Когда в шведской компании Northvolt перестали рассчитываться с кредиторами и обратились за помощью, чтобы приостановить выплаты - это выглядело необычно для компании, которая планировала масштабное расширение бизнеса.
Очередная радостная весть о закрывающемся заводе в Европе выглядит вполне обыденно, теперь это стало нормой. Если раньше ещё теплилась надежда на "необычайную экономическую устойчивость" европейской промышленности, то теперь она куда-то рассеялась, словно утренний туман.
Планы сократить 20% сотрудников на пустом месте не возникают. Основанная в 2015 году компания стремилась к масштабированию производства и открыла несколько заводов по выпуску аккумуляторов для электромобилей. Привлечение инвестиций в размере 15 миллиардов долларов явно больше не повторится, платить по долгам основатели Northvolt попросту перестали.
Хотя компания Scania решила помочь производителю аккумуляторов в Швеции и направила туда своих сотрудников для реорганизации производства, будущее у предприятия незавидное. Конкуренты из Китая буквально наступают на пятки, а в Европе так и не научились экономить, поэтому их продукция значительно проигрывает в борьбе за автомобильные рынки.
К тому же нужно учитывать падение спроса на электромобили, люди сделали выводы и не собираются переплачивать за экологичность.
Основатель компании Northvolt Петер Карлсон (бывший вице-президент Tesla) уже объявил, что покинет место руководителя. Получается загнал компанию в долги на 5,8 миллиардов долларов и уходит в сторону. Строительство заводов в других странах уже приостановлено. Но разве такие были изначальные планы? Что же пошло не так?
Во-первых закрытие бизнеса по производству электромобилей выгодно США, таким образом они приобретают новые рынки для реализации своей продукции. Однако китайские промышленники не дремлют и тоже были бы не проч заработать на банкротстве европейской автоиндустрии. Кому же достанется этот лакомый кусок пирога?
Американские конкуренты сделают всё, чтобы обложить пошлинами китайский автопром и не допустят ослабления своих позиций в ЕС. Однако придётся постараться убедить покупателей сделать выбор, при существенной разнице в цене на конечную продукцию. Важным фактором также является заметное сокращение продаж электромобилей в Европе.
Во-вторых субсидии из бюджета раздают лишь избранным и Volkswagen явно не в их числе, ведь именно эта компания является главным акционером Northvolt. Если в VW не могут остановить банкротство собственных филиалов, то куда уж до второстепенных организаций в Швеции и Северной Америке, в которые они вложились?
Я считаю, что все попытки спасти задолжавшее предприятие будут тщетными. Долги копятся словно снежный ком и нет ни малейшей надежды на новые кредиты, ведь уже официально объявлено о банкротстве.
В шведской компании трудится всего 5,3 тысячи человек, но уже 1 600 из них готовы попрощаться с рабочими местами в рамках сокращения производства. А ведь когда строили заводы - надеялись массово обеспечивать европейский авторынок литий-ионными аккумуляторами, но как только построили - всё остановилось. Ну и где здесь "необыкновенная" финансовая и промышленная устойчивость?
С каждым закрытым европейским заводом для России открываются новые возможности и даже если не получится занять их место, то всё равно отрадно, когда конкурент становится слабее в экономическом отношении.
Как Вы считаете, почему не нашлось субсидий из бюджета для спасения от долгов и разорения несостоявшегося главного производителя литий-ионных аккумуляторов в Швеции?