разобраться, где прячут монашек. Позже выяснилось, что это были новоиспеченные лейтенанты из псковской десантной дивизии, которые уже раздобыли где то бревно и готовились выломать ворота.

Отец Алипий удалился в свои покои и вернулся в накинутом на рясу военном кителе с рядами боевых орденов и медалей. Закутавшись поверх мундира в монашескую мантию так, чтобы регалий не было видно, он направился вместе со сторожем к Святым воротам.

Еще издалека наместник услышал, что монастырь штурмуют не на шутку и дал команду сторожу открыть засовы.

Толпа разгоряченных спиртным офицеров, человек десять, влетела в обитель. Они угрожающе сгрудились вокруг закутанного в черную мантию старика-монаха, наперебой требуя немедленно показать монастырь и не устанавливать на советской земле свой церковные законы, и не скрывать от будущих героев общенародное музейное достояние.

Отец Алипий, склонив голову, выслушал их.А потом поднял взор и скинул мантию…Лейтенанты вытянулись и онемели. Отец Алипий грозно оглядел всех и потребовал у близстоящего фуражку. Тот покорно отдал ее и отец Алипий убедился, что на внутренней стороне околыша нанесена чернилами фамилия офицера, и молча развернувшись, направился к своим покоям.

Протрезвевшие лейтенанты поплелись за ним. Они бормотали извинения и просили вернуть фуражку, догадываясь, что их ждут большие неприятности. Отец Алипий не отвечал, а дойдя до дома пригласил офицеров в свои покои.

В тот вечер он допоздна просидел с ними. Угощал так, как мог угощать только Великий Наместник. Сам провел лейтенантов по монастырю, показывая древние святыни и рассказывая о славном прошлом и удивительном настоящем обители. Напоследок он по-отцовски обнял каждого и щедрой рукой одарил молодых людей. Те смущенно отказывались, но отец Алипий сказал, что именно эти деньги, собранные их бабками, дедами и матерями пойдут им на пользу.

В те годы к отцу Алипию советскому архимандриту, имевшему верных и преданных помощников и в военных кругах, и в высоких властных кабинетах, приезжало множество художников, ученых, политиков, писателей. В жизни некоторых из них он принял самое деятельное участие - и не только материальное, а в первую очередь как священник, духовный пастырь.

На этом, я заканчиваю эту статью и очень надеюсь, что сумел вас, дорогие мои читатели, заинтересовать. И вы найдете возможность прочитать замечательную книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы из которой я и взял вышеописанные истории.

Это малая толика того чрезвычайно интересного из жизни Псково-Печерского монастыря ( и не только) , что вы сможете узнать из этой книги

А пока до свидания! До новых встреч!