Сегодня я расскажу случай из истории конфликтов Англии и России, когда Семён Романович Воронцов, который был в то время министром при посольстве в Лондоне, буквально спас обе страны от войны. Речь пойдёт об Очаковском кризисе 1791 года.
Опасное предприятие против влияния Российской империи в черноморском регионе задумал глава правительства Великобритании граф Уильям Питт Младший. Стоит отметить, что отношения стран к концу 1780-х стали заметно портиться на фоне нейтралитета России по отношению к военным действиям против Великобритании, причём именно в то время, когда последней было это просто необходимо (в войне за независимость США и в англо-французской войне Англия проиграла). А когда возобновилась борьба с турцией в 1787 году, Англия просто захотела отомстить России. К тому времени и ситуация с немцами тоже накалилась до предела, российское общество обвиняло англичан в тайном сговоре со Швецией и Пруссией, а Екатерина II не переставала отправлять гневные письма Воронцову, выражавшие её неудовольствие относительно поведения западных партнёров. Союз Пруссии и Англии был предложен государственным министром (немцем) графом Герцбергом, который желал поставить Россию на место и принудить императрицу вернуть всё "до последней пяди земли, завоеванной от турок".
В свою очередь Семён Романович не думал о серьёзности высказанных англичанами намерений. Но уже в апреле 1790 года русская делегация получила требование заключить мир с турками на продиктованных коалицией условиях. Воронцов был поражён поведением своих коллег из делегации, которые оказались чересчур мягки и пугливы и не смогли твёрдо высказать позицию России и отвергнуть требования, отчего англичане, пруссаки, шведы, а вместе с ними и турки сильно осмелели. Правда, когда тот самый граф Питт уже поручил готовить значительный военный флот, который следовало отправить на помощь османам, Семён Романович решил действовать.
Воронцов отправился к главе правительства графу Питту, дабы прояснить ситуацию относительно сложившегося конфликта. "Он отвечал мне уклончиво и ничего незначащими фразами, как человек, решившийся на меру, которую не может оправдать, при всем своем искусстве в диалектике" - отмечал Воронцов поведение политика. Действительно, война могла стать губительной для обеих сторон, более того, никакой выгоды, кроме политической (и то слабой), данное предприятие не несло. Семён Романович после посещения Питта пошёл к статс-секретарю герцогу Лидскому, которому прямо высказал следующую жёсткую позицию:
Коль скоро министерство настолько ослеплено, что готово настаивать (под предлогом сохранения Очакова для Турции, что для Англии не имеет никакого значения) на продолжении бедственной войны, вредной для обеих сторон, то моя обязанность устранить это зло. Вы, конечно, можете рассчитывать на большинство в обеих палатах; но я настолько уже ознакомился со здешней страной, чтобы знать, что министерство и сам парламент не имеют никакой силы без поддержки графств и независимых собственников, в сущности управляющих страною.
Поэтому я вам объявляю, господин герцог, что я всеми мерами буду стараться, чтоб нация узнала о ваших намерениях, столь противных ее интересам, и я слишком убежден в здравомыслии английского народа, чтоб не надеяться, что громкий голос общественного мнения заставит вас отказаться от несправедливого предприятия.
Герцог был поражён такой смелостью, а Воронцов пошёл ещё дальше. Ему удалось убедить парламентариев всей невыгодностью нарушения отношений с Россией, с чем те, безусловно, согласились. Ведь, по сути, Россия в Османии ничьих интересов, кроме турецких, конечно, не затрагивала.
Проделанная Воронцовым работа изумила графа Питта, когда он увидел на голосовании в парламенте, что число голосов за его предприятие рискует потерять большинство. И решил прекратить задуманное им дело. Посол с враждебной нотой, отправленный в Петербург, был остановлен в Берлине, после чего опасность миновала. А в 1793 году Воронцову даже удалось возобновить торговый договор с Англией, укрепив отношения двух стран.
Благодаря блестящей деятельности Семёна Романовича Россия смогла диктовать условия мирного договора в Яссах в 1792 году, по результатам которого к нашей территории окончательно присоединялся Крым (то есть признавался всеми нашей территорией, вошёл в состав России он раньше - в 1783), крепость Очаков, а также берег Чёрного моря между Бугом и Днестром, тем самым закрепившись в регионе и стабилизировав южную границу. Семён Романович за свой неоценимый вклад в политическую победу России в войне с Турцией был награждён орденом Св. Владимира первой степени и прибавлением 6000 рублей к жалованию. А ведь без него мы могли потерять не только Крым, но и весь Черноморский флот.