Повесть временных лет повествует нам о славных деяниях святого равноапостольного великого князя Владимира: "В 6496 (988) году, пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города на пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: "Если не сдадитесь, то простою и три года". Они же не послушались его. Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее к себе в город и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобой с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это - сам крещусь!".
Херсонес (по славянски-Корсунь), основанный древними греками крупный политический, торговый и культурный центр северного Причерноморья. В наше время - это историко-археологический заповедник "Херсонес Таврический", пригород Севастополя. В Херсонесе находится, возведенный в 1870-х годах к 900-летию крещения Руси величественный собор святого князя Владимира. Собор был разрушен во время Великой Отечественной войны, восстановлен в наше время.
Описываемый летописцем Нестором штурм Херсонеса, стал логическим завершением очередного конфликта Руси с греками, которые у киевских князей с империей возникали довольно часто. Но столкновение интересов Киева и Константинополя в 988 году, повлекло развитие событий исторически значимых, и не только для Русского государства.
Но вернемся в год 988. Князь Владимир, овладев Херсонесом, отправляет послов в Константинополь, где на императорском троне восседали два соправителя, братья Константин и Василий. "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". Необходимо заметить, что в древнем мире, был обычай скреплять государственный договор узами кровного родства (династическим браком). Читая между строк летописи, мы понимаем, что требование женитьбы на принцессе Анне было не единственным из того с чем поехали русские послы в Константинополь. Ромейская империя (Византия), непрерывно находящаяся в состоянии войны с внешним врагом, либо сотрясаемая внутренними мятежами, была заинтересована в русском правителе, как в военном союзнике. "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и Царство Небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь." - был ответ Константинополя. Правитель Руси, желавший принять святое крещение и, вероятно, только ждавший такого ответа от греков, быстро нашел общий язык с Константинополем.
Далее последовало прибытие царевны Анны со свитой и греческими священниками в Корсунь, крещение князя Владимира, его чудесное исцеление от болезни глаз. Летописец также описывает дары, принесенные из Константинополя: "После всего этого Владимир взял царицу и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял сосуды церковные и иконы на благословение себе".
Эти дары (мощевики и иконы) разошлись впоследствии по Святой Руси и стали именоваться корсунскими святынями. Среди них была икона Божией Матери, которая по преданию была написана апостолом и евангелистом Лукой для Иерусалимской общины, где и пребывала, источая многие чудеса до V века. В 463 г. императором Львом Великим святыня была перенесена в Константинополь. В 988 г. принесена в Корсунь в дар святому князю Владимиру, которым была дарована Новгороду Великому, где княжил святой Владимир при своем отце Святославе Игоревиче. В Новгороде Иерусалимская икона Божией Матери пребывала до 1571 года, после чего по приказу Иоанна IV (Грозного) была перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе Кремля. В Успенском соборе святыня пребывала до 1812 года и была утрачена во время французской оккупации (предположительно вывезена французами и по настоящее время не обнаружена).
Но ко времени исчезновения святыни, нам известно о трех списках с Иерусалимской иконы Божией Матери. Первый был сделан в Москве по заказу царевны Наталии Алексеевны (сестры Петра I) для Феодоровского собора Переславля-Залесского. Икона сохранилась и находится в Переславском музее. Известен также и второй список, который был прислан в благословение женскому монастырю Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), который посетив в 1860 г. богадельню в селе Старый Ям, сказал: "Здесь не богадельня, а монастырь!", чем предрек будущее обители. Ныне это ставропигиальный Крестовоздвиженский женский монастырь, а Иерусалимская икона Божией Матери, сохраненная благочестивыми верующими в годы гонений, - главная святыня обители.
И, наконец, третий сохранившейся список, был написан во второй половине XVII века мастерами Оружейной палаты Кремля для Покровского собора в Измайлово, загородной резиденции царя Алексея Михайловича. Царица Небесная в образе Иерусалимская явила Свое заступничество москвичам во время чумы 1771 года. Пред чудотворной иконой Иерусалимская служили молебны в подмосковных селах Коломенское, Дьяково и Сабурово во время эпидемии холеры 1866 года. После отслуженных молебнов ни один человек от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года. После разорения собора сохранилось лишь несколько икон. Сохранилась и Иерусалимская икона. В последствии святыня была передана в храм Рождества Христова в Измайлово.
Владимир Мямлин