Не об этом сегодня хотел писать статью, но понял, что мало кто понимает о чем я пишу и тут как раз в тему пришлось. Из всеми «любимого» зомбоящика от одного очередного «эксперта» на днях прозвучало примерно так: «И напился Илья Муромец за княжеским столом и в пьяном угаре пошел маковки на церквях мечом крушить». Зашибись, думаю, дожились, сам кроме «Репки» вероятно ни одной книжки не прочел, да и смысл «Репки» без разжевывания не понял. Хотелось плюнуть в него, но лень было потом за тряпкой идти, чтоб телевизор вытереть.
Прошло немного времени, я «остыл» и задумался, а нас ведь так приучили воспринимать все буквально, не искать смысла, который автор заложил в написанное. Вот я пишу уже не раз о гонениях религии на фольклор, а ведь большинство скорее всего и не понимает, зачем им было это нужно. Как раз для этого, чтоб отучить нас видеть смысл, чтоб мы всё буквально воспринимали.
Данная статья не ставит своей целью оскорбление чувств верующих, а является попыткой разобраться в связке истории с верованиями славян на территории Руси.
С чего «эксперт» взял, что Илья Муромец всё это спьяну наделал мне не ведомо, по тексту я вижу, что он обиделся на князя Владимира за то, что не признал его князь и рядом с собой на пиру не усадил. Долго отсутствовал Илья Муромец в Киеве, землю русскую защищал, вот и не узнал его князь, ведь так мы понимаем буквально? Богатырь – богатый духом, духовный защитник земли русской, князь – физический защитник территории. Все эти «мечи», «палицы» и «луки» у богатыря – это аллегория, он сражается не с физическими врагами, а с нечистью. Калин-царь не кто иной, как «заложный» покойник, который сам не смог обрести родительский статус и теперь стоит перед Калиновым мостом через речку Смородину и другим мешает совершить переход. Калинов мост и речка Смородина, как вы понимаете тоже аллегория и символ границы между физическим и духовным мирами.
В былинах, сказах, народных песнях нет буквальности и не потому, что предки зашифровывали что-то, они физическим действиями героев былин обозначали определенное духовное воздействие на нечисть. «Ударил мечом» - совершил определенный обряд, «выстрелил из лука» - прочитал какой-то заговор и так далее, так понятней и проще было передать потомкам суть происходившего. Не нужно было в былине весь обряд описывать, достаточно сказать «ударил палицей» и все уже знают, какой обряд или заговор богатырь выполнил.
А если задуматься почему его князь не узнает и рядом с собой не сажает? Богатыря долго не было в Киеве, он землю русскую защищал, а в самом Киеве за это время религия изменилась. Многие этнографы, исследователь фольклора считают, что не отражено в русском фольклоре крещение Руси и делают вывод, что его не было и это последующая религиозная выдумка. Но фраза из былины: «На церквах-то он кресты вси да повыломал, маковки он золочены все повыстрелял» прямо указывает, что было крещение.
Илья Муромец защищает русское мировоззрение, которое соединилось с христианством, принесенным на Русь Андреем Первозванным и в таком виде, скорее всего арианском, просуществовало до греческо-католического крещения, которое произошло при князе Владимире. Илья Муромец не против веры выступает, а против новой чуждой Руси религии, которую олицетворяют церкви и кресты. Князь не физически не узнает Илью, они духовно разные стали и поэтому Владимир в итоге «не вспомнил князь о ратных подвигах, не посмотрел на честь богатырскую — засадил Илью в погреба холодные, за замки чугунные, за решётки железные».
Что дальше происходит, почему князь вынужден выпустить богатыря из темницы? Былина явно показывает, что новая княжеская вера не в состоянии защитить русскую землю от нечисти и нужна старая русская вера, чтоб справится с Калин-царем, ведь княжеская дочь просит: «Не для князя, не для княгини, а для бедных вдов, для малых детей — ты постой за русских людей, за родную Русь!» Бьется Илья Муромец с нечистью и когда силы покидают его, он черпает вибрационную энергию земли: «А Илья тесней к русской земле прижимается, от неё к Илье сила идёт, крепит руки богатырские».
Можно бесконечно долго разбирать былины и легенды, но если не понимать, что в них и есть история Руси и воспринимать их буквально, то они просто сказка и тогда так и выходит, что Илья Муромец «горький пьяница и богомерзский язычник».