Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Художник Валентин Серов: «Я злой и не люблю людей: скучные они, ужас до чего скучные»

Валентин Серов прожил короткую жизнь - в 46 лет он скончался от сердечного приступа. Она не была насыщена интересными событиями, и рассказывать о ней Серов, будучи молчуном и интровертом, не любил. Кое-что, впрочем, рассказал Игорю Грабарю, который писал о нем книгу, «авторизованную биографию» (она была близка к завершению, когда героя не стало); книга получилась скорее про путь художника, а не человека. Он родился в семье известного композитора Александра Серова, которому благоволили Рихард Вагнер и император Александр II; последний дважды побывал на опере «Рогнеда» и «всемилостивейше повелеть соизволил» назначить автору пенсион в тысячу рублей. Но выплачивали его недолго: Серов-отец, как впоследствии и сын, умер скоропостижно, совсем не старым, в 51 год. Мать после этого решила сама заняться музыкой и вместе с сыном уехала за границу; мальчику там было очень скучно, он рос в одиночестве (Грабарь писал, что «постепенно он дичал и стал походить на волчонка. В нем развилась скрытность,
Оглавление
   Художник Валентин Серов, 1900-е годы. Фото: Репродукция ТАСС.
Художник Валентин Серов, 1900-е годы. Фото: Репродукция ТАСС.

Валентин Серов прожил короткую жизнь - в 46 лет он скончался от сердечного приступа. Она не была насыщена интересными событиями, и рассказывать о ней Серов, будучи молчуном и интровертом, не любил. Кое-что, впрочем, рассказал Игорю Грабарю, который писал о нем книгу, «авторизованную биографию» (она была близка к завершению, когда героя не стало); книга получилась скорее про путь художника, а не человека.

   Люди стоят в очереди на выставку "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" у входа в Третьяковскую галерею на Крымском валу в Москве Евгения ГУСЕВА
Люди стоят в очереди на выставку "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" у входа в Третьяковскую галерею на Крымском валу в Москве Евгения ГУСЕВА

Он родился в семье известного композитора Александра Серова, которому благоволили Рихард Вагнер и император Александр II; последний дважды побывал на опере «Рогнеда» и «всемилостивейше повелеть соизволил» назначить автору пенсион в тысячу рублей. Но выплачивали его недолго: Серов-отец, как впоследствии и сын, умер скоропостижно, совсем не старым, в 51 год. Мать после этого решила сама заняться музыкой и вместе с сыном уехала за границу; мальчику там было очень скучно, он рос в одиночестве (Грабарь писал, что «постепенно он дичал и стал походить на волчонка. В нем развилась скрытность, угрюмость и подозрительность»). Но Валентин любил рисовать, особенно лошадок, и мать показала его Илье Репину, который и стал его учителем, возился с ним годами, а потом направил в Академию художеств. И уже «Девочка с персиками», написанная в 22 года, была работой настоящего мастера.

«Девочка с персиками» (1887)

«Портрет Веры Мамонтовой», больше известный как «Девочка с персиками» - первый «хит» Серова, написанный им в 22 года, так и оставшийся самой популярной в народе его картиной. Художник был близок к семье Мамонтовых, еще ребенком подолгу жил в Абрамцеве, про Елизавету Григорьевну, мать Веры, писал, что она и ему дорога как мать. (Серова в этой семье называли Антоном - впрочем, близкие его так называли постоянно: с детства к нему прилепилось уменьшительное имя Валентоша, которое потом сократили до Тоши, а уж оттуда неожиданно вырос Антон).

   «Девочка с персиками» (1887), Третьяковская галерея. ru.wikipedia.org
«Девочка с персиками» (1887), Третьяковская галерея. ru.wikipedia.org

12-летнюю Веру уговорил позировать ее брат. Полотно, созданное летом 1887 года, мгновенно сделало Серова знаменитым. Художник Михаил Нестеров писал: «Рядом висящие портреты Репина и Васнецова кажутся безжизненными образами, хотя по-своему представляют совершенство». Грабарь, увидевший картину подростком на выставке, был потрясен: «Все здесь было до такой степени настоящим, что решительно сбивало с толку. Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты, почти осязательности жизни».

Как известно, история самой «девочки с персиками» оказалась короткой и грустной. Вера Мамонтова в 1903 году вышла замуж за дворянина Александра Самарина, родила ему троих детей и умерла в декабре 1907-го, в возрасте 32 лет. Ее внук Сергей Чернышев писал: «В сочельник, объезжая магазины Москвы для покупки бесчисленных рождественских подарков, она простудилась, заболела воспалением легких с высокой, высочайшей, температурой и 27 декабря скончалась. Внезапная кончина ее в праздник вызвала обвал страданий для близких».

«Девушка, освещенная солнцем» (1888)

Веру Мамонтову Серов писал в течение месяца и потом говорил: «Измучил [я] ее бедную, до смерти». Свою двоюродную сестру Марию Симонович он писал еще дольше - три месяца подряд (но она была как стойкий оловянный солдатик - только в начале четвертого месяца «почувствовала нетерпение» и сбежала в Петербург, утешая себя мыслью, что Валентин свою задачу уже выполнил).

   «Девушка, освещенная солнцем» (1888), Третьяковская галерея. ru.wikipedia.org
«Девушка, освещенная солнцем» (1888), Третьяковская галерея. ru.wikipedia.org

Павел Третьяков немедленно купил «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей (некоторые считают, что он заплатил очень мало - но и художник, в конце концов, был совсем юн). Находились те, кто злословил, - например, художник Владимир Маковский, ненавидевший многих своих коллег, усмотрел сходство между бликами солнца на лице Марии Симонович и отметинами, которые оставляет сифилис. Но в основном зрители восхищались и благоговели. Да и сам Серов впоследствии называл это полотно своей лучшей работой. Однажды они с Грабарем стояли в Третьяковке у «Девушки...», и Серов внезапно сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся». «Потом он подвел меня вплотную к картине, и мы стали подробно разглядывать все переливы цветов на кофточке, руках, лице. И он снова заговорил: «И самому мне чудно, что это я сделал, – до того на меня не похоже. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет, да малость и спятишь. A то ничего не выйдет». А еще Грабарь добавлял: «В последние годы жизни [Серов] признавался мне, что его гнетет мысль об утраченной им тайне красочной живописи, и он сознательно начал стремиться к тому, чтобы сбросить с себя «серость».

Другой портрет Марии Симонович он написал в 1895 году. К тому моменту она жила в Париже с мужем, психиатром Соломоном Львовым, а в России бывала наездами. Во Франции она и скончалась в 1955 году, когда ей было за 90. Портрет 1895 года остался у нее, она хотела, чтобы он был передан в Третьяковку, но в итоге сейчас изображение «Madame Lwoff» находится в музее Орсэ.

«Портрет Николая II» (1900)

Серов не раз писал портреты членов царской семьи. В начале 1890-х ему поступил заказ от харьковского дворянства: написать парадный портрет Александра III с семьей (именно в Харьковской губернии в 1888-м царский поезд попал в катастрофу, император и его близкие спаслись чудом, и местная знать хотела отметить это созданием большого полотна). Александра III, который ненавидел позировать для портретов, художнику просто показали в Гатчине - стоя у лестницы, Серов ждал, когда по ней пройдет царь. (Вспоминали, что при виде Серова на лице Александра появилось «выражение недоверия, страха, холода и враждебности. В это время вошел кто-то из свиты и объяснил царю, кто это, и тот любезно разговаривал с Серовым минут пять»). Кое-кого, например, великого князя Михаила Александровича и великих княжон Ольгу Александровну и Ксению Александровну, все-таки уговорили позировать по-человечески. Серов работал над картиной долго, император успел ее увидеть буквально за несколько месяцев до смерти (он скончался в октябре 1894-го) и в целом одобрить. (Сегодня ее никто уже не увидит, - она погибла во время Великой отечественной войны).

   «Портрет Николая II» (1900), Третьяковская галерея. ru.wikipedia.org
«Портрет Николая II» (1900), Третьяковская галерея. ru.wikipedia.org

После этого Серова при дворе заметили и стали привечать. Во время коронации Николая II у него, наряду с Репиным, Васнецовым и прочими была возможность сделать множество эскизов в Успенском соборе (он написал для специального альбома акварель «Миропомазание Государя Императора»). А в 1900-м он сделал несколько портретов Николая II, и к модели относился без малейшего подобострастия. Однажды Николай попытался улизнуть от позирования (а работал Серов подолгу, - порой ему требовалось по сто сеансов - и молча, выносить это было тяжело) и подсунул вместо себя большую фотографию и парадный мундир, в котором его надо было написать. Серов холодно сказал «Прошу простить меня, но так работать мы не договаривались», повернулся и направился к выходу, намереваясь покинуть Зимний дворец. Флигель-адьютант в панике метнулся за государем и вскоре привел его лично.

Еще рассказывают, что при работе над одним из портретов присутствовала супруга Николая, императрица Александра Федоровна; она начала делать замечания, после чего Серов протянул ей кисть и сказал: «Так вы, Ваше Величество, лучше сами уж и пишите, если так хорошо умеете». Николаю пришлось извиняться за жену, но Серов, как считается, все равно обиделся - во всяком случае, больше императора не писал.

«Мика Морозов» (1901)

Серов сам про себя говорил: «Я ведь злой», настаивал, что недолюбливает людей («Скучные они, ужас до чего скучные, – звери лучше: и красивее, и веселее, и просто лучше»). Своим моделям он мысленно выставлял оценки по школьной шкале от пятерки до единицы, и обычно ставил тройки, двойки, а «колы» - чаще всего. Грабарь утверждал, что Серов на самом деле людей любил, хоть и не сознавал этого. Но сообщал: «ему представлялось необходимым, чтобы на полотне был не только внешний облик, но и внутренний мир человека. Недовольство заказчика не имело значения». В портрете Марии Морозовой, «матери крупнейших в России богачей: заводчиков, купцов, фабрикантов», Серову «наконец удалось передать свое неприязненное отношение к изображаемому лицу» - и, похоже, он был этому очень рад. Однако потом он продолжал писать членов семейства Морозовых в большом количестве (Михаил Абрамович, отец Мики, крупный промышленник и коллекционер живописи, ценил Серова чрезвычайно высоко).

   «Мика Морозов» (1901), Третьяковская галерея. ru.wikipedia.org
«Мика Морозов» (1901), Третьяковская галерея. ru.wikipedia.org

Четырехлетнему Мике художник, похоже, поставил пятерку: это один из самых трогательных детских портретов в истории. Впрочем, к детям Серов вообще относился с большей симпатией, чем ко взрослым, и портрет писал, по словам матери Мики, будучи «очень хорошо и добродушно настроен». Мальчик уже в том нежном возрасте, в котором его запечатлел Серов, неплохо говорил по-английски, потом он учился в Великобритании, а вернувшись в Россию, стал известным шекспироведом.

Автор: Денис КОРСАКОВ