Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Внеклассное чтение. "Россия в 1839 году" - размышления о многом. ЧАСТЬ XX

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ЦИКЛА "Россия в 1839 году" - размышления о многом" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Злорадствовать нехорошо. Но применительно к нашему чудесному автору даже захотелось переиначить старую русскую пословицу "Кто старое помянет - тому глаз вон". Причем - почти буквально. В нашем случае я бы сказал "Кто много врёт..." Кажется, в Москве маркизу прилетело кармическое наказание. Офтальмия, которую я приобрел между Петербургом и Москвой, беспокоит и мучит меня... Мне все сильнее и сильнее жжет глаз, я давеча послал за доктором, и он велел мне три дня не выходить из дому и наложил повязку. По счастью, другой глаз видит нормально, и я могу писать Наведавшись ещё раз в Кремль, де Кюстин воспользовался вынужденной паузой, засел в своем английском постоялом дворе и принялся кропать собственные впечатления и измышления о русской истории. Сперва мы пройдёмся по первым

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ЦИКЛА "Россия в 1839 году" - размышления о многом" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Злорадствовать нехорошо. Но применительно к нашему чудесному автору даже захотелось переиначить старую русскую пословицу "Кто старое помянет - тому глаз вон". Причем - почти буквально. В нашем случае я бы сказал "Кто много врёт..." Кажется, в Москве маркизу прилетело кармическое наказание.

Офтальмия, которую я приобрел между Петербургом и Москвой, беспокоит и мучит меня... Мне все сильнее и сильнее жжет глаз, я давеча послал за доктором, и он велел мне три дня не выходить из дому и наложил повязку. По счастью, другой глаз видит нормально, и я могу писать

Наведавшись ещё раз в Кремль, де Кюстин воспользовался вынужденной паузой, засел в своем английском постоялом дворе и принялся кропать собственные впечатления и измышления о русской истории. Сперва мы пройдёмся по первым, а затем вчитаемся в очередной поток клеветы этого злочудесного квазиисторика.

-2
  • Запомните, московский Кремль вовсе не то, чем его принято считать. Это не дворец, это не национальная святыня, где хранятся древние сокровища империи; это не русская крепость, это не чтимый народом приют, где почиют святые, защитники родины; Кремль и меньше и больше этого; он просто-напросто обиталище призраков... Издали Кремль показался мне княжеским градом, стоящим на холме посреди города простолюдинов. Этот замок тиранов, эта гордая каменная громада встает над жилищем простого люда во всю высоту своих скал, стен и куполов и, в противоположность тому, что случается с памятниками обычных размеров, чем ближе подходишь к этой твердыне, тем больше восхищения она вызывает... Наследие сказочных времен, когда всюду безраздельно властвовала ложь: тюрьма, дворец, святилище; крепостной вал для защиты от иноземцев, укрепленный замок для защиты от черни, оплот тиранов, тюрьма народов — вот что такое Кремль!.. Кремль бесспорно есть творение существа сверхчеловеческого, но злобного. Прославление рабства — такова аллегория, запечатленная в этом сатанинском памятнике, столь же необычном для зодчества, сколь видения апостола Иоанна необычны для поэзии: это жилище под стать действующим лицам Апокалипсиса

Пожалуй, это свидетельство извращённого ума - едва ли не единственное в своем роде впечатление от Московского Кремля. Под таким углом зрения его, думаю, никто более не рассматривал. Впрочем, хоть как-то оправдать мнение маркиза можно - вероятно, дело в той самой "офтальмии", приключившейся с автором в дороге. Добавим, что также не способствуют радужным ощущениям от увиденного запоры, расстройства, мигрени, изжоги и почечуй. Уж не знаю, чем там ещё страдал наш путешественник, но по прочтении его записок так и тянет поставить ему все перечисленные диагнозы - плюс, конечно, почти маниакальное желание постоянно лгать, выдавая одно за другое и буквально плюясь сомнительными сентенциями вроде "Другие народы терпели гнет, русский народ его полюбил; он любит его по сей день". Желаете услышать некий исторический анекдот от маркиза?

  • Дело происходило в Варшаве при великом князе Константине; Россией правил император Александр, человеколюбивейший из царей. Однажды Константин командовал смотром гвардии; желая похвалиться перед неким знатным иностранцем дисциплиной, царящей в русской армии, он спрыгивает с коня, подходит к одному из генералов… ГЕНЕРАЛОВ!., и, ни в чем его не упрекая, хладнокровно пронзает ему ногу шпагой. Генерал не шевельнулся и не испустил ни единого стона: его унесли после того, как великий князь вытащил шпагу из раны... Зрители, наблюдавшие эту сцену, также не проронили ни слова. Напоминаю: это случилось в XIX столетии, на площади посреди Варшавы.

Это что вообще сейчас было, сударь?!.. Спору нет - Великий Князь Константин был человеком своеобразным, многие не самые лучшие черты характера перенявшим от отца, вспомним хотя бы неприятно поражающую воображение историю с коллективным насилием над несчастной госпожой Араужо... Но чтобы вот так!.. Кажется, чтение сочинений прославленного русского историографа Карамзина окончательно смешало в маркизовой голове имена, события и временные отрезки - недаром между описаниями Кремля он посвящает целую огромную главу эпохе Ивана Грозного, толкуя её, впрочем, исключительно на свой, привычный нам уже лад и манер.

Я нарочно вставил выше фрагмент из "Русского ковчега" Сокурова. Упокоившийся не так давно великолепный Сергей Дрейден столь удивительно передал самый стиль маркиза, что, право, я так и слышу эти интонации в каждой фразе "Записок": неприкрытая русофобия, мизантропия, тщательно драпируемая постоянно декларируемым "гуманизмом", неприятие всего и вся... Филигранная работа! Ну а мы, тем временем, продолжим прогулки по Москве в компании с записным вралем с его специфическим монохромным зрением.

  • Выйдя из ворот, увенчанных знаменитой мадонной (речь об иконе Иверской Божьей Матери, располагавшейся тогда на Воскресенских воротах - "РРЪ"), на небольшую площадь, видишь бронзовый памятник, изваянный в очень скверном, так называемом псевдоклассическом вкусе. Мне показалось, будто я попал в Лувр, в мастерскую посредственного скульптора времен Империи. Памятник изображает в виде двух римлян Минина и Пожарского, спасителей России, которую они освободили от господства поляков в начале XVII века; нетрудно догадаться, что римская тога — не самый подходящий костюм для подобных героев!.. Нынче эта пара в большой моде. Что предстает взору затем? Чудесный собор Василия Блаженного, вид которого так поразил меня сразу по приезде в Москву, что напрочь лишил покоя. Стиль этого причудливого памятника на удивление несхож с классическими изваяниями освободителей Москвы. Гуляя по этому городу в одиночестве, я еще не имел возможности рассмотреть как следует этот храм в змеиной коже, именуемый Покровским собором. Теперь он был прямо передо мной, но какое разочарование!!. Множество луковиц-куполов, среди которых не найти двух одинаковых, блюдо с фруктами, дельфтская фаянсовая ваза, полная ананасов, в каждый из которых воткнут золотой крест, колоссальная гора кристаллов — все это еще не составляет памятника архитектуры; увиденная с близкого расстояния, церковь эта сильно проигрывает. Как почти все русские храмы, она невелика; бесформенная ее колокольня хороша только издали, а неизъяснимая пестрота скоро наскучивает внимательному наблюдателю; довольно красивая лестница ведет на крыльцо, откуда богомольцы попадают внутрь храма — тесного, жалкого, ничтожного...

Мы, конечно, уже помним из предыдущей части маркизово сравнение собора с "канталупой", присовокупим к нему эпитеты "тесный, жалкий, ничтожный", и получим на выходе очередное доказательство заведомой предвзятости путешественника, которому сколь ни говори "смотри - красиво", он с упрямством говорящего мула всё будет видеть одну только тюрьму да палку. Вот вам ещё пример - несколько смонтажированный мною (просто убран очередной излишний поток маркизова велеречия, впрочем, - такой приём вполне в духе самого де Кюстина, я лишь плачу ему его же франками) пассаж:

  • Я не устаю любоваться общим видом Кремля... Но как выразить изумление, охватившее меня, когда, оказавшись внутри этого волшебного города, я подошел к современному зданию, именуемому Оружейной палатой, и увидел маленький прямоугольный дворец с греческими фронтонами и коринфскими колоннами. Это холодное и пошлое подражание античности, к которому мне следовало бы уже привыкнуть, показалось мне настолько смешным, что я отступил на несколько шагов назад и попросил у своего спутника позволения отложить осмотр кладовой и вначале посетить несколько церквей. С тех пор, как я в России, я видел уже немало самых бессмысленных и безвкусных творений имперских архитекторов, но на сей раз несообразность была столь разительна, что потрясла меня заново...
-3

Ну и получим на десерт маркизов вердикт - и о Кремле, и о Москве в целом, хотя, сдается, он ещё её и не видал вовсе...

  • Эта группа памятников превращает Кремль в изумительнейшую театральную декорацию, однако по отдельности ни одно из зданий, загромождающих русский форум, — как, впрочем, и постройки, что разбросаны по городу, — не заслуживает восхищения. С первого взгляда Москва кажется чудом; для курьера, скачущего галопом мимо ее церквей, монастырей, дворцов и крепостей, которые не отличаются безупречным вкусом, но издали напоминают приют существ сверхъестественных, это — прекраснейший город в мире....

Прибавим от себя: ... но никоим образом - не для просвещенного европейца, мало того, что обладающего изысканнейшим художественным вкусом (я сейчас не о кучерских бородах, разумеется), так ещё и буквально снедаемого изнутри чувствами стыда и негодования за народ и государство, лелеющими собственные рабство и тиранию. Если немного пофантазировать и представить себе, что де Кюстин в поисках прекрасного много позже оказался бы на каких-нибудь экзотических островах и был бы самым злодейским образом там съеден практичными и ничего не смыслящими в гуманизме и торжестве высокохудожественной мысли аборигенами, то возникает перед глазами такая картина... Перед расписным вождём лежит горка некрасивых маркизовых мосолов и стопочка исписанных покойным бумаг. Вождь недоуменно перебирает их и отдает подданным на топку - хорошо горит, да. Как говорила зоринская Маргарита Павловна - "Мастера не мудрствуют". А спустя столетие некий бард написал бы ироничные строки: за что аборигены съели... маркиза? Достойнейший и весьма поучительный финал вышел бы! Жаль, жаль... Потому что вместо этой закономерной драмы мы уже в двадцатый раз должны читать подобные исторические сентенции:

  • При Александре русские сожгли Москву, дабы спасти империю; при Николае Господь сжег дворец в Петербурге, дабы напомнить России о ее призвании, но Николай не внял зову Провидения. Россия все еще ждет!..

Не вам, сударь, точно - не вам делать глубокомысленные выводы о том, что Россия делает и чего она ждёт. Если она и в самом деле чего-то ждёт, то уж наверняка всё свершится не по вашему сценарию - мы тут, знаете ли, сами по себе. Если читателю любопытно поинтересоваться - чем так возмущён наш маркиз, поясню:

  • В Петербурге император сказал мне, когда речь зашла об этих работах, что он желает сделать Москву еще краше: сомнительное намерение, подумал я, — все равно как если бы он захотел приукрасить историю... Император, без сомнения, прочтя на моем лице сожаление и упрек, поспешил удалиться, заверив меня перед уходом, что новый его дворец будет просторнее и удобнее прежнего. В стране, как эта, подобная причина кажется вполне уважительной... Дабы покрыть свое имя славой, императору Николаю следовало бы не влачиться по дороге, проложенной другими, но покинуть петербургский Зимний дворец, ставший жертвой пожара, и навсегда обосноваться в Кремле, ничего здесь не меняя, впоследствии же выстроить для нужд своего двора и для больших празднеств столько дворцов, сколько потребуется, но вне священных кремлевских пределов... А я — неужели, попав в Кремль, стану я свидетелем гибели этого исторического памятника, увижу, как свершается кощунство, и не издам ни единого стона, не взмолюсь во имя истории, искусства и вкуса о спасении старинных зданий, обреченных погибнуть ради того, чтобы на их месте выросли бездарные поделки современных архитекторов! Нет, я буду протестовать, однако не раньше, чем попаду во Францию,

Очередное "восстание пупсиков" в исполнении предусмотрительного маркиза. Как это любезно с вашей стороны, милейший, - столь рьяно печься о сохранении Кремля от посягательств на его азиятскiя красоты человека, имя которого навеки в России связано с понятием "имперский стиль"! Хотя - и мы это уже точно знаем - большое и впрямь видно только с изрядного расстояния. Прямо как Москва, очаровавшая де Кюстина издали и разочаровавшая изнутри.

  • Женщине этой (Екатерина II - "РРЪ"), которая при всем ее уме ничего не смыслила ни в изящных искусствах, ни в поэзии, мало было покрыть всю империю бесформенными памятниками, скопированными с шедевров античности, — стремясь придать Кремлю более правильный вид, она начертала план его перестройки, нынче же ее внук вознамерился привести часть этого чудовищного плана в исполнение; белые гладкие поверхности, прямые линии и прямые углы заменяют извивы и закоулки, рождавшие игру света и тени; террасы, лестницы и перила, ниши и выступы, рождавшие великолепные контрасты и неожиданности, радовавшие взор и погружавшие в мечтательность ум; раскрашенные стены, фасады, облицованные мавританской плиткой, дворцы из дельфтского фаянса, пленявшие воображение, — все обречено на гибель. Разрушат все это, погребут под землей или перекрасят — неважно; главное, что на месте всех этих сокровищ вырастут прекрасные ровные стены с аккуратными квадратными окнами и монументальными широкими дверями...

Давайте всё же попытаемся объективности ради подойти к опасениям радетеля русской архитектуры. О чём идёт речь? О Большом Кремлёвском дворце, закладка которого состоялась в июне 1838 года на месте старого Елизаветинского дворца и Конюшенного двора постройки XVII столетия.

-4

После окончания строительства в 1849 году не все разделили общие восторги по поводу того, что "благодаря Дворцу река приобрела черты парадно оформленной магистрали". Раздавались и иные голоса. К примеру, сожалел об изменении общей картины Кремля и о "ломке памятников" старый москвич Александр Иванович Тургенев, а Достоевский и вовсе называл дворец "сундуком на боку Боровицкого холма". По совести говоря, оба они, а до них - и наш де Кюстин были совершенно правы, а имперский вкус на сей раз Николаю Павловичу... изменил. Оправдаться приходится лишь тем, что после переезда ленинского правительства в Москву какие-то изменения в Кремле всё одно были бы произведены: не на Конюшенном же дворе было бы размещать всю эту многочисленную болбочащую революцьонную братию? А так - уже было вполне себе вместительное помещение. Так что здесь - весьма редкий случай, когда мы принуждены согласиться с нашим страдающим специфической русофобской офтальмией маркизом!

-5

Мы непременно продолжим в мае путешествие по Москве в компании неугомонного маркиза, а в качестве музыкальной виньетки предлагаю насладиться одним из самых популярных танцев николаевской эпохи - полонезом из оперы Глинки "Жизнь за царя", премьера которой состоялась в ноябре 1836 года.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу