Я бы выделил две фундаментальные.
"Эксплуатация человека человеком" и "форма собственности на средства производства".
Марксисты с XIX века повторяют эти мантры из "Манифеста Коммунистической партии" так, будто данные красные заклинания объясняют всё.
Хотя агитки эти не объясняют ничего.
Почитаем "Смех за левым плечом" Владимира Солоухина:
Так внушали, так заморочили голову, что и правда стало казаться едва ли не преступлением – нанять людей для какой-либо работы.
Но ведь это же самая естественная акция на протяжении всей истории человечества.
Разве до сих пор не нанимают наши сельские жители, скажем, пастуха на весь сезон?
Недавно вон соседка Ксения Ивановна наняла мужиков, и они вычистили и починили ей колодец.
Да, но присвоение чужого труда, прибавочная стоимость…
А разве теперь, с переходом в колхозах на денежную оплату, все эти трактористы, комбайнеры, механизаторы, доярки, все рабочие, разве они – не наемный труд?
И разве государство, нанимая рабочих, соразмеряет количество труда с заработной платой?
Разве государство не присваивает себе в огромнейших масштабах всю так называемую прибавочную стоимость?
Для того государство и боролось с мелкими «эксплуататорами», чтобы стать единственным огромным эксплуататором.
Был такой старый советский анекдот:
Капитализм это эксплуатация человека человеком, а коммунизм наоборот.
Если с завода снять табличку "Путиловский" и повесить "им. Кирова" - сущностно ведь ничего не изменится. Условный токарь Петрович так же станет за тот же станок и будет точить ту же деталь. Получая за это зарплату.
Разве после смены вывески Петровича "эксплуатируют" как-то иначе?
Да бросьте вы.
Кстати, ПАО "Кировский завод" работает в Петербурге с 1801 года до сего дня.
И там тоже наёмный труд, что абсолютно нормально.
Про "средства производства" хорошо сформулировал Алексей Чадаев:
Все-таки бывшие советские или постсоветские люди, что мы знаем из товарища Маркса?
Главное противоречие какое у нас?
Это противоречие между общественным характером производства и частным характером собственности на средства производства.
Конфликт производительных сил и производственных отношений.
По Марксу получается, что основная проблема в том, что производство как бы общее, а средства производства чьи-то.
Тот, кто владеет средствами производства, и присваивает прибавочный продукт, тем самым угнетая и эксплуатируя трудящихся.
Мы все время, даже когда с этим спорили, никогда всерьез эту модель не разбирали и не разматывали.
Я сел, подумал и понял, что Маркс не прав, он не точен.
Это хуже.
Неточность бывает хуже, чем ошибка.
Что есть производство?
Ты берешь какой-то ресурс из природы и превращаешь его во что-то, что можно потребить.
Весь этот процесс добычи ресурсов в природе и превращение их во что-то, что можно потребить, оно в основе своей не поменялось со времен как раз тех, когда наши предки примерно вот этим и занимались.
Вот есть пещера, в ней живет социум тогдашний, как ни есть, а вокруг есть природа, охотники уходят туда добывать ресурс, потом добыл, перетащил, разделал, как-то приготовил, потребил.
Вот представьте ту же пещеру.
Группа охотников пошла охотиться на мамонта.
Есть там политика?
Нет, там чистая стратегия.
Есть кто-то главный, все вокруг него выстроились в определенном порядке, он принимает решения, задача - загнать зверя и убить его.
Вот дальше они загнали, убили, приволокли тушу в пещеру и что?
И в этот момент начинается политика, потому что – а кому сколько?
Лучшим воинам, допустим, лучшие куски.
Но есть верховный жрец, он же за всех нас молится, правильно?
Без него же вообще ничего не получилось, мы бы умерли. Так.
Есть вождь, ему же тоже надо. Вот вождь, да.
Вот есть старики, мы же уважаем старших, мы же этим и отличаемся от неандертальцев. Мы прогрессивные кроманьонцы, поэтому старшим надо.
Вот есть дети, они наше будущее, им тоже надо. Вот вокруг туши выстраивается набор аргументов, кому сколько и на каком основании.
Вот это все и есть политика, т.е. обмен аргументами, кому, сколько и почему.
Если, понимая все это, мы применяем Марксову формулу, то представьте себе, вот пошли охотники племени, добыли мамонта, приволокли его в пещеру, тут выясняется, что мамонт не их.
А кого?
А того, кто дал им каменные рубила, каменные топоры, копья вот эти.
Если бы им такое сказали, они бы его просто на эти же копья и топоры подняли сразу.
Что бы не утяжелять статью, вот видео лекции целиком:
Ленин понимал социалистическое государство как огромный монопольный сверх-синдикат. Всех частных собственников раскулачили, собрали всё экспроприированное (награбленное - рус.) в кучу и сказали, шо так и було.
Заводы теперь не Демидова, Путилова, Михельсона - а как бы народные.
Ну как народные - государственные.
Весь частный заводской капитал отжало Министерство промышленности СССР.
Чтобы заняться тем же самым, что частники - производством и продажей.
Притворяясь, будто теперь всё совсем, совсем, совсем другое!
P.S.
Чуть не забыл про "классовую борьбу":
Ещё одна ненужная глупость.
----------------------------------------
"Великая Отечественная Спецоперация"
Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются
----------------------------------------