Найти в Дзене
Охотник на ворон

Сербия: Гонения на средства массовой информации.

Как-то я прочитал в сербской художественной книге интересный факт - осенью 1998 году сербские газеты были вынуждены печататься в Черногории. Заинтересовался, изучил этот вопрос. Надеюсь, и вам будет интересно. Это реальные события. Как известно, 90-е годы как в России, так и в Сербии были тяжелым временем, когда Югославия разваливалась, государство сотрясали внутренние конфликты, к которым примешивалось сильное давление извне. СМИ жёстко критиковали действия правительства - пост президента Республики Сербия с 1991 по 1997 год занимал Слободан Милошевич, а затем он же с 1997 по 2000 был президентом Союзной Республики Югославия (существовала с 1992 года по 2003, включала в себя Сербию и Черногорию). Масла в огонь противостояния властей и общества подлил конфликт в Косово, вспыхнувший осенью 1997 года. К 1998 году правительство Сербии пришло к выводу - независимых СМИ не должно быть. Как позже сообщалось, в Департаменте госбезопасности была сформирована группа, которая приступила к анализ

Как-то я прочитал в сербской художественной книге интересный факт - осенью 1998 году сербские газеты были вынуждены печататься в Черногории.

Заинтересовался, изучил этот вопрос. Надеюсь, и вам будет интересно.

Это реальные события. Как известно, 90-е годы как в России, так и в Сербии были тяжелым временем, когда Югославия разваливалась, государство сотрясали внутренние конфликты, к которым примешивалось сильное давление извне.

Крагуевац вечерний.
Крагуевац вечерний.

СМИ жёстко критиковали действия правительства - пост президента Республики Сербия с 1991 по 1997 год занимал Слободан Милошевич, а затем он же с 1997 по 2000 был президентом Союзной Республики Югославия (существовала с 1992 года по 2003, включала в себя Сербию и Черногорию). Масла в огонь противостояния властей и общества подлил конфликт в Косово, вспыхнувший осенью 1997 года.

К 1998 году правительство Сербии пришло к выводу - независимых СМИ не должно быть. Как позже сообщалось, в Департаменте госбезопасности была сформирована группа, которая приступила к анализу медиа-контента.

К октябрю 1998 года правительство подготовило пару документов (до бомбардировок НАТО оставалось полгода). Сначала постановлением правительства был принят Указ об особых мерах в условиях угрозы вооружённого нападения на страну, и согласно ему ежедневные газеты «Danas», «Dnevni telegraf» и Naša Borba были на короткое время запрещены за "подрыв обороноспособности страны", а их редакции закрыты.

Крагуевац вечерний.
Крагуевац вечерний.

14 и 15 октября их редакции были опечатаны судебными приставами. Журналисты пытались продолжать работать. Чтобы избежать цензуры, они печатали газеты тайно в типографиях Подгорицы (Черногория), а полиция отлавливала каналы поставки и пыталась конфисковать тиражи.

Но уже 20 октября правительство Сербии в спешке приняло Закон об общественной информации, который как раз вводил цензуру и огромные штрафы для редакций - в сотни тысяч евро. Министром информации тогда был нынешний президент Сербии.

Закон запрещал изданиям ряд действий. Например, запрещалось публиковать "ложную информацию" и злоупотреблять свободой СМИ. Также вводился запрет на публикации, "призывающие к насильственному свержению конституционного строя и нарушению территориальной целостности и независимости Республики Сербия и Союзной Республики Югославии" и "нарушающие гарантированные свободы и права людей и граждан, то есть вызывают национальную, расовую или религиозную нетерпимость и ненависть" (ст.42 Закона). Однако под эти формулировки можно было легко подогнать критику действий власти.

Крагуевац вечерний.
Крагуевац вечерний.

Закон также менял процедуру рассмотрения жалоб на СМИ, что позволяло расправиться с любым издательством за пару дней. Он вводил немедленное судебное рассмотрение дел из-за проступков СМИ (обычно суды в Сербии длятся много лет), причем работа редакции приостанавливалась в течение шести часов после подачи такого требования от прокурора.

В суде прокурор не обязан был предоставлять доказательства вины редакции, а наоборот, редакции должны были доказывать свою невиновность. После на оплату штрафа давалось всего 24 часа, по истечению которых судебные приставы могли арестовывать имущество редакции и журналистов. Обжалование не могло остановить выплату штрафа. Сотрудники СМИ говорили, что их сравнили с проститутками, которых тоже тащили в суд сразу после задержания.

Конечно, закон тут же стал применяться. Известно, что как минимум 20 СМИ были оштрафованы, а издания «Glas», «Blic i Dnevni telegraf» - несколько раз. В то же время 250 журналистов приглашались в органы на профилактические беседы, а пять из них оказались в тюрьме.

Также в небольших городах Сербии был закрыт ряд локальных СМИ. Власть смогла даже повлиять на черногорский еженедельник «Monitor», конфисковав один из его тиражей на границе с Сербией.

Крагуевац вечерний.
Крагуевац вечерний.

Журналисты позже вспоминали, что они бросились переписывать на соседей свои машины и на тёщ - земельные участки и квартиры, чтобы сохранить их. Заранее договаривались с разными неправительственными фондами, создавали свои фонды и сеть финансовых доноров, чтобы в случае суда быстро найти средства на оплату штрафов.

Каждое заседание суда по делам о СМИ собирало толпы слушателей, большинство из которых были коллеги-журналисты. И решения, в которых юристам удавалось сбить штрафы с 2 млн динаров до 300 тысяч, считались очень успешными.

Пожалуй, самыми оппозиционными в то время были первая частная газета Сербии «Dnevni telegraf» и журнал «Evropljanin». Основателем и редактором обоих был журналист Славко Чурувия, который открыто и яро конфликтовал с правительством из-за разногласий по поводу освещения конфликта в Косово. Он был застрелен в подъезде спустя полгода после закрытия редакций - в апреле 1999 года. За причастность к убийству были осуждены сотрудники госбезопасности, но в начале 2024 года они были оправданы.

Драконовский закон был отменен в феврале 2001 года. После чего правительство даже согласилось возместить ущерб СМИ, которые были наказаны, и вернуть уплаченные по решению судов средства. Но, как сообщалось в прессе, в итоге этого не произошло.