Найти в Дзене

Могло ли быть в "Субстанции" по-другому?

Да, я знаю, что написано уже миллион мнений и рецензий на фильм "Субстанция". 

Мое небольшое мнение будет миллион первым😁. 

Австрийский психотерапевт, логотерапевт Виктор Франкл писал, кажется, в книге " Доктор и душа", как к нему обращалась женщина, потерявшая с возрастом красоту, которая являлась её смыслом жизни. 

И они вместе в процессе работы искали новые смыслы в новой для человека реальности. 

Так вот героиня "Субстанции" Элизабет Спаркл не удосужила себя такими поисками. 

Она во что бы то ни стало хотела вернуть славу, восхищение, красоту. 

И, как говорится, 

за ценой не постоим. 

-2

У Элизабет нет семьи, не показывают еë друзей, да, хотя бы людей, с которыми она взаимодействует. 

Её отправили на пенсию и она не может ни плакать, ни искать новые варианты своей жизни. 

Казалось бы, сейчас мир интернета может дать проявиться демонстративной натуре человека. 

Открой свой канал и делай там зарядки, аэробики, танцы и всё, что тебе придёт в голову и захочется. 

Но нет, Элизабет хочет то место, что у неё было. 

У неё нет семьи, не видно друзей, ничего не рассказывается про её жизненные интересы. 

Ощущение, что единственный смысл жизни - восхищение окружающих. 

А для этого нужны красота и молодость. 

Неизвестно, хотела ли главная героиня семью, но из-за страхов и травм нашла защиту в виде восхищения толпы, славы или поглащение славой было настолько сильным и глубоким, что даже и на уровне сознания не тянуло ни к семейным, ни к дружеским взаимоотношениям. 

Элизабет идёт на разрушение себя ради лицемерных охов и ахов чужих людей, которые тебя быстро забывают после того, как отправляют в тираж. 

Её несильно волнует даже то, что не её имя будет фигурировать, не она будет притягивать взгляды, а какая-то сущность, которая выйдет из её тела. 

Красотка Сью оказывается такой же амбициозной, любящей славу и готовой не считаться с Элизабет. 

-3

Они обе так зависимы от желания восхищения толпы, что идут в образе монстра на сцену, представляя, как им будут рукоплескать. 

Последнее представление-галлюцинация Элизабет (когда её голова попадает на именную звезду Аллеи Славы): ей рукоплещут вокруг.  И в последние минуты жизни на её лице появляется лучезарная улыбка. 

Возможен ли был для Элизабет другой сценарий? 

Думаю, что нет. 

Конечно, когда есть поддержка близких людей, то легче справиться и перестроиться на новые смыслы. 

Но... 

- Элизабет даже и не думает, чтобы пойти к психологу. 

- Она так и не приходит на свидание к своему однокласснику, которого встретила после увольнения, так как не может смириться со своим старением. С тем, что она 50-летняя женщина и не может выглядеть, как 20-30-летняя.

- Создаётся впечатление, что внутри главная героиня пуста, ей нечем себя занять, её ничего и никто не интересует, она привыкла играть роль, а не жить. 

- Единственный раз, когда Элизабет оживает, вспоминая, что одноклассник дал ей свой номер телефона. Проглядывают настоящие эмоции, но они быстро пропадают, когда Элизабет видит в зеркале не такую красивую и молодую женщину, как Сью. 

Любопытно, что 50-летнюю героиню играет 65-летния Деми Мур. 

В другом фильме не обратила бы на это внимание, но в связи с тематикой фильма хочется спросить Деми о том, как ей даётся принятие возраста? 

Как она относится к тому, чтобы сыграть характерную старушку? (при всём уважении к физической форме Деми, хоть и не без помощи пластической хирургии). 

Насколько помню, были у Деми проблемы с принятием возраста в браке с молодым мужем. И, наверное, не потому что он был молод, а потому что не давал ей ощущение любви. 

К игре актрисы вопросов нет. 

Сам фильм жутковат и гротескнен. Я люблю более жизнеутверждающее. 

Но это дело вкуса, а темы смыслов жизни, старости, пустоты - вечны. 

Автор: ©Танкова Оксана - практический психолог, логотерапевт

ТОВарищ психолог в телеграм-канале.

Друзья, поддержите, пожалуйста, мой Дзен-канал классом за статью и подпиской.