Найти в Дзене

Н.Я. Мясковский. Симфоническое творчество.

Биография Николай Яковлевич Мясковский (8 апреля 1881 г. — 8 августа 1950 г.) — российский и советский композитор, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно). Доктор искусствоведения (1940). Мясковский - один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший в 1908–1949 годах 27 симфоний. Помимо симфоний, Мясковский создал 15 симфонических произведений других жанров, концерты для скрипки, виолончели с оркестром, 13 струнных квартетов, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную сонату, более 100 фортепианных произведений, сочинения для духового оркестра. С 1921 года преподавал в Московской консерватории, создатель крупной композиторской школы. Музыкально-педагогическая деятельность Н. Я. Мясковского продолжалась около 30 лет вплоть до самой смерти. Среди его воспитанников - А. И. Хачатурян Д. Б. Кабалевский, В. Я. Шебалин, Н

Биография

Николай Яковлевич Мясковский (8 апреля 1881 г. — 8 августа 1950 г.) — российский и советский композитор, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно). Доктор искусствоведения (1940).

Мясковский - один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший в 1908–1949 годах 27 симфоний.

Помимо симфоний, Мясковский создал 15 симфонических произведений других жанров, концерты для скрипки, виолончели с оркестром, 13 струнных квартетов, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную сонату, более 100 фортепианных произведений, сочинения для духового оркестра.

С 1921 года преподавал в Московской консерватории, создатель крупной композиторской школы. Музыкально-педагогическая деятельность Н. Я. Мясковского продолжалась около 30 лет вплоть до самой смерти. Среди его воспитанников - А. И. Хачатурян Д. Б. Кабалевский, В. Я. Шебалин, Н. И. Пейко.

Полное собрание симфонических произведений:

№ 1 до минор, соч. 3 (1908, перераб. 1921)

№ 2 до-диез минор, соч. 11 (1911)

№ 3 ля минор, соч. 15 (1914)

№ 4 ми минор, соч. 17 (1918)

№ 5 ре мажор, соч. 18 (1919)

№ 6 ми-бемоль минор, соч. 23 (1923)

№ 7 си минор, соч. 24 (1922)

№ 8 ля мажор, соч. 26 (1925)

№ 9 ми минор, соч. 28 (1927)

№ 10 фа минор, соч. 30 (1927)

№ 11 си-бемоль минор, соч. 34 (1932)

№ 12 соль минор, соч. 35 (1932) «Колхозная» (Коллективная)

№ 13 си-бемоль минор, соч. 36 (1933)

№ 14 до мажор, соч. 37 (1933)

№ 15 ре минор, соч. 38 (1934)

№ 16 фа мажор, соч. 39 (1934) («Авиация»)

№ 17 соль-бемоль минор, соч. 41 (1937)

№ 18 до мажор, соч. 42 (1937)

№ 19 ми-бемоль мажор, соч. 46 (1939) для духового оркестра

№ 20 ми-мажор, соч. 50 (1940)

№ 21 фа-диез минор, соч. 51 (1940)

№ 22 си минор, соч. 54 (1941) Симфоническая баллада

№ 23 ля минор, соч. 56 (1941) Симфоническая сюита на кабардинские темы

№ 24 фа минор, соч. 63 (1943)

№ 25 ре-бемоль мажор, соч. 69 (1946, ред. 1949)

№ 26 до мажор, соч. 79 (1948) Симфония на русские темы

№ 27 до минор, соч. 85 (1949)

Творчество Николая Мясковского

Композитор жил и работал на рубеже двух эпох и оказался одним из последних выдающихся композиторов старой России, кто завершил художественные искания целого поколения русских музыкантов.

Свою общественную позицию сторонника социальных преобразований Мясковский определил еще во время империалистической войны. В ответственный для Родины час он нашел в себе силы порвать со старым миром и приветствовал новы и мир, став ему на службу сначала в качестве военного специалиста, а затем музыкальным просветителем.

Периоды творчества Мясковского

Петербургский период (1895-1918)

Важным событием первого, дореволюционного периода симфонического творчества Мясковского явилось создание в 1908 году «Первой симфонии» до минор.

Творческие итоги петербургского периода очень значимы и весомы. Мясковский нашел свой жанр - симфонию, овладел знанием ее внутренней органиации и достиг на этом пути первой вершины – это Пятая симфония (ре мажор), которая осталась одним из лучших его произведений.

Московский период (1918-1950)

Среди множества замечательных произведений, созданных в эти годы явственно обозначены две вершины – Шестая и Двадцать первая симфонии, признанные во всем мире, они принадлежат к самым значительным явлениям симфонической музыки XX века.

Периоды творчества Мясковского

1941-1950 годы

В годы Великой Отечественной войны Н. Я. Мясковский создает три патриотические симфонии, из которых Двадцать вторая, симфония-баллада, навеяна образами войны, а в Двадцать третьей использованы мелодии песен и танцев народов Северного Кавказа.

В Двадцать пятой симфонии (в 3-х частях, 1946), ставшей высочайшим образцом вдумчивого классического романтизма, Мясковский достиг вершины полифонического мастерства. Однако в 1948 году его имя попало в список формалистов. Музыка Мясковского была названа мрачной и недостаточно оптимистической, а Двадцать пятая симфония была охарактеризована как «философские бредни, чуждые рабочему классу».

Ещё более печальная судьба ждала следующую, Двадцать шестую симфонию на темы древнерусских знаменных распевов — она была безжалостно раскритикована и более не исполнялась на протяжении почти полувека. Это подорвало и без того слабое здоровье композитора.

«Знания, ум, человеческое обаяние влекли к нему всех - и маститых и молодежь. И Мясковский никому никогда не отказывал. Внимательный, скромный, демократичный, каким и должен быть настоящий художник, - таким запомнился мне Мясковский с первого же раза»,- писал о нем Д. Д. Шостакович через много лет.

Характеристика симфонического творчества

Симфоническое творчество Николая Мясковского характеризуется глубоким психологизмом, образами далёкого прошлого и современности, лирико-философскими раздумьями, пейзажными и народно-жанровыми картинами.

Для ранних работ композитора характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908–1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.

В 1925–1927 годах композитор много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма, для Восьмой симфонии применены атональные построения в духе А. Шёнберга.

В начале 1930-х годов, начиная с Одиннадцатой симфонии, стиль изменился на более светлый, в музыке начали доминировать мажорные тональности, а полифония упростилась.

Особой силой отличается Симфония №21 (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества композитора. В ней нашли своё отражение и тягостные раздумья о правильности пути страны, и искренняя вера в светлое будущее.

Отдельную группу произведений представляют сочинения, созданные во время Великой Отечественной войны. Симфонии военных лет — произведения особого типа, «симфонии о войне и мире». Одним из стилевых признаков симфоний является присутствие в них обобщённого символа — образа Родины.

К последней группе симфонических произведений композитора относятся послевоенные сочинения: 25 симфония (1945–1946), 26 симфония (1948) и 27 симфония (1949), раскрывающие и героические страницы войны, и образы народных сказаний, запечатлевшие беспредельную любовь к Родине, твёрдую веру в её славу и величие.

Композиция цикла симфоний Мясковского обнаруживает тяготение к классической 4х-частной форме (симфонии № 5-6, 8-9, 15-17, 19).

Вместе с тем присутствуют трехчастные циклы ( № 1-2, 4, 11-13, 18, 22-27).

Симфонии № 3 и 7 состоят из двух частей, одночастными являются симфонии № 10 и 21.

Третья симфония

Лучшим произведением Мясковского первого, дореволюционного периода явилась Третья симфония, оконченная в 1914 году. Полная трагического беспокойства, страстной взволнованности, она сочетает в себе мрачную безысходность, могучие порывы и возвышенную патетику. Эта симфония оказалась последней в предоктябрьский период.

Третья симфония - «Первомайская» - привлекает обилием песенных интонации, большим размахом, широтой развития музыкального материала и радостной приподнятостью. Третья симфония, как и Вторая симфония, одночастная, свободная по форме, и обе завершаются хорами на слова современных пролетарских поэтов.

В этих произведениях автор стремился запечатлеть героику эпохи, обобщенную идею революции и использовал для этого сходные приемы музыкальной выразительности, такие, как простота многих мелодий, близость их к массовым песням, элементы изобразительности, хоровая декламация. Эти симфонии очень близки к динамичному искусству тех лет - музыкальному театру, массовым действам. Отдельные эпизоды в них напоминают характерные для того времени сцены из реальной жизни - митинги, массовки, речи ораторов, есть в них и музыкальные картины весенней природы. Образный строй произведений отличается звонкой жизнерадостностью, светлой праздничностью. Но, несмотря на сходство, несомненно различие этих двух симфоний. Если Вторая симфония состоит из отдельных эпизодов, носящих довольно обобщенный характер, то Третья изображает панораму народного праздника.

Четвертая и пятая симфонии

   

  •     В 1918 году им была закончена задуманная еще во время войны Четвертая симфония. В этой музыке господствуют образы остро-драматические, трагедийные. Почти одновременно с Четвертой он завершил работу и над Пятой симфонией, которая вводит слушателя в мир совсем иных чувств и отличается обилием народно-песенных интонаций; в ней звучит и подлинно народная мелодия - западноукраинская «колядка», записанная композитором в Галиции.
  •     Впервые обратившись к народно-песенной стихии, Мясковский создал произведение подлинно народное по духу. Здесь слышен и наигрыш пастушеской свирели, и ласковая печальная колыбельная, зримо ощущаются богатырские, величавые образы, стремительная маршевость, праздничность. Особенно выделяется в этом смысле третья часть - Скерцо, которая представляет собой яркую, веселую картинку новогоднего народного праздника.

Шестая симфония

Наиболее ярким творческим достижением Мясковского в 20-е годы стала его Шестая симфония. В ней отразились многие трагические события той эпохи: интервенция, разруха, смерть близких, друзей, «белый террор», развязанный контрреволюцией и заключавшийся в убийстве выдающихся деятелей партии. В этой симфонии впервые столь отчетливо проявились связи композитора с традициями русской классики, что сказалось в демократизации музыкального языка, приближенности его к народно-песенной стихии, гармоничной стройности всего сонатно-симфонического цикла. После первого исполнения в Москве в 1924 году Шестая симфония многократно звучала в Америке (в Нью-йорке, Филадельфии, Чикаго) и в Европе (в Вене, Лондоне), где была признана « ... самым убедительным современным сочинением в классической симфонической форме ... из всех, которые здесь когда-либо исполнялись». И действительно: среди многих симфонических произведений начала 20-х годов, созданных советскими компози- торами ("Мцыри" М. М. Ипполитова-Иванова, «Запорожцы» Р. М. Глиэра, «Галльский набег» А. Ф. Гедике), Шестая симфония Мясковского оказалась единственным произведением, сохранившим художественную ценность и в наши дни. Автор ставил в ней проблему трудного, противоречивого развития личности, ее сознания в период величайшего социального преобразования, которое неминуемо влекло за собой преобразования и нравственно-этические.

Благодаря присущей ему чуткости, острой восприимчивости композитор не только уловил характерные черты той сложной и во многом противоречивой эпохи, но и запечатлел их в музыке: глубоки и масштабны образы Шестой симфонии, ярок и значителен отображенный в ней эмоциональный мир.

В 30-е годы Мясковский продолжает преподавать в Московской консерватории и по-прежнему активно участвует в общественной жизни. Он редактор академических изданий русских композиторов-классиков, член жюри многих конкурсов - композиторских и исполнительских, руководит большой работой в Союзе советских композиторов, пишет статьи по различным музыкальным проблемам...

Шестнадцатая симфония

Шестнадцатая симфония Мясковского одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. Прокофьев, присутствовавший в Большом зале консерватории на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936 года, когда эта симфония впервые прозвучала под управлением венгерского дирижера Эугена Сенкара, писал в рецензии, помещенной в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения — это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой».

В финале, насыщенном песенно-танцевальными мотивами, продолжается прославление советской авиации. Для конкретизации образа Мясковский в основу главной партии положил мелодию своей массовой песни «Летят самолеты», начинающуюся словами «Чтоб край наш рос». Симфония имела колоссальный успех. В памятный вечер премьеры автору пришлось много раз выходить на эстраду. То было настоящее торжество, радость которого для Мясковского усиливалась еще тем, что рядом с ним был Прокофьев, и не как гость, по стечению обстоятельств попавший именно в это время в Москву, а как человек, обосновавшийся уже здесь постоянно.

Двадцатая симфония

Двадцатая симфония, созданная в 1940 году, открыла последний, завершающий период творчества Мясковского. В том же году композитор представляет Симфонию № 21. В произведении соединяются чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов и философская глубина сочинения. С этой работой композитор возвращается к политональным схемам русского классического романтизма и прозрачной полифонии духовых инструментов. Симфония стала популярной не только в СССР, но за рубежом.

Двадцать первая симфония

Большой удачей композитора явилась Двадцать первая симфония, законченная в 1940 году. Эта одна из лучших его лирических симфоний. Пластическая красота, широкая напевность лирических тем-образов определили ей место совершенно особое и в творчестве композитора, и в развитии всей симфонической музыки. Ее одночастная структура вместила в себя глубокое содержание: образы русской природы, выраженные в песенно-лирических темах, различные стороны жизни народа в напряженно драматических, психологически насыщенных музыкальных эпизодах.

Двадцать седьмая симфония

Через несколько дней после смерти Мясковского состоялась премьера его последней, Двадцать седьмой симфонии. Умолк оркестр, а собравшиеся в зале сидели неподвижно как зачарованные. Умение захватить, покорить слушателя своей музыкой, заставить жить в мире созданных им образом и чувств в Двадцать седьмой симфонии Мясковского проявилось с исключительной силой. Понадобилось какое-то время, чтобы люди вернулись к реальной обстановке. Тогда дирижер Гаук высоко над головой поднял партитуру, и все в зале, стоя, долго и горячо аплодировали, выражая свое восхищение услышанным и благодарность мастеру, создавшему это великолепное произведение. В тот памятный вечер первого исполнения многие восприняли эту симфонию как завещание мастера, вложившего в свое последнее произведение всю силу таланта и умения.

Значение симфонического творчества Мясковского

Высока художественная миссия этого выдающегося композитора: он стал основателем советской симфонической школы; лучшие его произведения входят в золотой фонд советской музыкальной классики. Параллельно с Мясковским в 20-е годы работали и другие советские композиторы, писавшие совершенно в ином ключе. Многие созданные ими симфонии приближены по стилю к кантатам и ораториям, что особенно стало распространено в конце 20-х годов - к 10-летнему юбилею Советской власти было создано большое количество произведений для симфонического оркестра и хора. В них впервые воплотились образы массового энтузиазма, они наполнены гражданским пафосом. Таковы, например, Вторая и Третья симфония Дмитрия Шостаковича, молодого тогда композитора, недавно окончившего Ленинградскую консерваторию. Вторая симфония - «Посвящение Октябрю» - была написана в 1927 году, и первое ее исполнение состоялось в дни празднования Х годовщины революции. Симфония была одобрительно встречена музыкальной общественностью.

Произведения Мясковского и прежде всего его симфонии явились правдивой летописью своего времени, летописью жизни композитора, и здесь Мясковский предстаёт как большой мастер крупной циклической формы. Мясковский сумел мастерски сочетать «классические принципы симфонизма с «романтическими» приёмами раскрытия тематического материала – это является его огромной заслугой в развитии жанра симфонии.

«Как много могут дать ещё классические формы, когда приходит тот, кто умеет с ними обращаться» (Р.Вагнер).