Сегодня сложно поверить, что всеми любимые детские сказки Корнея Чуковского когда-то сурово критиковали и даже запрещали издавать. Кажется, что их просто не за что ругать, но были времена, когда именно за детские произведения Чуковского по-настоящему травили. Почему и как так вышло? Расскажем на примере истории создания его знаменитой сказки "Крокодил".
Она была первым произведением, которое Чуковский, на тот момент уже известный литературный критик, написал именно для детей. Идея родилась, когда писатель рассказывал сказку своему сыну, у которого болели зубы. Чтобы развлечь малыша, Корней Иванович на ходу придумал историю про большого страшного крокодила и смелого Ваню Васильчикова (позже литературоведы установили, что образ вдохновлен рассказом Достоевского "Крокодил" и песней "По улице ходила большая крокодила").
Сказка много раз меняла свое название: от "Ваня и Крокодил" и "Приключения Крокодила Крокодиловича" к современному короткому "Крокодил". Кстати, многие тиражи выходили с подзаголовком "Старая-престарая сказка", так как петроградские реалии времен Первой мировой войны были не совсем понятны детям 1920-х годов.
Считается, что сказка отражала события Революции 1905-1907 гг., и все же в середине 1920-х на нее все же обрушился гнев цензоров. Им не понравилось использование в тексте старых названий (Петроград), терминов (городовой) и классовое происхождение некоторых персонажей (девочка Ляля из семьи буржуа). Чуковскому устроили “показательную порку” в прессе, и в августе 1926 года переиздание "Крокодила" запретили. Затем его все же разрешили, но уже в феврале 1928 года появилась статья Надежды Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского», где она назвала сказку "буржуазной мутью":
"Что вся эта чепуха обозначает? Какой политической смысл она имеет? Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению.
Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть." (с)
Вскоре после этого возник обидный для писателя термин "чуковщина", и на Чуковского обрушилась настоящая травля. А "Крокодила" окончательно запретили издавать в 1935 году (и это несмотря на то, что Чуковский изменил текст: например, городового заменил на ленинградского постового милиционера) и сняли этот запрет только в середине 1950-х.
Несмотря на столь бурные перипетии, когда "Крокодил" вернулся, то сразу же стал признанной классикой детской литературы, которую знает наизусть каждый ребенок. А еще сказка оказала немалое влияние на культуру и искусство в целом. Например, один из педагогов в произведении Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика ШКИД" получил от воспитанников прозвище "Крокодил Крокодилович" за слишком пафосное чтение этой книги.
И, что самое поразительное, считается, будто бы "Крокодил" вдохновил режиссера Мериана Купера на создание образа Кинг-Конга, а если конкретнее то именно строки: "Дикая Горилла / Лялю утащила / И по тротуару / Побежала вскачь. / Выше, выше, выше, / Вот она на крыше...". Можете себе такое представить?
Вы знали эти факты о знаменитой сказке? Делитесь в комментариях - мы очень рады вашим мнениям и теплым книжным беседам. И, кстати, подписывайтесь на наш канал, чтобы читать еще больше интересного о детской литературе!