Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Уже в 1941 году Гитлеру не хватало нефти. Поэтому битва за Сталинград – это не просто очередное сражение, а битва за главный ресурс

В 1942 году, когда началась самая крупная во Второй Мировой войне битва за Сталинград, решалась судьба всей Мировой войны, потому что если бы Гитлер в этой битве выиграл, то он стал бы самым настоящим «нефтяным королем», захватив одни из самых богатых на то время в мире нефтяных месторождений не только в СССР, но и на Ближнем Востоке. А при такой реальности война могла бы закончиться в пользу Третьего Рейха еще в 1943 году. НЕБОЛЬШОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА. Как-то я читал мистическо-фантастический боевик Френсиса Вильсона «Застава», завязка которого была совершенно не фантастической, а тем более не мистической. Весной 1941 года в Румынии, севернее нефтепромыслов в Плоешти, откуда Гитлер качал основную часть нефти для ведения войны, немцы устроили в древнем трансильванском замке заставу, которая должна была перекрывать путь с севера через единственный перевал через южные Караты. Гитлер считал, что Красная Армия в случае непредвиденных обстоятельств может напасть через этот перевал на

В 1942 году, когда началась самая крупная во Второй Мировой войне битва за Сталинград, решалась судьба всей Мировой войны, потому что если бы Гитлер в этой битве выиграл, то он стал бы самым настоящим «нефтяным королем», захватив одни из самых богатых на то время в мире нефтяных месторождений не только в СССР, но и на Ближнем Востоке. А при такой реальности война могла бы закончиться в пользу Третьего Рейха еще в 1943 году.

Нефтепромыслы в Плоешти в Румынии до войны
Нефтепромыслы в Плоешти в Румынии до войны

НЕБОЛЬШОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА.

Как-то я читал мистическо-фантастический боевик Френсиса Вильсона «Застава», завязка которого была совершенно не фантастической, а тем более не мистической. Весной 1941 года в Румынии, севернее нефтепромыслов в Плоешти, откуда Гитлер качал основную часть нефти для ведения войны, немцы устроили в древнем трансильванском замке заставу, которая должна была перекрывать путь с севера через единственный перевал через южные Караты. Гитлер считал, что Красная Армия в случае непредвиденных обстоятельств может напасть через этот перевал на румынские нефтепромыслы, и тогда для Германии наступит катастрофа.

Дальше роман развивается по всем законам мистического детектива с участием проживавшего в подвалах замка древнего бессмертного духа – соратника Графа Дракулы. Но не это в книге интересно, а то, что Гитлер придавал румынским нефтепромыслам большое значение, потому что они располагались в непосредственной близости от территории потенциального врага - СССР. И если бы Красная Армия ударила первой, еще до 22 июня 1941 года, то Третьему Рейху пришлось бы очень худо, потому что Плоешти мог бы быть захвачен буквально в первые же дни советского наступления.

Плоешти на карте совсем недалеко от границы Румынии и СССР
Плоешти на карте совсем недалеко от границы Румынии и СССР

Однако это так только считается, потому что нефтепромыслы были захвачены Красной Армией чуть позже – в августе 1944-го, но Германия сражалась без румынской нефти после этого еще почти 10 месяцев, и продолжала бы сражаться, если бы Гитлер не застрелился и Берлин не пал. Но, с другой стороны, румынская нефть помогла бы Третьему Рейху сражаться дольше, потому что техники у немцев к концу войны было еще очень много, а немцы всегда сражались до самого конца – например, пока в танках и самолетах был бензин.

Но за последние 10 месяцев войны бензин у немцев закончился окончательно, вот потому закончилась и война, а больше Гитлеру нефть брать было негде.

В. П. Белкин. Бомбардировка советской авиацией нефтепромыслов в Плоешти. Советская открытка тех лет
В. П. Белкин. Бомбардировка советской авиацией нефтепромыслов в Плоешти. Советская открытка тех лет
Задняя сторона открытки
Задняя сторона открытки

Но зато в течение всей войны нефтепромыслы в Плоешти защищались достаточно хорошо. Были осуществлены две попытки уничтожить нефтепромыслы – в июле 1941-го советской бомбардировочной авиацией, и летом 1943-го – американской. Однако все эти налеты, невзирая на чувствительный ущерб в обоих случаях, были провальными – добыча и переработка нефти в Плоешти не остановились, разрушенные мощности были очень быстро восстановлены, а количество сгоревшей нефти в общем объеме было совершенно незначительным.

Нападение на нефтепромыслы Плоешти американских бомбардировщиков 1 августа 1943 года
Нападение на нефтепромыслы Плоешти американских бомбардировщиков 1 августа 1943 года

Гитлер, вознамерившись закончить блицкриг в СССР в 1941 году, сначала не придавал сильного значения поискам новых нефтяных ресурсов на стороне – хоть морским путем ввозить нефть не было возможности, хватало запасов и в Европе. Но в 1942 году, после первого своего поражения под Москвой и появления понятия, что после провала блицкрига Германии придется вести затяжную войну, ударил в южном направлении, намереваясь выйти на Кавказ, где располагались два очень мощных нефтедобывающих региона – Грозный и Баку. Это были два из самых крупных источников нефти в мире на тот момент, и их следовало захватить во что бы то ни стало.

Маршрут налета на Плоешти американских бомбардировщиков 1 августа 1943 года. Ливия - Румыния
Маршрут налета на Плоешти американских бомбардировщиков 1 августа 1943 года. Ливия - Румыния

Но, как мы знаем, Гитлеру это не удалось. Чтобы развивать успешное наступление на Кавказе, нужно было взять Сталинград, который являлся ключевым моментом для всего региона, и, взятие этот города отрезало, в свою очередь, от нефти и бензина всю Красную Армию. А это была уже почти победа, причем не только в Великой Отечественной войне, но и во Второй Мировой, так как Гитлер в том же наступлении планировал прорваться в соседние с Кавказом слабо защищенные Ирак и Иран, чтобы захватить и тамошние нефтепромыслы, что сделало бы Гитлера самым настоящим мировым «нефтяным королем».

Бакинская нефть - фронту
Бакинская нефть - фронту

Правда, взять Сталинград Гитлеру не удалось, и очень быстро его армию вышибли с Кавказа и похоронили все его «нефтяные» планы. Ну, а дальше пошло по нарастающей. В 1943-м Рейху нефти пока еще с горем пополам хватало, хватало и в 1944-м, но очень скоро она начала заканчиваться, и не помогала никакая экономия. Вот так из-за одного проигранного сражения «за нефть» на Волге и обвалился Третий Рейх.

Лето 1942 г. Немцы наступают на Грозный
Лето 1942 г. Немцы наступают на Грозный

В свете этого соображения хочу представить своим читателя небольшой очерк «Нефтяные ресурсы Германии», появившийся в старом советском журнале «Наука и жизнь» за 1942 год, но написанный еще в 1941-м одним английским экспертом. В этом очерке оцениваются нефтяные запасы Германии перед нападением на СССР и рассматривались перспективы Гитлера во Второй Мировой.

Наступление вермахта на Сталинград и Северный Кавказ. Синяя линия - это линия фронта
Наступление вермахта на Сталинград и Северный Кавказ. Синяя линия - это линия фронта

При этом ни эксперт, ни редакция «Науки и жизни» в то время еще не имели представления о том, что в 1942 году Гитлер нацелится именно на нефтяные запасы СССР и соседних с Кавказом государств. И тем интересней воспринимается информация, изложенная, в очерке, потому что реальность в итоге оказалась гораздо более значительной.

Заголовок очерка "Нефтяные ресурсы Германии"
Заголовок очерка "Нефтяные ресурсы Германии"

Журнал «Наука и жизнь», №№2-3, 1942 г.

НЕФТЯНЫЕ РЕСУРСЫ ГЕРМАНИИ

Автор: В. Ф.

Героическое сопротивление Красной Армии сорвало безумный гитлеровский план молниеносной войны против Советского Союза. Вместо того, чтобы за 6-7 недель поставить СССР на колени, захватив его основные промышленные районы, в том числе и источники нефти, гитлеровская армия теперь, на восьмом месяце войны, под ударами наших войск откатывается назад, не достигнув своих целей.

Между тем, только успех тактики «блитцкрига» на Западе на протяжении первых двух лет войны спасал Германию от острого нефтяного кризиса. Неудача «блитцкрига» в СССР делает для Германии - впервые в этой войне - проблему снабжения ее армии, промышленности и транспорта горючим и смазочными маслами совершенно неразрешимой.

В этой связи представляет интерес статья видного английского нефтяного эксперта Вальтера Леви, помещенная в журнале «World Petroleum» за июль 1941 г., и датированная 22 июня 1941 г. - днем вероломного нападения фашистов на СССР. Эта статья освещает состояние нефтяной проблемы в Германии в связи с вопросами военной стратегии фашизма, учитывая в известной мере и те изменения, которые может внести в этот вопрос и нападение гитлеровской Германии на СССР.

Обложка журнала "Наука и жизнь", №№2-3, 1942 г. и две страницы очерка
Обложка журнала "Наука и жизнь", №№2-3, 1942 г. и две страницы очерка

Ниже мы излагаем основное содержание этой статьи.

Когда в 1939 г. война началась, тогдашняя англо-французская стратегия основывалась на возможности ожидать истощения германских нефтяных и других ресурсов, отсиживаясь за линией Мажино. Такие взгляды, конечно, питались опытом прошлой мировой войны - «мировая войны I» («World War I»), как ее называет автор.

Однако, как известно, события развивались совсем по-другому. Обрушиваясь всеми своими силами поочередно на отдельных противников, Германия сумела подчинить себе ряд стран континентальной Европы в течение очень коротких «молниеносных» кампаний.

Конечно, расход нефти и нефтепродуктов в течение этих кампаний был очень велик. Так, например, 18 дней кампании в Польше стоили Германии 2 миллиона баррелей (баррель - общепринятая объемная единица измерения количеств нефти и нефтепродуктов. Тонна равна, примерно, 7 баррелям.), завоевание Голландии, Бельгии и Франции потребовало около 9 млн. баррелей. Однако это составляет около половины тех нефтяных запасов, которые Германия захватила в этих странах, - в значительной мере благодаря предательству соответствующих правительств.

Кроме того, в промежутках между отдельными кампаниями оказывалось возможным создавать необходимые запасы. В результате всего этого первые два года войны не привели к ожидавшемуся нефтяному банкротству держав оси, и расход нефти в Германии лишь на одну четверть превысил соответствующие цифры мирного времени.

Каковы же источники и перспективы снабжения Германии нефтью? О них дает представление следующая таблица, данные которой округлены.

Источники снабжения Германии нефтью (в тысячах баррелей). Сноска 2: Включая продукцию Австрии и Чехословакии, а также оккупированной Германией Польши и Эльзаса
Источники снабжения Германии нефтью (в тысячах баррелей). Сноска 2: Включая продукцию Австрии и Чехословакии, а также оккупированной Германией Польши и Эльзаса

Как видно из этой таблицы, уже в 1940 г. источники, снабжающие Германию нефтью, не могли покрыть даже ее потребностей мирного времени, характеризуемых данными таблицы за 1938 год. Несмотря на резкое увеличение производства всяких заменителей естественной нефти, Германия могла свести концы с концами только благодаря использованию запасов собственных, и захваченных в покоренных ею странах.

Однако действительное положение держав «оси» значительно хуже. В 1938 г. Германия должна была думать только о себе. Италия и другие страны Европы ввозили нефть из-за границы, главным образом, по морю. Потребление нефти Италией в мирное время превышало 20 млн. баррелей. Не имея залежей угля, Италия не может развивать производство синтетической нефти, и ее внутренние ресурсы ограничиваются 2-3 млн. баррелей нефти, которые можно получать в Албании, и производством заменителей в количестве, эквивалентном еще 2 млн. баррелей. Таким образом, дефицит нефти в Италии даже по нормам мирного времени составляет около 15 млн. баррелей в год.

Советский плакат времен войны. 30 июля 1941 года появилось постановление ГКО, которое предусматривало увеличение мощности нефтепромыслов и нефтезаводов. Общая добыча на тот момент в СССР составляла более 33 млн тонн
Советский плакат времен войны. 30 июля 1941 года появилось постановление ГКО, которое предусматривало увеличение мощности нефтепромыслов и нефтезаводов. Общая добыча на тот момент в СССР составляла более 33 млн тонн

Оккупированные Германией Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Франция, Греция и Югославия могут произвести не больше 4 млн. баррелей в год, в то время как их годичное потребление в мирное время составляло 65 млн. баррелей. В условиях блокады оккупированные страны, а также германские вассалы (Италия, Венгрия, Болгария) могут получать нефть только из Германии или с помощью Германии. Разумеется, ни для каких «мирных» целей они нефти не получат, но для того, чтобы Германия могла использовать вооруженные силы своих «партнеров», а также их промышленность и сельское хозяйство, она вынуждена во что бы то ни стало некоторое количество нефти им поставлять. По мнению Леви, минимальное количество нефти, которое Германия вынуждена поставлять в разные страны Европы (включая Италию), составляет 35-40 млн. баррелей в год.

Считая, что для своих собственных нужд немцы должны иметь на 10 млн. баррелей в год больше, чем они получали в 1940 г. (см. таблицу), Леви приходит к заключению, что Германия должна изыскать дополнительные источники для получения 45-50 млн. баррелей в год. При этом следует иметь в виду, что статья Леви написана до разбойничьего нападения Германии на СССР. В его подсчетах поэтому не учитывается огромный расход нефтепродуктов, вызванный необходимостью вести «войну моторов» с нашей страной и хотя бы с грехом пополам поддерживать коммуникации на тысячеверстных фронтах этой войны. При учете этих обстоятельств дефицит нефтяного баланса Германии, конечно, колоссально возрастет.

Какими же источниками обладает Германия для покрытия этого дефицита?

На увеличение производства синтетической нефти в самой Германии вряд ли можно рассчитывать, так как соответствующие предприятия подвергались и подвергаются особенно частым налетам английской авиации.

Битва за Сталинград
Битва за Сталинград

Таким образом, единственный дополнительный источник нефти, на который может рассчитывать Германия, это выкачивание продукции из румынских нефтепромыслов. Общая добыча нефти в Румынии составляла в 1940 г. 42,5 млн. баррелей, причем, по мнению Леви, быстрое ее повышение вряд ли возможно даже в нормальных условиях.

Между тем, как мы знаем, советская авиация нанесла ряд мощных ударов по румынским нефтепромыслам и нефтеперегонным заводам, что отнюдь не способствовало росту нефтедобычи в Румынии.

Если учесть собственную потребность Румынии в нефти, составлявшую в мирное время 15 млн. баррелей, и транспортные затруднения, то становится очевидно, что больше 30 млн. баррелей в год из Румынии выкачать невозможно. Из этого количества 11 млн. баррелей вывозились в Германию уже в 1940 г. Следовательно, увеличение поставок нефти из Румынии Германии с ее вассалами может дать для покрытия дефицита максимум 20 млн. баррелей, вместо жизненно необходимых 40-50 млн. баррелей (без учета потребностей войны с СССР).

Битва за кавказскую нефть
Битва за кавказскую нефть

Как уже упоминалось, транспортировка нефти из Румынии встречается с большими трудностями. В 1938 г. из 34 млн. баррелей, экспортированных Румынией, 26 млн. было перевезено морским путем через Констанцу, 7 млн. - по Дунаю, и 1 млн. - по железным дорогам.

Морской путь через Черное и Средиземное моря - ныне отпал, и основной нефтяной артерией становится Дунай. Это обстоятельство сыграло свою роль при нападении Германии на Югославию, которая оставалась единственной придунайской страной, не «присоединившейся» к оси. После захвата Югославии немцы имеют возможность контролировать весь Дунай, и согласно существующим планам намерены в 1941-42 гг. перевозить по Дунаю 21 млн. баррелей нефти и по железным дорогам - еще 8 млн. баррелей. Из самого этого германского плана явствует, что на вывоз из Румынии больше 30 млн. баррелей в год немцы не рассчитывают.

Не меньшее значение, чем общий огромный нефтяной дефицит, имеет резкий недостаток в Германии ряда важнейших нефтепродуктов, - прежде всего высокооктанового авиационного бензина и смазочных масел. Синтетическим способом смазочные масла получены быть не могут, из румынской нефти они получаются в ничтожном количестве (в 1938 г. - 0,3 млн. баррелей). Таким образом, по этим важнейшим нефтепродуктам дефицит в Германии является еще более острым, чем по общему количеству нефти.

В фашистских планах нападения на СССР далеко не последнюю роль играло стремление добраться до нефтяных богатств нашего Кавказа. Однако и здесь Гитлер просчитался, вместо получения нашей нефти, ему приходится тратить свою, и притом в количествах, совершенно не предвиденных.

Удача «блитцкрига» в Западной Европе временно спасла Германию от нефтяного краха. Провал «блитцкрига» в СССР заставляет немцев расходовать свои нефтяные запасы, пополнять которые им неоткуда. Этому обстоятельству предстоит сыграть свою роль в неизбежном разгроме фашистской Германии.

КОНЕЦ ОЧЕРКА.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Жизнь и смерть Гитлера в Аргентине после войны. По данным ФБР, умер он в 1962 году от старости

О плане защиты портов и баз США японцы узнали из американского научно-популярного журнала в 1939-м году. А потом наступил Перл-Харбор

Как «Дора», самая мощная в мире мега-пушка, знатно обделалась в 1942 году под Севастополем

Ночной таран - оружие сумасшедших. Так считали немцы и англичане, но для советских летчиков это было успешной нормой