Найти в Дзене

ВСЕСЛАВ ЧАРОДЕЙ

Имя полоцкого князя Всеслава Брячиславовича Чародея (?–1101) было хорошо известно за пределами Полоцкой земли. О нём рассказывают «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игоревом», он – герой древнерусских летописей и народных сказаний, прообраз былинного Волха Всеславьевича. Сохранился даже портрет легендарного князя. Миниатюры «Радзивиловской летописи», датированной началом XIII века, представляют нам худощавого человека в возрасте с величественным лицом, окладистой седой бородой и длинными, ниспадающими на плечи, волосами. Его голову венчает большая, искусно выполненная корона. Он одет в алый камзол с большими пуговицами, на плечах – такого же цвета плащ с богатым отложным воротником. Жесты князя величественны; часто его изображают с мечом в руке. Автор «Повести временных лет» дополняет это описание, говоря, что всю свою жизнь Всеслав носил на голове повязку-амулет, приносящую ему удачу, но, в то же время, делавшую его жестоким. Этот полоцкий князь прослыл среди своих современников
Оглавление

Мистический герой белорусской древности

Имя полоцкого князя Всеслава Брячиславовича Чародея (?–1101) было хорошо известно за пределами Полоцкой земли. О нём рассказывают «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игоревом», он – герой древнерусских летописей и народных сказаний, прообраз былинного Волха Всеславьевича.

Всеслав Брячиславович Чародей. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»
Всеслав Брячиславович Чародей. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»

Сохранился даже портрет легендарного князя. Миниатюры «Радзивиловской летописи», датированной началом XIII века, представляют нам худощавого человека в возрасте с величественным лицом, окладистой седой бородой и длинными, ниспадающими на плечи, волосами. Его голову венчает большая, искусно выполненная корона. Он одет в алый камзол с большими пуговицами, на плечах – такого же цвета плащ с богатым отложным воротником. Жесты князя величественны; часто его изображают с мечом в руке. Автор «Повести временных лет» дополняет это описание, говоря, что всю свою жизнь Всеслав носил на голове повязку-амулет, приносящую ему удачу, но, в то же время, делавшую его жестоким.

Этот полоцкий князь прослыл среди своих современников колдуном и оборотнем, хотя известное нам прозвище «Чародей» ему было дано намного позже – уже в XX веке.

Само его появление на свет окутано мистикой – летописец прямо говорит, что он родился от волхвования, хотя при этом нимало не сомневается, что его отцом был полоцкий князь Брячислав Изяславович.

При рождении у младенца оказалась язва на голове, которую мать, по совету тех же волхвов, и прикрыла повязкой-амулетом. Эта отметина от рождения, якобы, и определила колдовские способности Всеслава. А он, по свидетельству современников, обладал ими сполна: по своему желанию мог стать волком, соколом, оленем или другим животным, то есть был оборотнем, волколаком, – и в таком виде преодолевал огромные расстояния.

Если верить фольклору, мог превращать в волков (и даже в муравьёв!) и свою дружину.

Белорусские легенды про оборотней

Вообще, многочисленные легенды и рассказы об оборотнях были ещё совсем недавно широко распространены среди беларусов. При этом сами волколаки (бел. ваўкалакi) чётко делились на две категории: те, кто сам, по собственному желанию, превратился в волков, и те, кого превратили в лесных хищников против их воли. Первых боялись, вторых – жалели.

Существовали даже специальные методики, как обернуться в волка.

Наиболее распространённой была следующая. Желающий стать оборотнем должен был идти в самую глушь леса и там, в лесной пустоши, в укромном месте, воткнуть рукоятями в землю, лезвиями вверх семь либо двенадцать одинаковых ножей, а затем трижды перекувырнуться через них. Считалось, что после первого кувырка человек терял характерные черты своего лица, после второго – становился бесформенным живым существом, чем-то средним между зверем и человеком, после третьего – окончательно превращался в волка, либо другое животное по своему желанию. Обратное превращение проходило на том же месте и точно также, только совершать кувырки надо было обязательно в противоположную сторону. При этом строго-настрого запрещалось случайно или намеренно задевать ножи и ни в коем случае не сдвигать их с места. Если же кто-либо унёс ножи, оборотень навсегда оставался в обличье лесного хищника, разве что его мог выручить поверенный в его тайну другой человек.

На Гродненщине существует легенда «Седой волк», согласно которой местный князь для борьбы с крестоносцами превратился сам и превратил свою дружину в волков. Может быть, это поздняя версия легенд о могуществе Всеслава Чародея?

С оборотнями связано и происхождение названия белорусского города Волковыска, по одной из легенд основанного князем-волколаком.

Можно вспомнить также самых первых обитателей Беларуси – невров. Этот древний народ, известный нам благодаря описаниям древних греков и римлян, жил к северу от моря Геродота, то есть болот Полесья, и невры якобы обладали мистическими свойствами раз в год превращаться в волков. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Невры – самые древние обитатели Беларуси, а также В поисках моря Геродота».

Могучий правитель сильного княжества

Однако вернёмся в XI столетие к князю Всеславу Брячиславовичу Чародею.

Его жизнь, овеянная легендами и мифами, была бурной, а деятельность вышла далеко за пределы Полоцкого княжества.

Всеслав стал князем Полоцка в 1044 году после смерти своего отца Брячислава Изяславовича. Он княжил с небольшими перерывами до 1101 года – 57 лет – и за это время сделал немало для процветания родного края.

За всю более чем тысячелетнюю историю Беларуси он занимает безусловное лидирующее место среди её правителей по продолжительности нахождения у власти.

В период правления князя Всеслава Полоцкое княжество достигло своего наибольшего расцвета: строились города, бурно развивалась торговля, процветали искусства.

Стремясь подчеркнуть могущество своего государства, уровнять его столицу в глазах современников с историческими и культурными центрами Руси Киевом и Новгородом, по его распоряжению в Полоцке построили величественный Софийский собор по образцу Константинопольского. И хотя время не пощадило этот памятник древнерусской архитектуры, мы можем им любоваться и сейчас, правда, в сильно перестроенном виде.

Софийский собор в Полоцке – символ процветания и мощи Полоцкого княжества. Современный вид. Wikimedia Commons / Александр Липилин
Софийский собор в Полоцке – символ процветания и мощи Полоцкого княжества. Современный вид. Wikimedia Commons / Александр Липилин

Территория государства охватывала большую часть нынешней Беларуси (за исключением Полесья и западных регионов) и значительную часть современной Латвии (всё Подвинье до впадения Западной Двины в Рижский залив). Другие балтские племена (ливы, курши, латгалы, литовцы, семигалы) были обложены данью. Полоцкий князь контролировал важнейшие торговые пути по Двине и Днепру из Западной Европы в другие русские княжества.

В то время Беларусь имела выход к морю!

Война с Киевом и первое летописное упоминание Минска

Выгодное географическое положение, богатство и процветание края вызывали зависть у соседей. Несмотря на то, что Всеслав приходился близким родственником всем другим русским князьям, история его княжения богата кровопролитными войнами именно с Рюриковичами.

Памятник Всеславу Брячиславовичу Чародею в Полоцке. Путешествия по Беларуси / https://marshryt.by/object/pamyatnik-vseslavu-bryachislavovichu/
Памятник Всеславу Брячиславовичу Чародею в Полоцке. Путешествия по Беларуси / https://marshryt.by/object/pamyatnik-vseslavu-bryachislavovichu/

После совместного успешного похода со своими дядьями Изяславом Киевским, Всеволодом Переяславским и Святославом Черниговским (все трое дети Ярослава Мудрого – родного брата деда Всеслава – князя Изяслава) в 1060 году в южнорусские степи против кочевников-торков Всеслав Чародей внезапно нападает на Псков и Новгород.

– Я отомщу за своего прапрадеда Рогволода, убитого Владимиром Крестителем восемьдесят лет назад, и за его дочь – мою прабабку Рогнеду, им униженную, – говорил Всеслав Брячиславович. – Кроме того, пора показать Ярославовичам, кто хозяин на Руси. Ведь мой дед Изяслав был старшим сыном Святого Владимира и Рогнеды, а отец нынешнего киевского князя Ярослав Мудрый – его младшим братом; следовательно, я имею гораздо больше прав на титул великого князя, чем мой дядя.

Второй поход был наиболее удачен: в 1067 году на берегах реки Черёхи полоцкий князь разбил новгородского (им был сын великого князя Киевского – Мстислав Изяславович), захватил и разграбил Новгород, пленив многих жителей и ограбив местный Софийский собор.

Мстя за сына и Новгород, Изяслав Ярославич Киевский вместе с братьями Всеволодом Переяславским и Святославом Черниговским, не смотря на жестокую зиму, вторглись в Полоцкое княжество, осадили, взяли штурмом и сожгли Минск – в то время небольшой приграничный городок-крепость.

Это грустное событие является первым известным упоминанием будущей столицы Беларуси в хрониках.

Всеслав поспешил на защиту рубежей своей Отчизны, и неподалёку от разграбленного Минска на покрытых глубоким снегом берегах реки Немиги 3 марта 1067 года состоялась ожесточённая сеча.

Победили южнорусские Ярославичи.

Битва на реке Немиге в окрестностях Минска 3 марта 1067 года. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»
Битва на реке Немиге в окрестностях Минска 3 марта 1067 года. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»

Коварство Ярославичей

Всеслав отступил в Полоцк, но оставался ещё очень силён.

Победители, понеся большие потери и помня о переменчивости воинского счастья, не рискнули на повторную битву и решили добить своего противника коварством. Они пригласили Всеслава на переговоры в Оршу, при этом целовали Святой Крест и говорили:

– Приди к нам, не сотворим тебе зла.

Поверив, Всеслав прибыл с двумя сыновьями и тут же был схвачен клятвопреступниками. Совсем в духе Средневековья!

Так полоцкий князь оказался в темнице в Киеве. Однако провидение вскоре наказало вероломных: через год они были разгромлены половцами, которые затем двинули свои табуны на Русь.

Всеслав Чародей – великий князь Киевский

Поражение привело к социальному взрыву.

Народ в Киеве на вече прямо обвинял в неудачах воеводу Коснячко и требовал от князя Изяслава вооружить горожан для дальнейшей борьбы с кочевниками, однако тот, опасаясь развития мятежа, не пожелал доверить оружие горожанам.

В Киеве начались грабежи и убийства. Мятежники вспомнили про заключённого Всеслава и, отдавая дань уважения его авторитету и способностям, освободили Чародея из темницы.

Изяслав счёл за лучшее бросить город на произвол судьбы и бежал в Польшу к своему кузену Болеславу II Смелому.

Всеслав Брячиславович же волею народа был провозглашён великим князем Киевским.

Дальнейшие события развивались быстро. Вскоре Святослав Черниговский разбил половцев, а польский король через семь месяцев сумел вернуть киевский престол его брату Изяславу.

Всеслав уехал в Полоцк, откуда продолжил борьбу с Ярославичами. Потерпев ряд поражений и будучи изгнан из родного города, он, тем не менее, не пал духом, даже совершил ещё одно нападение на Новгород, и, в конечном итоге, вновь стал полоцким князем, чтобы править там уже до конца жизни.

Снова в Полоцке

Борьба Всеслава с другими Рюриковичами продолжилась и при новом великом князе Киевском Всеволоде. До этого он был князем в Переяславле, участвовал на стороне Изяслава в знаменитом сражении на Немиге, а после гибели брата в одной из многочисленных междоусобиц того далёкого времени стал править Киевом.

Внезапным набегом Всеслав Брячиславович захватил и сжёг Смоленск. В отместку сын великого князя Владимир Мономах Черниговский в 1084 году вторично взял и опустошил Минск. В этом походе в его войске были и кочевники-половцы, пришедшие, таким образом, впервые с мечом на белорусские земли.

Под 1092 годом летописец оставил для нас такую странную запись: «Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днём являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение с Друцка. В те же времена было знамение в небе – точно круг посреди неба превеликий».

Вот такое нашествие живых мертвецов!

-5
Бесы и мертвецы в Полоцке в 1092 году. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»
Бесы и мертвецы в Полоцке в 1092 году. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»

В древнерусском эпосе «Слово о полку Игоревом» имеются смутные упоминания о том, что Всеслав Брячиславович посетил далёкую Тмутаракань на Таманском полуострове.

Умер Всеслав Чародей в Полоцке 14 апреля 1101 года.

Как видим, имя и авторитет этого человека были известны далеко за пределами его родины.

При этом он предстаёт перед нами сильной и вместе с тем очень странной и противоречивой личностью. Был рождён «от волхвования», а строил Софийский собор! Слыл оборотнем, но твёрдо верил в святость крёстного целования! В этом человеке удивительно сочетались чародейство и святость. Его обучали тайнам кудесники-волхвы и почитали православные священники.

Так кто же он: язычник или христианин? Это тайна белорусской истории, которой свыше тысячи лет.

Всеславу предложили великое княжество Киевское, первое на Руси, самое могучее и богатое, а он не стал за него бороться и вернулся в родной Полоцк. Может быть, здесь и кроется ответ на заданный вопрос: просто этот человек любил свою Родину – Полоцкую землю и старался быть ей полезным, не рвался к вершинам власти, не искал богатства. Он хорошо понимал свой народ, который ещё долго после крещения продолжал отмечать языческие праздники, сохранял древние обычаи, верил в чудесную силу трав, священных камней и источников. Всеслав был христианином, но при этом уважал религию своих предков – древние языческие культы. За это его любили друзья и уважили враги.

И по сей день таинственная личность Всеслава Брячиславовича Чародея вдохновляет любителей фэнтези и рыцарских романов и фильмов, побуждая их делать легендарного полоцкого князя из далёкого XI столетия главным героем своих произведений.

Подписывайтесь на канал "Очень древняя Беларусь", ставьте лайки, если Вам понравилась эта статья!

Планируем продолжить рассказ о правителях и людях древнего Полоцка!