Заработные платы в ближайшие годы, среднесрочной и долгосрочной перспективе будут расти. Причем довольно высокими темпами (об этом ниже), что обусловлено рядом объективных факторов, которые закладывают данный устойчивый тренд в экономике России. А самое главное для этого появился рабочий инструмент регулирования.
Мы начинаем серию эксклюзивных материалов о росте заработных плат и доходов населения. Почему это так важно и как это влияет на экономику? Планируем рассказать как именно Запад стал таким богатым и высокотехнологичным, о некоторых наиболее перспективных и востребованных в будущем профессиях в России и еще много интересного. Здесь же уделим внимание причинам роста заработных плат в нашей стране.
Причина первая – кадровый голод в России
Основной лейтмотив «песни о нехватке рабочей силы» в СМИ и экспертном сообществе сводится к общему дефициту кадров. В ноябре 2024 года официальная безработица в России составила 2,3%. Однако это нерелевантный показатель, реальная безработица (по экспертным оценкам) примерно в 2 раза выше. В стране остро не хватает именно квалифицированных работников в растущих перерабатывающих и высокотехнологичных отраслях.
Например, в IT индустрии представителями отрасли и экспертами HR кадровый дефицит оценивается до 0,5 млн человек. При этом недостает именно высококвалифицированных «мидлов» и «сеньоров». В перерабатывающей промышленности согласно оценке первого вице-премьера РФ Александра Новака не хватает 1,5 миллионов квалифицированных рабочих. Работодатели констатируют, что по ряду профессий (сварщиков, операторов станков с ЧПУ и др.) работников на рынке просто нет. Сегодня это главный ограничитель промышленного роста в России.
Во всех новых НТПЛ (национальных проектах технологического лидерства, рассчитанных на 2025-2030 годы), проектах развития основных перерабатывающих отраслей и новых индустрий, в качестве основного целевого ориентира и ключевого приоритета заложены масштабные программы развития кадрового потенциала.
То есть в ближайшие 5 лет на рынке труда России будет два мегатренда:
- Массовый и устойчивый рост сегмента квалифицированного персонала с высокими зарплатами и темпами их роста в силу растущего спроса, существенно превышающего предложение.
- Масштабная подготовка квалифицированных и высококвалифицированных кадров с развитием соответствующей образовательной инфраструктуры.
Дефицит и рост зарплат профессиональных кадров в промышленности неизбежно приведет к перетоку туда работников из других сфер, например сервисной экономики, которая в последние годы тоже довольно быстро растет. Это подтолкнет рост оплаты труда в менее квалифицированном сегменте, хотя зарплаты, например, продавцов или охранников будут расти, конечно, даже не близко к уровню операторов станков или робототехники на заводах. Да и происходить это будет не столь быстро, но среднесрочный тренд вполне очевиден.
Причина вторая – необходимость повышения количественных и качественных параметров внутреннего спроса
Уже сейчас есть кейсы в отдельных отраслях и сегментах, где достигнуты пределы рынка и рост за счет импортозамещения прекратился. В ближайшие годы такая участь неизбежно постигнет большинство отраслей отечественной промышленности и не только. В условиях эскалации санкций развития рынков – стратегический вопрос не только экономического роста, но и выживания России. Как говорил товарищ Сталин, «либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
От емкости рынка и качественных параметров спроса в современной экономике зависит окупаемость технологий, объемы инвестиций предприятий в НИОКР, достижение технологического суверенитета, общее научно-техническое развитие страны и структура экономики. Масштаб и конкурентоспособность производителей, размер национальной экономики, ее позиционирование на мировом рынке и многое другое.
Это понимание и стратегическое видение есть и у товарища Путина.
«Обеспечение устойчивого увеличения внутреннего спроса в условиях санкционного давления становится ведущим фактором экономического роста»
– заявил президент России на совещании с членами правительства 29 марта 2023 года.
Курс на экономику высоких зарплат подразумевает эффект повышения количественных и качественных параметров спроса.
«Повторюсь: российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат, в этом ключ к повышению эффективности производств, к модернизации предприятий и компаний, глубокому обновлению отраслей на современной технологической базе, к созданию качественных рабочих мест»
– сказал глава государства на съезде профсоюзов в октябре 2024 года.
Как это работает? Во-первых, потребительский спрос составляет основу совокупного спроса. Его планомерное стратегическое расширение – это основа долгосрочного устойчивого экономического роста. Во-вторых, рост зарплат и доходов населения – это качественные параметры спроса. Грубо говоря, бедные потребители покупают веники, обеспеченные – пылесосы, а так же автомобили, модную одежду и обувь (вместо валенок), билеты на самолеты и высокоскоростные поезда и прочие «ненужные вещи». Это называется дифференциация спроса. Производство отвечает взаимностью и увеличивает выпуск «ненужных вещей». Это называется дифференциация предложения. Улучшается структура экономики, растет добавленная стоимость и спрос на квалифицированный персонал, повышаются зарплаты. Такой самоусиливающийся в определенных пределах процесс.
Именно так (и никак иначе!) тот же Запад стал таким богатым и высокотехнологичным. В основе – опережающий рост зарплат через регулирование минимального размера оплати труда (МРОТ) и его индексацию. Хотя был и еще один фактор – развитие интеграционных процессов. В совокупности это дало мощнейшую интерференцию и кумулятивный экономический эффект.
Количественные и качественные параметры спроса – определяющий фактор масштаба и конкурентоспособности национальных (транснациональных) компаний. Наглядно это можно увидеть на примере сравнения «Тойоты» и «АвтоВАЗа». Факторам национальной конкурентоспособности мы посвятим отдельную тему.
«Жизнь заставит, не так раскорячишься»
Китай с 2000-х годов стратегически качает внутренний рынок. Там уже средние зарплаты в долларовом эквиваленте выше российских, а уровень жизни в городах сопоставим с европейским. Запад уже второе десятилетие ограничивает Поднебесную в передовых технологиях, а в ближайшие годы будет отрезать от экспортных товарных рынков. Китайские товарищи готовились.
Россия, наконец, отчетливо пошла по пути развития собственного рынка вдолгую. Однако для этого потребовалось прийти к безвыходной ситуации.
Причина третья – влияние «дорогих рабочих мест» на рост производительности труда
В России принята масштабная программа повышения производительности труда. Это, в том числе, еще одна безвыходная ситуация. В условиях исчерпания кадрового потенциала экономический рост возможен только за счет интенсификации использования ресурсов, повышения эффективности производства и производительности труда.
Два главных проекта в экономике и промышленности – это нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика» и НПТЛ «Средства производства и автоматизации». К 2030 году планируется повысить производительности труда к уровню 2023 года на 20,7% (и за счет этого закрыть 10% кадрового дефицита).
Однако для предприятий единственным реальным мотивом повышения производительности, автоматизации, роботизации и прочих замечательных вещей являются дорогие рабочие места. Только в этом случае инвестиции в модернизацию будут окупаться, что подтверждает и наша текущая ситуация, и вся мировая практика. Государство планомерным повышением МРОТ (о механизме – ниже) дает бизнесу четкий инвестиционный сигнал: зарплата будет расти опережающими темпами, а рабочая сила будет сильно дорожать.
Так, у нас уровень роботизации в промышленности в 8,5 раза ниже среднемирового. Для достижения целевых ориентиров (внедрение 94 тысяч роботов и повышения плотности роботизации в 145 роботов на 10 тысяч промышленных рабочих к 2030 году при текущем показателе 11/10000) нам надо внедрять порядка 11 тысяч промышленных роботов в среднем в год. Внедряем 1,5 тысячи. Там есть проблемы с квалифицированным спросом (теме роботизации и робототехники посвятим отдельную серию материалов), но есть и вопрос окупаемости инвестиций в силу пока недостаточно высокого уровня зарплат даже в условиях кадрового дефицита.
Важно понимать, что это не «про робота Федора», а актуальный тренд и неизбежность. Да и все наши измышления основаны не только на текущем, но и на многолетнем анализе, в том числе, в рамках профессионального стратегического консалтинга крупных российских компаний.
Причина четвертая – социальная. Индекс Джинни и низкая доля зарплат в ВВП России.
Коэффициент Джинии – это статистический показатель, который рассчитывается исходя из распределения доходов по социальным группам, разбитым по уровню доходов. Он варьируется от 0 до 1. Чем ближе к единице, тем больше доходов концентрируется в руках отдельных групп, что означает более высокое социальное неравенство.
В России этот показатель находится на уровне порядка 0,4. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», коэффициент Джинни должен быть снижен до 0,37 к 2030-му и 0,33 к 2036 году.
Для сравнения в крупных европейских странах (Германии, Франции) этот показатель находится на уровне порядка 0,3 – 0,32, в Китае – 0,39, в Африке и ряде стран Латинской Америке – 0,5 – 0,6 и выше.
Неравенство в доходах – основополагающий фактор социальной нестабильности в обществе. Власти, как никто другой, заинтересованы в нивелировании этого фактора.
Кроме того, в России довольно низкая доля зарплат в ВВП – 40,7% по итогам 2023 года. В большинстве западных стран этот показатель находится в диапазоне 55-65%. Социальный смысл не столько в самом показателе, сколько в том, почему это происходит. Так вот, в нашей стране значительная часть работающего населения получает низкую или довольно невысокую зарплату. При том, что средняя заработная плата в 2024 году составила 73 тысячи рублей. Причина – отсутствие адекватного регулирования МРОТ.
Это ведёт и к негативным последствиям для национальной экономики. Например, по некоторым оценкам, среднестатистический россиянин тратит около четверти своего бюджета на еду. Отсюда, в том числе, такая безудержная продовольственная инфляция. Низкая доля зарплат в ВВП ведет и к узости внутреннего рынка. Потенциал наращивания этого показателя – в 1,5 раза. О факторе дифференциации спроса и предложения мы уже упоминали. Кому нужна будет вся эта «новая экономика предложения», если у основной массы населения не будет достаточного дохода для потребления её продукции?
Как будет работать индексация МРОТ?
Долгое время в нашей стране МРОТ был номинальным параметром. С 2019 года его привязали к прожиточному минимуму, а с 2021-го к медианной зарплате (половина работников в стране получает зарплату ниже этого показателя, половина – выше), что делает МРОТ реальным инструментом регулирования заработных плат в экономике.
С 1 января 2025 года МРОТ увеличен на 16,6% до 22 440 рублей (Федеральный закон от 29.10.2024 № 365-ФЗ) и должен составлять не менее 48% от медианной зарплаты (против 42% с 2021 года). Соотношение будет пересматриваться один раз в 5 лет, исходя из фактического социально-экономического развития. Международная организация труда (МОТ) рекомендует это соотношений на уровне не ниже 50%. В большинстве стран ЕС оно выше 60%.
К 2030 году правительство РФ по поручению президента планирует увеличить МРОТ до 35 тысяч рублей, то есть в 1,6 раза.
Индексация МРОТ толкает вверх медианную зарплату. Это по закону требует новой индексации МРОТ. Происходит рост общего уровня заработных плат в экономике. Причем растут главным образом зарплаты, находящиеся ниже медианной. Правительство может дополнительно индексировать МРОТ, например, по инфляции.
Регионы вправе устанавливать более высокие стандарты. Умные губернаторы, обладающие стратегическим мышлением, так и делают. Именно их регионы привлекут наиболее квалифицированные кадры и их количество, станут центрами компетенций и роста экономики нового уклада. Остальные будут производить... комплектующие и прочую более низкодоходную продукцию.
Вместо резюме. Так на сколько же вырастут зарплаты в России?
К 2030 году, мы полагаем, средняя номинальная заработная плата вырастет не менее, чем в 1,5-2 раза. Какова будет «инфляционная надбавка» сказать затрудняемся, поскольку то, как у нас денежные власти борются с инфляцией – это какой-то экономический парадокс. Тем не менее, еще раз обозначим факторы, которые обуславливают неизбежный опережающий рост зарплат в экономике России:
- Дефицит кадров, прежде всего, квалифицированных.
- Необходимость развития рынков и внутреннего спроса (вторая важнейшая составляющая – это интеграционные процессы, которым мы так же посветим ряд материалов).
- Рост производительности труда, как ключевой фактор экономического роста в условиях исчерпания рабочей силы.
- Социальное расслоение по доходам, что несет угрозу действующей власти и наносит ущерб экономике.
- Политика властей, направленная на опережающий рост заработных плат.
- Наличие рабочего инструмента законодательного регулирования реального уровня оплаты труда в экономике (индексация МРОТ).