Найти в Дзене

Руза: Церковь Димитрия Солунского, старец Макарий Брюшков, икона"Скоропослушница"

Кладбищенская церковь великомученика Димитрия Солунского в Рузе в советские годы использовалась как склад, фабрика по производству валенок, мастерская и трансформаторная подстанция. С 1989 года храм вернули верующим, и с тех пор он стал центром Рузского благочиния и первой восстановленной городской церковью. W Авторство проекта храма Димитрия Солунского в Рузе иногда приписывают знаменитому русскому зодчему Матвею Казакову. Подлинность этой версии доказать сложно. Достоверно изветсно лишь, что церковь была построена в 1792 году на средства рузского мещанина Михаила Дмитриевича Брюшкова. К этой фамилии относилось немало уважаемых ружан купеческого и мещанского сословий. В их числе был и известный старец архимандрит Макарий Брюшков. К. Ф. Калайдович - автор "Исторического описания мужского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше" ставил архимандрита Макария Брюшкова в один ряд с такими выдающимися деятелями монашества XVIII столетия как Паисий Величковский, Фе
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Кладбищенская церковь великомученика Димитрия Солунского в Рузе в советские годы использовалась как склад, фабрика по производству валенок, мастерская и трансформаторная подстанция. С 1989 года храм вернули верующим, и с тех пор он стал центром Рузского благочиния и первой восстановленной городской церковью. W

Авторство проекта храма Димитрия Солунского в Рузе иногда приписывают знаменитому русскому зодчему Матвею Казакову. Подлинность этой версии доказать сложно. Достоверно изветсно лишь, что церковь была построена в 1792 году на средства рузского мещанина Михаила Дмитриевича Брюшкова. К этой фамилии относилось немало уважаемых ружан купеческого и мещанского сословий. В их числе был и известный старец архимандрит Макарий Брюшков.

К. Ф. Калайдович - автор "Исторического описания мужского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше" ставил архимандрита Макария Брюшкова в один ряд с такими выдающимися деятелями монашества XVIII столетия как Паисий Величковский, Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, Клеопа Введенский и Игнатий Симоновский. Архимандрит Макарий Брюшков восстановил восемь монастырей, пришедших в упадок после политики притеснения монашества Петром I, фаворитом Анны Иоанновны Бироном и отобрания монастырских земель Екатериной II в 1764 году. Двадцать четыре ученика Макария стали настоятелями русских обителей в разных частях империи. Калайдович писал об этом подмосковном подвижнике так:

Память его должна быть священною не для одних обителей, но и для всех, чтущих труды подвижнической жизни.

Макарий родился в Рузе в 1750 году в купеческой семье Кузьмы и Евдокии Брюшковых. Мальчиком его отправили учиться торговле в Москву, однако Матвей (как его звали в миру) не любил коммерческого дела, а стал искать возможности уйти в монастырь. В 1767 году юноша приехал в Санаксарскую обитель под духовное руководство к старцу Феодору Ушакову – родственнику знаменитого адмирала. В этой обители Матвей познакомился с будущим архимандритом Феофаном Новоезерским. Вместе они пережили несправедливую ссылку своего духовника старца Феодора на Соловки и захват города бандами Пугачева. В 1776 году Матвей Брюшков перешел в Островскую Введенскую пустынь во Владимирской губернии. Настоятель этого монастыря старец Клеопа постриг послушника Матвея в иноческий чин с новым именем Макарий.

Епископ Феофилакт Переяславский в 1781 году обратил внимание на пришедшую в запустение Николо-Пешношскую обитель в нынешнем Дмитровском районе. Иерарх вызвал из Введенской островной пустыни двенадцать монахов, чтобы они возродили иноческую жизнь в Николо-Пешношском монастыре. Казначеем восстанавливаемого монастыря был назначен иеромонах Макарий Брюшков. Увидев руины некогда славного монастыря на Пешноше, Макарий пришел в уныние, хотел уйти подвизаться в другое место, но ему во сне явились преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский, укрепляя его такими словами:

Не отходи отсюда; и здесь будет во всем изобилие.

Предсказание это сбылось – остаток жизни архимандрит Макарий посвятил возрождению Пешношской обители, которая из руин стала центром иночества и "училищем благочестия". В этой обители старец Макарий скончался в 1811 году.

На средства местной помещицы Елизаветы Петровны Арсеньевой Дмитрие-Солунский храм на кладбище был расширен в 1848 году. Были возведены два придела: в честь Нерукотворного образа Спасителя и иконы Божией Матери Утоли моя печали.

Чтимым в Рузе образом Божией Матери до революции был список "Скоропослушницы". Упоминание об этом встречается в книге о. Олега Пэнэжко:

30 декабря 1894 года в Рузе открыто отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства во имя чтимой в городе иконы Божией Матери Скоропослушница

Председателем отделения братства стал священник кладбищенской Дмитровской церкви С. Сокольский. Кирилло-Мефодиевское братство – это общественная организация, созданная в 1884 году и действовавшая на территории Московской губернии. В ее задачи входило народное просвещение и строительство церковно-приходских школ. В частности, при поддержке Кирилло-Мефодиевского братства в Рузском уезде были построены школы в Шилово, Спасском, Козлово.

Московский список афонской святыни "Скоропослушницы" до революции хранился в часовне святого целителя Пантелеимона у Лубянской площади. В 1866 году в Москве было открыто подворье Афонского Пантелеимонова монастыря, в связи с чем со святой горы были привезены часть мощей св. Пантелеимона и список чудотворной иконы Божией Матери Скоропослушница. В 1883 году у Владимирских ворот Китай-Города была построена новая часовня-подворье Афонской обители, и вскоре святыни были перенесены туда.

В книге Е. Поселянина "Богоматерь" почитание "Скоропослушницы" из Пантелеимоновской часовни связывалось с подмосковной Рузой. Вот как описаны обстоятельства прославления этого образа:

От иконы получила исцеление вдова из уездного города Рузы Московской губернии, бесноватая Анастасия Фролова, страдавшая 20 лет припадками, возобновлявшимися с нею всякий праздник, воскресенье, среду и пятницу… То же самое с ней бывало во время служб церковных и когда при ней заговаривали о чем-нибудь священном. Родные посоветовали ей побывать у иконы Скоропослушницы. Когда она приехала в Москву, икону как раз переносили с Полянки из дома Афонского подворья в часовню Пантелеимона. Страдания женщины прекратились, когда отслужили молебен.