«В 2030-е и 2040-е годы Россию ждёт увеличение процента женщин в репродуктивных возрастных группах, что должно благоприятно сказаться на абсолютном числе рождений». Об этом 30 января заявил первый заместитель министра здравоохранения Фисенко в ходе заседания экспертного совета при Комитете СФ по социальной политике по вопросу «Об актуальных вопросах реализации демографической политики в РФ: мнение экспертов».
А давайте посмотрим, есть ли связь между падением рождаемости и неуверенностью в завтрашнем дне, утратой народом Духа в связи с отсутствием высоких идей и целей, на примере динамики роста/падения суммарного коэффициента рождаемости (КР) в СССР – РФ.
В сталинские годы правления страной – период высоких целей строительства общенародного государства, большого количества великих строек, зримого улучшения уровня жизни населения страны, а также высокого уровня оптимизма и уверенности, что дети будут жить лучше, чем их родители - КР устойчиво находился на уровне 3, в послевоенные годы на волне Победы в Великой Отечественной войне - выше 3.5, а к середине 1950х самая высокая точка с КР = 3.76.
После смерти Сталина при правлении Хрущёва с его постоянными реорганизациями в экономике, свёртыванием крупных программ сталинской эпохи, антинародными решениями по ограничению возможностей селян вести натуральное хозяйство (борьба с мелкобуржуазной сущностью крестьянства) началось резкое падение рождаемости, и в 1964 году (конец хрущёвской десятилетки) коэффициент рождаемости достиг рекордно низкого значения для СССР мирного времени - 2.19.
После смены Хрущёва на Брежнева какое-то время по инерции продолжалось падение КР аж до 1.99 в 1968 году. Далее рождение стабилизировалось на уровне +/- 2.0, что всё равно недотягивало до нормального воспроизводства населения (КР более 2.1). Застой (в сравнении со сталинской эпохой) в идеологии и экономике не мог дать импульс к высокому уровню рождения детей. Исключением стали 1986 и 1987 гг. (эффект от близости долгожданных перемен), когда КР достигал 2.18 и 2.23 соответственно.
В постсоветской России в результате сверхнегативного эффекта от гайдаровских антинародных реформ 1990х, когда 90% населения «не вписалось в рынок», а также на фоне разочарования от случившихся перемен (ровно противоположное декларациям раннего Горбачёва) коэффициент рождаемости ежегодно снижался и в 2000 году достиг исторического минимума (КР=1.2).
В 2000х вплоть до 2014-2015 гг. в связи с хорошей конъюнктурой сырьевых рынков, когда деньги в какой-то степени доходили и до низов, рождаемость стала потихоньку расти, и в 2015 году коэффициент рождаемости поднялся до значения 1.78, что, тем не менее, никак нельзя назвать близким к нормальному воспроизводству населения.
С тех пор и по настоящее время в условиях продолжения реализации «приватизационной» социально-экономической модели с бенефициарами в лице банкиров и сырьевых олигархов рождаемость только падала и, наконец, абсолютное число рождений детей в России приблизилось к показателю 2000 года, который является одним из самых низких значений в современной истории страны.
Об этом на заседании вышеупомянутого экспертного совета при Комитете СФ по социальной политике заявил первый заместитель министра здравоохранения Фисенко. В условиях 6 лет работы социально-экономического блока Правительства над достижением целей национального проекта «Демография» и успешным кассовым освоением без малого 5 триллионов рублей слова замминистра Фисенко об успешном достижении «демографического плинтуса» 2000 года можно считать истинным отчётом о проделанной работе.
Удивительно, как этим же «эффективным менеджерам» от здравоохранения и другим руководителям социально-экономического блока Правительства удаётся протаскивать Президенту на утверждение новую «демографическую программу» на следующие 6 лет с очередными триллионами бюджета при отсутствии какого-либо понимания причинно-следственных связей в
вопросах демографии.
В новой шестилетке продолжаем делать упор на «покупку» рождаемости через разовые выплаты женщинам коренного населения, завоз многодетных «ценных специалистов» из Средней Азии и программы экстракорпорального оплодотворения.
Удивительно и то, что при таком подходе к улучшению демографии результат для практически всех, кроме самих авторов демографических программ и отчётов наверх, известен заранее.
Ну и тут в помощниках, конечно же, "кривое зеркало" Росстата. Согласно прогнозу ведомства, «нашу страну ждёт увеличение интенсивности деторождения особенно быстрыми темпами после 2027 года в высоком и среднем вариантах прогноза. Ведомство прогнозирует увеличение абсолютного числа рождений начиная с 2030-х годов, причём даже при низком варианте прогноза. Это означает, что в 2030-е годы и в 2040-е годы нас ждёт увеличение численности женщин в репродуктивных возрастных группах, что при прочих равных должно благоприятно сказаться на абсолютном числе рождений».
Ну чем не основание для оптимизма? У нас всё плохо, но не очень, а скоро будет и вовсе хорошо. Так победим?