Фильм «Бегущий по лезвию» (1982), режиссера Ридли Скотта, несмотря на свою принадлежность к жанру научной фантастики, является, наверное, одним из самых серьезных кинопроизведений минувшего века. Он затрагивает фундаментальные философские идеи, которые, так или иначе, связанны с природой человека, его идентичности и его морального (этического) выбора. Сложные философские идеи, которые авторы вложили в сценарий, вполне могут быть проанализированы через призму диалектики Гегеля, в особенности его концепций развития сознания и свободы. Гегель утверждал, что процесс самопознания осуществляется через противоречия и их разрешение приводит нас к более высокому уровню развития Духа. В «Бегущем по лезвию» эту идею можно явно продемонстрировать через конфликт, который происходит между людьми и репликантами — искусственными существами, созданными для выполнения задач, которые человек не хочет или не может выполнить. Репликанты же, несмотря на свою искусственную природу, начинают осознавать себя и
Фильм «Бегущий по лезвию» как отражение диалектики Гегеля: между человечностью и машиной
19 января19 янв
396
3 мин