Наконец-то дочитала «Имя розы». Книга и постмодернистская литературная и культурологическая игра, и исторический роман, и семиотическое исследование, и прекрасная стилизация, и средневековый детектив – можно долго разбирать эту матрешку и раз за разом находить новые слои.
Чтение было сложным и долгим. Несомненно, мой мозг «размягчен» легкостью жанровой прозы, которая заметно преобладает в списке чтения. Так что местами я с трудом продиралась, перечитывая фразы, абзацы и страницы по несколько раз, порой придремывая на богословских диспутах, порой, нездорово оживляясь на снах, видениях и проповедях и по-детски радуясь шуткам Вильгельма Баскервильского.
По моему ощущению, книга неразрывно связана и с авторскими комментариями, вышедшими через несколько лет – «Заметки на полях «Имени розы» - и вошедшими в мое издание книги, и со статьей «Выход из лабиринта» Юрия Михайловича Лотмана, с чьими трудами я всё собираюсь познакомиться поближе. Оба этих текста прекрасно дополняют роман и позволяют воспринять его богаче и объемнее. А «Заметки на полях» еще и отличный мастер-класс по писательскому мастерству.
Кажется, что о романе сказано и написано так много и такими умными людьми, что добавить что-либо тут сложно.
Так что накидаю просто запавших цитат и попутных мыслей.
«Женщина – орудие совращения, о чем неоднократно говорится в Писании. О женщине Екклесиаст говорит, что речи ее жгут как огонь. Притчи гласят, что жена уловляет дорогую душу мужчины и что много сильных убиты ею. И у того же Екклесиаста сказано, что горче смерти женщина, потому что она – сеть и сердце ее – силки, руки ее – оковы. Другие говорят, что она сосуд диавола».
Вот всегда меня интересовал вопрос как сформировалось такое отношение к женщинам в христианской культуре и как это соотносилось с культом Девы Марии, и почему последний не поднимал женский статус в глазах общественности. С удовольствием бы почитала об этом!
«Одни слова дают людям власть, другие делают их еще беззащитней. Именно таковы темные речи простецов, которых Господь не допустил к науке высказывать свои мысли универсальным языком образованности и власти».
О, да, вот оно высокомерие умных! Воистину, как говаривал Аль Пачино в «Адвокате дьявола»: «Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов».
«Бойся, Адсон, пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда – еще до того, как отдать свою. А иногда – вместо того чтобы отдать свою. Хорхе совершил дьявольские деяния потому, что он так сладострастно любил свою правоту, что полагал, будто все позволено тому, кто борется с неправотой».
Сладострастно любить свою единственную истину, сладострастно искоренять всё, что ей не соответствует, сладострастно клеймить тех, кто её не разделяет – «белое пальто», ставшее «красным флагом»!
«Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, - учиться смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина – что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине».
«Дьявол – это не победа плоти. Дьявол – это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению», - говорит Умберто Эко в финале и его мысль блестяще продолжает Лотман: «Истина без сомнения рождает фанатизм. Истина вне сомнения, мир без смеха, вера без иронии – это не только идеал средневекового аскетизма, это и программа современного тоталитаризма».