Найти в Дзене

Илья Муромец былинный богатырь или христианский святой?

Не об этом сегодня хотел писать статью, но понял, что мало кто понимает о чем я пишу и тут как раз в тему пришлось. Из всеми «любимого» зомбоящика от одного очередного «эксперта» на днях прозвучало примерно так: «И напился Илья Муромец за княжеским столом и в пьяном угаре пошел маковки на церквях мечом крушить». Зашибись, думаю, дожились, сам кроме «Репки» вероятно ни одной книжки не прочел, да и смысл «Репки» без разжевывания не понял. Хотелось плюнуть в него, но лень было потом за тряпкой идти, чтоб телевизор вытереть.

ИИ
ИИ

Прошло немного времени, я «остыл» и задумался, а нас ведь так приучили воспринимать все буквально, не искать смысла, который автор заложил в написанное. Вот я пишу уже не раз о гонениях религии на фольклор, а ведь большинство скорее всего и не понимает, зачем им было это нужно. Как раз для этого, чтоб отучить нас видеть смысл, чтоб мы всё буквально воспринимали.

Данная статья не ставит своей целью оскорбление чувств верующих, а является попыткой разобраться в связке истории с верованиями славян на территории Руси.

С чего «эксперт» взял, что Илья Муромец всё это спьяну наделал мне не ведомо, по тексту я вижу, что он обиделся на князя Владимира за то, что не признал его князь и рядом с собой на пиру не усадил. Долго отсутствовал Илья Муромец в Киеве, землю русскую защищал, вот и не узнал его князь, ведь так мы понимаем буквально? Богатырь – богатый духом, духовный защитник земли русской, князь – физический защитник территории. Все эти «мечи», «палицы» и «луки» у богатыря – это аллегория, он сражается не с физическими врагами, а с нечистью. Калин-царь не кто иной, как «заложный» покойник, который сам не смог обрести родительский статус и теперь стоит перед Калиновым мостом через речку Смородину и другим мешает совершить переход. Калинов мост и речка Смородина, как вы понимаете тоже аллегория и символ границы между физическим и духовным мирами.

ИИ
ИИ

В былинах, сказах, народных песнях нет буквальности и не потому, что предки зашифровывали что-то, они физическим действиями героев былин обозначали определенное духовное воздействие на нечисть. «Ударил мечом» - совершил определенный обряд, «выстрелил из лука» - прочитал какой-то заговор и так далее, так понятней и проще было передать потомкам суть происходившего. Не нужно было в былине весь обряд описывать, достаточно сказать «ударил палицей» и все уже знают, какой обряд или заговор богатырь выполнил.

А если задуматься почему его князь не узнает и рядом с собой не сажает? Богатыря долго не было в Киеве, он землю русскую защищал, а в самом Киеве за это время религия изменилась. Многие этнографы, исследователь фольклора считают, что не отражено в русском фольклоре крещение Руси и делают вывод, что его не было и это последующая религиозная выдумка. Но фраза из былины: «На церквах-то он кресты вси да повыломал, маковки он золочены все повыстрелял» прямо указывает, что было крещение.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Илья Муромец защищает русское мировоззрение, которое соединилось с христианством, принесенным на Русь Андреем Первозванным и в таком виде, скорее всего арианском, просуществовало до греческо-католического крещения, которое произошло при князе Владимире. Илья Муромец не против веры выступает, а против новой чуждой Руси религии, которую олицетворяют церкви и кресты. Князь не физически не узнает Илью, они духовно разные стали и поэтому Владимир в итоге «не вспомнил князь о ратных подвигах, не посмотрел на честь богатырскую — засадил Илью в погреба холодные, за замки чугунные, за решётки железные».

ИИ
ИИ

Что дальше происходит, почему князь вынужден выпустить богатыря из темницы? Былина явно показывает, что новая княжеская вера не в состоянии защитить русскую землю от нечисти и нужна старая русская вера, чтоб справится с Калин-царем, ведь княжеская дочь просит: «Не для князя, не для княгини, а для бедных вдов, для малых детей — ты постой за русских людей, за родную Русь!» Бьется Илья Муромец с нечистью и когда силы покидают его, он черпает вибрационную энергию земли: «А Илья тесней к русской земле прижимается, от неё к Илье сила идёт, крепит руки богатырские».

Можно бесконечно долго разбирать былины и легенды, но если не понимать, что в них и есть история Руси и воспринимать их буквально, то они просто сказка и тогда так и выходит, что Илья Муромец «горький пьяница и богомерзский язычник».