И даже в Европе она вызвала резонанс. Одни прозвали ее «омерзительной амурной историей», а другие призвали бойкотировать. Но все это было без малого двести лет назад.
Сейчас же сюжет считается чуть ли не краеугольным камнем американской литературы. А в отношение его автора — Натаниэля Готорна, можно даже сказать: трудом всей жизни.
Называется он, кстати, «Алая буква». И о дерзкой красной «тряпке» предлагаю сегодня поговорить
«А» — сокращенно от «adulter», что значит «прелюбодейка». А еще «А» — это та самая вышитая алым цветом буква, которую героиня обязана носить на одежде до конца своих дней.
Итак, история начинается у позорного столба
Из тюремной камеры к нему выходит Эстер Прин. На руках красивой молодой женщины младенец, а на груди великолепного платья — возбуждающая толпу красная метка.
Суть всего конфликта в ребенке. Дело в том, что Эстер, будучи замужней дамой, прибывает из Европы в небольшой американский городок Сейлем. Супруга при ней нет несколько лет. А значит, рожденный уже после приезда малыш — плод измены.
За это ее и порицают. Но обстоятельство — возможная смерть мужа — позволяет «а судьям кто» смягчить наказание.
Так, вместо казни она должна простоять несколько часов у позорного столба, а еще до самой смерти не снимать отличительный знак прелюбодейки
На этой «публичной порке» давайте остановимся. Стоит сказать, что события в романе происходят в середине XVII века, а местные жители того самого Сейлема, ни кто иные, как пуритане.
И здесь ясно одно: люди, в чье общество попадает Эстер, мягко говоря, ханжи. И исходя из последнего, скажу так: коллективное осуждение героини меня не удивляет.
Но вот что впечатляет, так это как Готорн еще тогда изображает и по сей день полумифическую женскую солидарность
Кто первым бросает ментальный камень в грешницу Прин? Конечно, женщина. И знаете, как бы мы не боролись за свои права сегодня, в контексте этого сюжета хочется сказать: хорошо, что приговор тогда выносили мужчины.
Такие завистливые и злые матроны мне не встречались давно. И хотя в «Алой букве» на их появление отводится едва ли страница, неприятный осадочек от ядовитого поведения преследует до самого финала.
Но «хорошо» себя показывают в этой истории не только они
Несмотря на подобие реверанса в сторону «сильного пола», не стоит вешать медаль на шею каждого из его представителей.
Основная интрига романа — кто отец ребенка. А еще всем любопытно, что же на самом деле случилось с супругом главной героини.
Не будет спойлером сказать, что первый и второй в истории-таки появятся.
А еще не лишним будет дополнить: лучше бы они остались вне ее
Честно, если бы роман нужно было описать единственным предложением, то звучало бы оно так: книга об одной сильной женщине и двух слабых и эгоистичных мужчинах.
Вот смотрите, Эстер выносит все и даже больше: находит себя и в будущем занимает пусть и не высокое, но достойное положение в обществе.
За это и характер в принципе читатель ее любит и уважает.
Что до других главных героев, то единственное близкое к положительным эмоциям чувство, которое они вызывают, — это жалость
Супруг женщины становится свидетелем ее позора. И когда они встречаются, он просит не раскрывать его личность для местных, чтобы продолжать жить и работать в Сейлеме.
Здесь можно подумать: и что такого? Ну отпустил ситуацию, живет дальше. Но все не так. Герой заражается черной местью. И как итог, она его съедает.
Но справедливости ради хочу отметить один момент: в финале этот персонаж поступает благородно
Чего, увы, нельзя сказать про другого мужчину. Так же как и супруг, любовник является свидетелем наказания Эстер.
Он чувствует раскаяние, но когда женщину склоняют к тому, чтобы она назвала имя отца ребенка, его сердце замирает от страха. А когда та отказывается это сделать, он облегченно выдыхает.
Да, конечно, после его снедает вина. А в моменты, где местные считают его образцом добродетели, он ощущает себя лицемером.
И здесь на самом деле можно сказать, что еще не понятно, чье наказание страшнее, но и возразить: воздается по малодушию.
Как итог: внутренний недуг перетекает в физический. После чего наступает расплата
Последняя публичная. И несмотря на то что она свершается, хочется сказать: надо было раньше. Да, герой освобождает от мук совести свою душу. Но где во всем этом Эстер и ребенок?
А я скажу. Теперь уже в его позоре они выказывают ему поддержку, тогда как семь лет назад (а именно столько, внимание, прошло с события, с которого все началось), он остается равнодушен к их положению.
Мог ли он тогда исправить ситуацию? Я считаю, что да. Судьи обещают Эстер не клеймить изменщицей, если она выдаст соучастника греха.
Женщина не сдается, тогда как мужчина — молчит.
И предательства возлюбленной и родного дитя не оправдывает даже печальный конец героя
Как итог, роман однозначно рекомендую. Слышала, что многие называют его скучным. Не соглашусь. Повествование здесь медленное, но красивое. А еще достаточно детализированное и местами ярко рисующее историческую действительность того времени.
Эта книга о грехе и искуплении. А еще о любви, прощении и человеческой природе в принципе. Подойдет тем, кто любит покопаться в головах героев с точки зрения психологии, а также тем, кто не против порассуждать на вечные социальные и личные темы.
На этом все! Спасибо, что дочитали 💛