Найти в Дзене
CityWalks

Обзор транспортной системы Иркутска. Трамвай

Транспортная система является одним из важнейших элементов функционирования любого крупного населенного пункта, от уровня ее развития напрямую зависит удобство пользования городом. Кроме того, она касается абсолютно всех жителей. Это не что-то абстрактное, понятное лишь нескольким чиновникам за закрытыми дверьми. Это то, с чем горожанам приходится контактировать практически каждый день. Время от дома до работы, близость к остановкам автобуса, строительство метро в новый район, да и банальные пробки - эти вопросы актуально для многих. В связи с этим я хочу разобраться, как устроена транспортная система Иркутска, какие ее плюсы и минусы, есть ли перспективы развития и т.д. Итак, приступим. Транспортная система Иркутска состоит из: В обзоре будет сделан акцент на общественном транспорте города, остальные же виды транспорта будут затронуты лишь частично. В Иркутске, в отличие от многих других российских городов, сохранилась достаточно сложная и комплексная система общественного транспо
Оглавление

Транспортная система является одним из важнейших элементов функционирования любого крупного населенного пункта, от уровня ее развития напрямую зависит удобство пользования городом. Кроме того, она касается абсолютно всех жителей. Это не что-то абстрактное, понятное лишь нескольким чиновникам за закрытыми дверьми. Это то, с чем горожанам приходится контактировать практически каждый день. Время от дома до работы, близость к остановкам автобуса, строительство метро в новый район, да и банальные пробки - эти вопросы актуально для многих. В связи с этим я хочу разобраться, как устроена транспортная система Иркутска, какие ее плюсы и минусы, есть ли перспективы развития и т.д.

Итак, приступим.

Транспортная система Иркутска состоит из:

  1. Общественного транспорта;
  2. Личного транспорта;
  3. Железнодорожного транспорта;
  4. Воздушного транспорта.

В обзоре будет сделан акцент на общественном транспорте города, остальные же виды транспорта будут затронуты лишь частично.

Виды общественного транспорта Иркутска

В Иркутске, в отличие от многих других российских городов, сохранилась достаточно сложная и комплексная система общественного транспорта, унаследованная от советского периода. Здесь не устраивали троллейбусный погром (как, например Собянин сначала в Тюмени, а потом и в Москве), тут не урезали трамвайные пути (как Петербург, некогда занимавший 1 место по протяженности трамвайной сети в мире, в наше время демонтировавший сотни километров путей). Хотя нельзя сказать, что общественный транспорт Иркутска как-то существенно развивался и улучшался, его хотя бы варварски не грохнули. Спасибо и на этом.

На данный момент в городе действуют следующие виды транспорта:

  • Трамвай;
  • Троллейбус;
  • Автобус;
  • Маршрутки.

По сути, в городе представлены все виды общественного транспорта, за исключением метро и городских электричек (про которые стоит поговорить отдельно). Данной статьей я запускаю цикл публикаций, в которых подробно расскажу о каждом из видов транспорта Иркутска, об их плюсах, минусах и перспективах развития. Начну с трамвая.

Трамвай

Иркутский трамвай был открыт 3 августа 1947 года. На данный момент сеть охватывает 3 из 4 округов города и связывает два берега. Трассировка выполнена достаточно удачно, на трамвае можно из спальных районов добраться до многих точек притяжения Иркутска, таких как Центральный рынок, 130 квартал, Студгородок и др. Длина трамвайной сети на данный момент составляет 23,4 км.

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

За 2024 год пассажиропоток составил 8.497.136 человек (данные взяты с официального сайта МУП "ИркутскГорТранс"). К примеру, в соседнем Улан-Удэ еще в 2018 году трамвай за год перевез более 12 миллионов пассажиров (и это с учетом того, что столица Бурятии уступает Иркутску по населению примерно на 170 тысяч человек).

Важной проблемой является высокий износ вагонов. У многих трамваев данный показатель уже приблизился или достиг 100%. По городу, за некоторыми исключениями, ездят старые КТМ, выпущенные в 80-х и 90-х годах прошлого века. В связи с этим отмечается уменьшение выхода техники на линии. Так, в 2024 году "ИркутскГорТранс" выпускала лишь 37 вагонов, в то время как несколько лет назад данный показатель превышал отметку в 50. Запас прочности у большинства трамваем практически исчерпан, новая же техника почти не закупается.

В связи с уменьшением количества трамваем на линии увеличиваются и интервалы движения. Для самого загруженного маршрута №1 они составляют порядка 10-20 минут. Примерно 10 мин интервалы между трамваями на 3 маршруте. Печальнее же всего ситуация с трамваем №6, где интервалы составляют 30+ минут. И если трамваи по 6 маршруту возят преимущественно воздух (в связи с дублированием маршрутками), то вот 1 и 3 - очень востребованы в городе, и там необходимо уменьшать интервалы движения.

Впрочем, есть небольшие подвижки в сторону улучшения. "ИркутскГорТранс" закупает у разных заводов все необходимые комплектующие, вплоть до кузова, и собирает по сути новый трамвай на своей базе. По словам депутата Заксобрания Ружникова, самостоятельная сборка трамвая выходит гораздо дешевле, чем покупка уже готового. Первый подобный трамвай обошелся городу почти в 17 миллионов рублей (для сравнения, "Львенок" стоит от 70 до 90 млн в зависимости от комплектации). Сейчас в Иркутске два таких трамвая, собранных "ИркутскГорТранс" собственными силами. Были озвучены планы по выпуску по такой схеме до 10 трамваев в год. Конечно, не стоит ждать чудес от подобного решения, ведь эти трамваи, несмотря на то, что собраны из новых комплектующих, являются давно устаревшей версией советского КТМ. По сути, это не современные, а глубоко модернизированные старые трамваи. Так что, вместо решения проблемы с износом состава власти Иркутска предлагают сделать костыль. Хотя, конечно, это гораздо лучше, чем ничего, и будет прекрасно, если город сможет освоить подобный метод сборки и отмасштабировать его.

Так выглядит новый, глубоко модернизированный трамвай КТМ 71-605.
Так выглядит новый, глубоко модернизированный трамвай КТМ 71-605.

Кроме того, помимо сборки новых вагонов "ИркутскГорТранс" занимается и капитальным ремонтом старых трамваев. Так, в конце декабря 2023 года на улицах города появился модернизированный трамвай КТМ 71-605, который работает на линии с 1987 года. Ему заменили начинку, осовременили.

Капитально отремонтированный трамвай. Фото пресс-службы администрации Иркутска
Капитально отремонтированный трамвай. Фото пресс-службы администрации Иркутска

Можно сказать, что, несмотря на дикое недофинансирование, кадровый голод и множество других проблем, "ИркутскГорТранс" пытается как-то развиваться.

В последние годы в России зародилась традиция передачи списанных московских трамваев регионам. Иркутск не стал исключением и город несколько раз получал технику из столицы. Можно по-разному относится к подобной практике, но в сухом остатке остается тот факт, что подобные подачки помогли сохранить трамвайную систему Иркутска на плаву и омолодить подвижной состав.

Один из переданных в 2020 году Москвой трамваев. Фото автора
Один из переданных в 2020 году Москвой трамваев. Фото автора

Помимо изношенности состава и, как следствие, больших интервалов есть и еще одна крайне важная проблема - состояние путей. Так, в нормативном состоянии находится лишь треть путей, значительная часть же нуждается в срочном капитальном ремонте либо же вообще перекладке. Из-за убитости путей возникают такие хорошо знакомые иркутянам проблемы, как постоянные шум и тряска и медленная езда трамвая. Кроме того, подобное состояние путей негативно сказывается и на состояние самих трамваев. Поэтому нет смысла пускать новые вагоны по убитым путям, нужно сначала провести капитальный ремонт сети. К слову, в Иркутске потихоньку начали решать проблемы с износом трамвайных путей. На некоторых участках, например в Солнечном (где пути были в аварийном состоянии и пошли волнами), был проведен капитальный ремонт, также планируется массовое обновление путей в центре города, в том числе предполагается укладка бесшумных путей. Смогут ли власти реализовать данные планы - вопрос интересный, но хотя бы сам факт, что что-то подобное предлагается - уже шаг в правильном направлении.

Рука об руку с предыдущей проблемой идет факт недостаточной обособленности трамвайных путей. Нельзя сказать, что в Иркутске вообще нет обособления. Так, на ул. Декабрьских Событий пути были проложены раздельно от проезжей части. То же самое можно наблюдать и в мкр. Солнечный. Но в центре об обособлении даже и не слышали, в связи с чем трамвай вынужден постоянно стоять в пробках или простаивать, так как какой-нибудь придурок припарковал свою машину на путях или же попал в аварию. И это, на мой взгляд, главная проблема иркутского трамвая, ведь из-за отсутствия обособленных путей его нельзя назвать надежным, стабильным видом транспорта. Садясь в трамвай, ты будто бы играешь в лотерею, так как не знаешь, сможешь ли доехать до пункта назначения или нет. В последнее время есть некоторые подвижки в данном вопросе - так, например, обособили небольшой участок путей по ул. Шмидта. Но это капля в море, да и улица эта находится в центре и на ней нет большого потока машин. По словам чиновников, в ближайшие годы в Иркутске планируют отремонтировать пути в центре, сделать их бесшумными и, что самое главное, обособить. Но можно ли доверять их словам - вопрос. Пока что качественных изменений не видно.

Ну и напоследок расскажу об отсутствии платформ на остановках. Думаю, многие из вас знакомы с этой проблемой. Приходится выходить из трамвая на проезжую часть, что, к сожалению, иногда приводит к смертельному исходу. В Иркутске только после подобных инцидентов начинают что-то делать. Так, после смертельного инцидента на ул. Декабрьских Событий власти пошли на то, чтобы немного урезать проезжую часть для машин и сделать платформы. Получилось не ахти что, но это все же лучше, чем ничего. При ремонте путей по ул. Депутатской в сторону мкр. Солнечный также появились платформы. Надеюсь, это выльется в полноценный тренд при ремонте трамвайных путей, а не станет просто случайными разовыми акциями.

Перспективы развития

На 2024 год основные перспективы развития трамвая заключаются в ремонте и обособлении путей. Из необычного можно выделить планы переноса участка путей с ул. Ленина (от ул. Карла Маркса до ул. Горького) на ул. Марата. Мне кажется, что это очень компромиссное решение, ведь так ул. Ленина станет исключительно автомобильной, в то время как трамвай будет перенесен на соседнюю тихую улицу. Я думаю, что переносить трамвай с магистральной улицы с сложившимися потокам не самое лучшее решение. Однако в защиту можно сказать, что на данном участке трамвайная линия не имеет остановок, так что в плане пассажиропотока вряд ли перенос что-то изменит.

Если говорить про полностью новое строительство, то существуют планы продления путей от трампарка до ул. Ширямова. Честно говоря, мне непонятно, для чего это понадобится. Разве что если в перспективе связать данный участок путей с Солнечным микрорайоном и аэропортом. Но сейчас же подобные заявления выглядят как попытка умаслить недовольных, ведь помимо трамвайных путей там планируют построить целую шестиполосную магистраль с развязками. Из тихой улочки сделают взлетную полосу, а чтобы хоть как-то снизить уровень негодования, туда заложили еще и трамвай (правда, никому не нужный, ведь на данном участке скорее всего будет второй маршрут, один из самых невостребованных в городе). По мне, что с трамваем, что без него планы по строительству магистрали являются глупостью и растратой гигантского количества денег.

В остальном же планы мэрии ограничиваются ремонтом путей в центре города с их последующим обособлением.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что в целом трамвайная система Иркутска находится в глубоком упадке. Некоторые депутаты и вовсе предлагают убить трамвай, либо же сильно урезать его. Пока что удавалось отбить подобные нападки, но вот не будет ли новых попыток устроить погром - вопрос. При этом лично я считаю, что руководство "ИркутГорТранс" ведет достаточно грамотную политику. В условиях недофинансирования, буквально выживая, предприятие пытается хоть как-то развиваться. В городе начали ремонтироваться пути, стали появляться новые трамваи, старые же модернизируют. Несомненно, движение вперед есть. Но силами одного предприятия сделать качественный прорыв невозможно, обязательно должен включиться в процесс и сам город. Но власти Иркутска пока не стремятся этого делать. Они идут на поводу маршрутчиков, данная сфера им гораздо интереснее. А завтра хоть пожар, будущее их не волнует. Маршрутки дают деньги здесь и сейчас, а в трамвай надо много вкладываться, развивать, нужно разрабатывать план, чего администрация делать не хочет.

В общем, желаю иркутскому трамваю процветания, и, главное, руководителей, заинтересованных в его развитии.

А о других видах транспорта Иркутска я расскажу в следующих статьях. Продолжение следует.