Продолжаем публикацию списка погибших в концлагере шталаг III В, Фюрстенберг. Приведем несколько обобщенных данных о содержании военнопленных разных государств.
В данной публикации остановимся на том, куда перемещались военнопленные и как содержался сам лагерь. Для начала приведем несколько архивных документов.
Первые архивные документы касаются концентрационного лагеря III C находившегося в н.п.Альт-Древиц.
Видно насколько педантично работала машина по уничтожению пленных. Отобрали 19 человек – уничтожили 19 человек. Здесь, наверное, стоит обратить внимание на то, что указана национальность уничтоженных пленных: русских – 9 человек, евреев 7 человек, украинцев -2 человека, поляк- 1 человек. Но почему-то везде трубят только о холокосте, а русских уничтожено в десятки раз больше.
Вернемся к шталаг III В Фюрстенберг. Такой же отбор и направление на уничтожение в Гросс-Розен проводился и в данном лагере.
Как видим в данном концлагере на национальность внимания не обращали. Все же приведем данные на военнопленных как в предыдущих статьях.
Из данных документов тоже можно почерпнуть не мало информации. Номера, номера не связанные с 60***-69*** и 150***-154***, это военнопленные, перемещенные с других лагерей. Например, уже точно удалось установить, что номера 140***-149*** принадлежат концентрационному лагерю IV B.
К сожалению, ни один из воинов не обозначен в списках мемориалов. Гросс-Розен (нем. KZ Groß-Rosen) — нацистский концентрационный лагерь, существовавший в 1940—1945 годах в районе села Гросс-Розен в Нижней Силезии (ныне — Рогозница[пол.], Польша). В настоящее время является одноимённым музеем, зарегистрированным в Государственном реестре музеев. Модель лагеря выглядит на WikipediA так.
К концлагерю Гросс-Розен вернемся в отдельной статье. А пока перейдем к двойным стандартам.
Удалось найти еще один интересный документ о содержании военнопленных в данном лагере шталаг III B Furstenberg на Одере, но только американских военнопленных. Документ есть в открытом доступе и поэтому для удобства восприятия приведем его текстуально, а для привлечения внимания к наиболее интересным местам выделим их жирным шрифтом.
АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В ГЕРМАНИИ
Подготовлено военной разведывательной службой, военное министерство, 1 ноября 1945 года
ШТАЛАГ 3B
(Унтер-офицеры сухопутных войск)
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Шталаг 3B находился в 3/4 мили к северо-западу от Фюрстенберг, Германия (52,9° с. ш. — 14,42° в. д.), в 60 милях к юго-востоку от Берлина и в 15 милях к югу от Франкфурта-на-Одере. Лагерь располагался на восточном берегу канала Одер-Шпрее, между каналом и железной дорогой, в сельскохозяйственном регионе.
ЧИСЛЕННОСТЬ: по состоянию на 20 июля 1944 года в этом лагере для военнопленных сухопутных войск содержалось в общей сложности 22 522 заключённых, из которых 2903 были американцами, из них 2207 находились в лагере, 27 — в лазарете и 36 — в госпиталях, в том числе 3 американских врача и 27 унтер-офицеров, членов санитарного персонала. Остальные 600 находились в рабочих отрядах.
К 18 декабря 1944 года число американцев в лагере и его подразделениях составляло 4207 человек, 3338 из которых находились в базовом лагере в Фюрстенберг. Из 4207 американских военнопленных 3205 были сержантами, 3 — американскими офицерами медицинской службы.
Число военнослужащих сухопутных войск, в основном сержантов, в Шталаг 3B продолжало расти. В конце концов, когда 31 января 1945 года немцы решили переправить их на запад, их число достигло 5000 человек.
ОПИСАНИЕ: Лагерь Фюрстенберг, типичный большой шталаг, служил базой для многочисленных рабочих команд, действовавших на значительном расстоянии. Так же в Шталаг 3B были лазарет, лазарет для военнопленных и госпиталь в Гордене.
Шталаг 3B располагался на равнине, в 2 километрах к юго-западу от железнодорожной станции и в 2 километрах от стекольного завода. Американский лагерь, который в начале 1944 года состоял из 6 деревянных бараков, находился в 350 метрах от входа в шталаг, слева от центральной аллеи. Бараки располагались на расстоянии 20 метров друг от друга, перпендикулярно центральной аллее. За этими бараками был просторный песчаный участок, где военнопленные могли свободно гулять, играть в игры или готовить еду на костре. В центре этого участка располагался небольшой барак: он предназначался для американского начальника лагеря и его помощника и использовался как административный барак. Этот небольшой барак состоял из двух комнат, одна из которых была обставлена удобной мебелью и служила кабинетом, а другая — спальней с двумя односпальными деревянными кроватями.
Казармы для военнопленных были разделены на 2 части, в каждой из которых в начале 1944 года проживало от 150 до 190 человек, то есть в среднем чуть более 300 человек на казарму. В начале 1945 года, когда военнопленных эвакуировали, для американцев было предусмотрено 12 казарм вместо 6, территория которых составляла 300 на 2000 футов, и в каждой казарме проживало 450 человек вместо 300.
Каждая половина барака была отделена от других уборных и небольшой комнатой, которая служила индивидуальной кухней. В каждом конце барака были установлены две уборные со смывом, но ими пользовались только ночью.
С одной стороны каждой казармы располагались трёхъярусные койки, с другой — центральный проход и столы со стульями, стоявшие у окон. Свет был тусклым из-за того, что одежда мужчин висела на верёвках, натянутых во всех направлениях. Казармы были переполнены; воздуха в них было достаточно, но жилого пространства было очень мало. Позже, когда прибыло ещё больше военнопленных, пришлось убрать часть столов и установить больше коек.
Электрического освещения не хватало, и чтение по ночам сильно утомляло глаза. Казармы отапливались тремя большими кирпичными печами на каждую половину казармы. Количества угля, которым снабжали солдат, не хватало даже для мягкой зимы.
В туалетах в центре каждой казармы было по 24 крана с проточной водой, доступных в любое время для 300–400 человек, живших в казарме. Рядом стояли большие цементные баки для стирки, но у военнопленных не было горячей воды для этих целей. В углу этой центральной прачечной стояла плита, которая использовалась исключительно для приготовления индивидуальных блюд.
Кухня была просторной и хорошо освещенной, но не хватало посуды.
Дополнительный барак служил залом отдыха, театром, церковью и библиотекой. Этот барак был полностью построен из материалов Красного Креста: ящиков, бумаги, банок и т. д.
РАБОТА: Пять отрядов коммандос подчинялись шталаг 3B. В феврале 1944 года 668 солдат были заняты на строительстве электростанции № 1 (Траттендорф); 14 сержантов-добровольцев выполняли сельскохозяйственные работы в № 2 (Шорбус); 67 солдат копали землю, строили насыпи и выполняли аналогичные работы для немецких железных дорог в № 3 (Маркиш-Хайде); 27 сержантов выполняли сельскохозяйственные работы в № 4 (Шулен); 14 сержантов выполняли сельскохозяйственные работы в № 7 (Ройтц).
Все сержанты работали добровольно, на них не оказывалось никакого давления, чтобы заставить их работать в командах. В базовом лагере работали только санитарные работники и несколько сотен добровольцев. Труднее всего было работать в командах № 1 и № 3, где гражданские надзиратели иногда были очень суровы.
ЗАРПЛАТА: как в базовом лагере, так и в командах рабочие получали минимум 70 пфеннигов в день. Медицинский персонал получал 30 марок в месяц, а старший врач — 96 марок. Эти суммы соответствовали зарплате в немецкой армии, но выплачивались в «лагергельде», а не в немецкой валюте. Выпуск «лагергельдов» прекратился осенью 1944 года, когда суммы, причитавшиеся военнопленным, предположительно были зачислены на их счета Министерством финансов Германии.
ПОЧТА: американские военнопленные получали по 2 письма и 4 открытки в месяц. Количество писем, которые они могли получать, не ограничивалось. Врачи и медицинский персонал получали в два раза больше, чем указано выше. Письма доставлялись в Соединенные Штаты в течение 3–4 месяцев после отправки из лагеря, а ответ приходил примерно за такое же время. Переписка подвергалась цензуре в Берлине; между получением письма и его освобождением от цензуры проходило не более недели.
В ноябре 1944 года вся исходящая почта для военнопленных была остановлена на две недели из-за того, что один американец написал анонимное письмо на вымышленный адрес, в котором оскорблял немецкий Рейх, его фюрера и администрацию лагеря. Поскольку имя этого человека так и не было раскрыто немцам, весь лагерь был наказан вышеупомянутой мерой, принятой администрацией лагеря.
Больше всего американцы жаловались на то, что их семьи регулярно отправляли посылки с норвежскими кронами, но за время их заключения было получено сравнительно мало посылок.
МОРАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ: Моральное состояние в Шталаг 3B было хорошим. Заключённые были довольны тем, как их избранный офицер управлял лагерем, и с нетерпением ждали дня освобождения. Поскольку они верили в победу союзников, можно сказать, что главным фактором, снижавшим их моральное состояние, была периодическая нехватка еды.
ОСВОБОЖДЕНИЕ: Пленные оставались в Шталаг 3А до 22 апреля, когда лагерь был освобождён русскими. Шталаг 3А был передан американцам 6 мая, когда лагерь приняли подполковник Уолтер М. Оукс и полковник Херте из американской армии.
Как указано в документе - «ИСХОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО ОТЧЁТА ПОСЛУЖИЛИ ДОПРОСЫ БЫВШИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ, ПРОВЕДЁННЫЕ ОТДЕЛОМ КИМ, ВОЕННОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ, А ТАКЖЕ ДОКЛАДЫ ОХРАНЯЮЩЕЙ СИЛЫ И МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА, ПОЛУЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДЕПАРТАМЕНТОМ (ОТДЕЛОМ ОСОБЫХ ВОЕННЫХ ПРОБЛЕМ).»
Приведение материала, полностью описывающего данный «курорт» можно прочитать на сайте https://pegasusarchive.org/pow/S3B/cSt_3B_MilInt1Nov45.htm
Но все же из данного материала можно кое-что почерпнуть.
Первое- это точное местонахождение лагеря. На карте обозначено заштрихованным прямоугольником.
Второе- это количество содержащихся заключенных военнопленных, хотя это еще не документальный факт. 22500 военнопленных, если вычесть американских военнопленных, то остается 17500 военнопленных других государств.
Третье -Часть пленных в том, числе американских военнопленных были перемещены в концлагерь III A Луккенвальде, который был освобожден 22 апреля 1945 года частями Красной Армии. А сколько из 17500 военнопленных было перемещено на запад в Луккенвальде?
Получается, что уже даже в то время уже шло разделение на двойные стандарты, одних уничтожали, других содержали. И что же тогда изменилось в нашем мире?
На все вопросы однозначные ответы можно получить только тогда, когда будет установлена судьба каждого воина прошедшего через концлагерь III B Furstenberg.
Интересно сколько американских военнопленных было уничтожено в данном лагере?
В следующей статье продолжим публикацию данных на погибших в концлагере III B Furstenberg.
Помним, Гордимся, Чтим.