Понятие «культура» можно трактовать по-разному, но смысл всегда остается примерно одинаковым. Под культурой принято понимать совокупность духовного и материального наследия, которое человечество накапливало на протяжении своей истории и которое оно, во-первых, продолжает накапливать, а во-вторых, постоянно использует.
Составляют этот синтез духовного и материального наследия повседневный быт, религии и искусство. При этом какая-то одна из этих составляющих культуры в реальной жизни крайне редко проявляется сама по себе. В действительности мы чаще всего наблюдаем разные сочетания одного, другого и третьего. Бытовая, религиозная и художественная культуры постоянно перемешиваются. Например, в моде, рекламе и дизайне встречаются элементы и художественной, и бытовой культуры; в празднике — бытовая и религиозная; в «Песни песней» — религиозная и художественная.
Все три составляющие культуры — искусство, быт, религия — неотъемлемая часть нашего существования вне зависимости от географических координат и исторического периода. Это объединяет всех людей на планете; это было у древних, это есть и у нас. Этот «набор» из ритуала, жертвы, обрядовой маски есть в каждой культуре — от Мезоамерики до Индонезии, от Гренландии до Чили. Следовательно, есть (и всегда был) некий общий для всего человечества ключ, понятный и представителю неконтактного племени на Андаманских островах, чей быт практически не менялся на протяжении тысяч лет, и молодому предпринимателю с Манхэттена наших дней. Именно этот ключ еще в начале ХХ в. Карл Густав Юнг назвал архетипом, представляющим собой структурный элемент коллективного бессознательного.
Коллективное бессознательное состоит из нескольких слоев, отвечающих за личное, групповое, семейное, национальное, расовое и т. д. Но, в отличие от личного (или индивидуального) бессознательного, коллективное оказывается действительно общим для всех: его элементы —архетипы — находят отклик у каждого.
Архетип представляет собой некий общечеловеческий первообраз, выраженный в виде персоналии, обстоятельства или ситуации. Люди легко их считывают и видят постоянно. Где же?
Каждый день человек сталкивается с текстами, изображениями и самыми разными медиа. Многие любят читать (во всяком случае, на это хочется надеяться), смотреть кино и сериалы, обсуждать рекламу, клипы и фотографии. А почему любят читать и обсуждать? И что именно обсуждают? То, что понравилось или не очень, отозвалось в душе или нет, когда близка и понятна история героя и сама ситуация. Если «понятно» — это вопрос узнавания. Говоря: «Мне это близко», «Я такой же!» или «Со мной такое тоже было», а то и «Вот бы со мной такое случилось / никогда такого не произошло!» — человек выражает отклик; обычно люди пропускают увиденное, услышанное или прочитанное через себя. И здесь мы подходим к ключевым понятиям, с которыми человечество сталкивается на протяжении всей своей истории. Это вопрос самоидентификации («О, это же я! Я узнаю себя в этом образе») и сопричастности («Я такой же, как…»). Дело в том, что человеку от начала времен и по сей день важно, с одной стороны, определиться со своим индивидуальным я и понять, «что я такое есть». С другой — не менее важно слиться с группой себе подобных, то есть сохранить самость и в то же время ощутить себя защищенным благодаря принадлежности к общности. Все это и дают нам узнаваемые образы или ситуации — архетипы.
Как они проявляются непосредственно в культуре, начиная с глубокой древности? Проявляются по-разному в зависимости от времени и места – тому есть примеры из искусства и повседневности. На проявления эти влияет время
Средние века, Просвещение, и место - Европа, Россия, Восток.
Маски и сюжеты касаются общих для всего человечества тем, связанных с вопросом выживания: прохождения пути, сражения, охоты, победы, спасения, предательства, преодоления сложностей, козней вредителей и поддержки помощников. Любая маска есть олицетворение превалирующего над другими качества, устремления, целей, ценностей и умений. Вот они — универсальные, вневременные и не привязанные к географии ключи к пониманию сути того или иного образа.
Их выделил Карл Густав Юнг в своих работах 1910-х годов. А систематизацию 12 типов обозначили и назвали Кэрол Пирсон и Маргарет Марк. Вот эти двенадцать
архетипов:
Герой (Воин),
Правитель,
Родитель (Заботливый, Опекун),
Ребенок (Невинный, Простодушный),
Славный малый (Приятель),
Шут (Дурак),
Бунтарь,
Маг (Волшебник),
Мудрец (Учитель),
Гедонист (Любовник, Эстет),
Творец (Художник),
Искатель (Отшельник, Монах)
Эти маски есть в любой культуре, а потому узнаваемы в любом ее выражении. Опять же, видоизменяясь немного в зависимости от эпохи и географии. Но они узнаваемы и трогают сразу, мгновенно, за душу! Так, Герой из рекламы попадает в самое сердце, ведь он спасает! - обещает зрителю суперсилу или как минимум суперсредство для выведения пятен, починки сломанной мебели или излечения ран. Архетипы Бунтаря или Гедониста обязательно присутствуют в любом бойз-бенде, гарантируя яркие ощущения борьбы или любви. Архетипы Правителя, Родителя или Мага хороши на политической арене. Если проявление архетипа в поведении человека попадает в яблочко — находит свою аудиторию, — это вызывает у наблюдающих за данным процессом людей чувство счастья. Зрители идут смотреть кино с героями, отражающими узнаваемые и симпатичные им качества, голосуют на выборах за людей, воплощающих близкий им архетип, покупают билет на концерт «своего» исполнителя или товар, рекламируемый в рамках поведения архетипа, близкого и приятного целевой аудитории. Это правило выбора распространяется и на сюжеты кино, книг, сериалов, клипов, и неважно, создает их сам человек или знакомится с ними как зритель или читатель. Погружаясь в перипетии романа, просматривая рекламу или наблюдая за политиками, человек взаимодействует с архетипическими образами. Это взаимодействие всегда и везде носит схожий характер: мы видим борьбу добра со злом, победу света над тьмой — даже там, где смерть вроде как одержала верх. Одни архетипические сюжеты рассказывают о закономерностях, испытаниях и достижениях в жизни женщины; другие раскрывают общие принципы самореализации мужчины; третьи — динамику развития отношений мужчины и женщины, тех и других — с детьми, а также обычных людей — с облеченными властью. Одним словом, архетипичны не только маски, но и сюжеты.
События в любой истории, будь то музыкальный клип или рекламный ролик, художественный или документальный фильм, детский мультик или сериал на 10 сезонов, развиваются по определенной, считываемой схеме. Этих схем не так много, и классифицировать их брались многие видные профессионалы, например филолог и фольклорист Владимир Пропп, мифолог Джозеф Кэмпбелл, писатели Хорхе Луис Борхес и Кристофер Букер. У Борхеса 4, у Букера 7, а вообще есть классический путь героя.
Его проходят все архетипы, но проходят по-разному. И так же – есть везде, но проявляются немного иначе в зависимости от культуры, эпохи.
В рекламе-прессе-бизнесе-политике и по странам\культурам это проявляется также: какие у стран архетипы влияет на то, какие у них цели, поиск, средства, положительные и негативные проявления\признаки и качества\действия.
Какой герой на Востоке и Западе? В прошлом и сегодня. За это тоже "отвечает" архетип. И в каждой культуре он свой, но суть останется той же. Например, самураи и рыцари, ниндзя и супермены - все суть воплощения архетипа Героя в разных культурах. То же мы видим и в искусстве, и в культуре повседневности. Визуально – мода, реклама брендов тоже напрямую зависит от архетипа марки, ее задач, целей и ценностей. Да даже дизайн интерьеров в разных странах "работает", как отражение менталитета, а ведь это, по сути - архетип страны или нации. Представьте, что архетип страны – Правитель, и значит, что и интерьер будет простой, но функциональный, правильный, фундаментальный. Если архетип культуры - Гедонист – он будет отвечать визуальному и физическому наслаждению. Шут, ребенок (примитивные культуры) – все будет детское, смешное, яркое, анимированное – эзотерическое, маски, простые музыкальные инструменты и атрибутика.
… Все, что люди видят и делают, берет свое начало из первобытного ритуала. Искусство, реклама, мода и быт — все это родом из ритуала и мифа. Древний ритуал — будь то праздник в честь удачной охоты, сезона дождей, разлива рек или поворота к лету — знаменует собой торжество жизни, ее победу над смертью. Ритуал как бы воспроизводит охватившую людей радость и служит просьбой продлить ее. А значит, древний ритуал, праздник — это начало всех искусств и всех наших традиций, привычек и моделей поведения. Торжеству жизни в разных частях планеты способствуют разные ключевые условия. Сбор урожая или посев, приход тепла и света, разливы рек и сезон дождей — в эти даты или периоды и устраивают торжество и приносят жертву в качестве благодарности. Вот то, что утверждает жизнь – единение и индивидуальность. Этому в ритуале соответствуют маски. Какая-то наиболее яркая ипостась – качество, черта, образ. У него есть яркие проявления положительные и отрицания, есть задачи и цели, есть опасения и образ действия. Это и есть то, что потом умные ученые назовут архетипами.
Юлия Милович-Шералиева
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno