Сухонький старичок, крепко держа руль «уазика», ехал по старому Можайску. Посмотрев вперёд ясными голубыми глазами, произнёс: «Не надо было трогать город. Были свои дома, свои сады. Хорошо было, как в деревне. Всё поломали... Ни к чему».
Март 2008г.
Уездный город начала XX века
Из книги “Можайский уезд” 1925 года мы узнаем, что по переписи 1897 года в Можайске проживало 4840 человек.
Основной городской посад заключен в кольце овражных пойм речек Можайки и Куширки, с юга ограниченных железной дорогой.
Отдельно выделяется район – слобода Карповка, от центрального посада на север за речкой Можайкой до излучины Москвы-реки и Лужецкого монастыря.
В городе кирпичные торговые ряды: красные и белые (оштукатуренные). Две базарные прилегающие к ним площади. Внутренняя площадь с лотками, прудом и пожарной каланчей. Ряды окружает купеческая застройка: магазины со вторыми жилыми этажами.
Помимо центрального торга, торгуют на выезде к Карповке в местечке “Полгоры”, на стыке улиц Большая Афанасьевская (Клементьевская) и Провиантская (название не менялось), особенно в ежегодную ярмарку праздника св. Петра и Павла.
Дома горожан кирпичные, деревянные и кирпично-деревянные в один и два этажа. Застройка квартальная разреженная.
Можайск окружают бывшие городские слободы XVI века: Исавицы, Ильинская, Ченцово, Чертаново, Ямская.
В слободах Ильинская, Чертаново, Ямская есть действующие кладбища. Также действующие кладбища - Успенское-Богородицкое и Петровское, напротив Кремлевской соборной горы; Филимоновское, у слияния речек Можайки и Филимоновки; кладбище в Лужецком монастыре.
Кафедральный собор города во имя Св. Николая на Николаевской горе, при нем древняя перестроенная церковь Петра и Павла. В ночь на Пасху, в 24 часа, кафедральный собор первый изливает 5-ти тонным колоколом и другими праздничный церковный набат. Уже ему вторят колокольни городских храмов Св. Троицы, Св. Иоакима и Анны, Ахтырской Божьей Матери, Вознесения, Пр. Ильи, колокольни Лужецкого монастыря. Городской набат подхватывали все сельские храмы. Известно: в церкви Преп. Сергия села Ельня, в 20-ти километрах от Можайска, прихожане прислушивались в ночной тиши к началу пасхального звона Николаевского собора, что бы после этого начать свой крестный ход.
Можаитяне ежегодно совершали крестные ходы вокруг города.
Есть часовни:
- под Николаевской горой памяти событий 1812 года;
- на самой Николаевской горе у Святого озера с резной иконой Николая чудотворца письма Ивана Лаврентьевича Горохова;
- при церкви Св. Троицы, также памяти событий 1812 года.
В городе много садов: из них выделяется частный сад Андреева Григория Алексеевича на юго-восточном краю города у истоков речки Куширки, с плодовыми деревьями, посаженые ели и сосны.
Большой красивый сад с прудом за Лужецким монастырем - дело рук монастырской братии.
Кремлевский холм не имеет насаждений, но за алтарем церкви Св. Петра и Павла, где древнее кладбище, есть небольшой березняк.
В городе много прудов, колодцев, источников, речек.
Главные улицы в центральном посаде и территория торга выложены удобными булыжными мостовыми: 1-я Московская (Дворянская), 1-я, 2-я Никольская (Бородинская), Большая Афанасьевская (2-Московская - Красных партизан), Богоявленская (Коммунистическая), Большая Афанасьевская (Клементьевская).
За городом есть выпасы для 3-х стад коров: на юго-запад от Кремля за кладбищем Богородицким, на севере в пойме Москвы-реки за Филимоновским кладбищем, на восток от города у Чертановой слободы.
В книге Н. Виноградова ”О древней резной чудотворной иконе Святителя Христова Николая”, отмечаем, что город по духу мирный: еретиков и сектантов в округе нет.
В 1868 году в городе и уезде была построена железная дорога. В 2-х километрах от центра города находятся кирпичные вокзал, депо, гостиница, аптека и целый комплекс вспомогательных зданий. Напротив вокзала через железнодорожные пути - добротный клуб железнодорожников (В 1941 году разбомблен фашистской авиацией). От водокачки на Москве-реке подают воду для паровозов по трубопроводу (“трубочка” местное наречие) с помощью двух водонапорных башен. От вокзала в Можайск с южной стороны от железнодорожного полотна вела хорошая дорога, которая была основной трассой сообщения, от станции она спускалась с горы и упиралась в Верейскую дорогу, повернув направо под железнодорожный “чугунный” мост, путник попадал в город. Через поле, где сейчас послевоенная застройка, находились болота Куширки по которым не ходили.
В 1907 году при станции (в железнодорожном городке) построили кирпичное училище для мальчиков, которое после революции стало школой, потом пунктом ликвидации безграмотности, где позднее был создан первый пионерский отряд. Так же до революции, в городе при торге у 2-ой базарной площади построено реальное училище для мальчиков и отдельно для девочек из двух отдельных зданий (бывшая средняя школа №5), рядом в отдельном третьем подобном здании устроен городской музей (дом Пионеров). В 1914 году на улице Московской открыли школу (теперь средняя школа №1) с уклоном в классическое образование.
Градообразующий крест - Жемчужина Можайска
Жемчужиной градостроительного замысла XVIII-XIX веков Можайска являлось крестообразное расположение храмов вокруг торга. Вышеназванный торг с недостроенным по периметру квадратом торговых зданий-рядов находился в перекрестии трактов Москвы и Петербурга.
К концу XIX в, доминирующие по высотности храмовые образы, стоящие по сторонам света от торга, видимым присутствием освящали действия, происходящие в торговой жизни города. Торг находился в центре креста, образуемого храмами. Любую сторону торга освящал видимый храмовый образ:
- на восток, по улице Дворянской (Московской) - церковь Троицы небесно-голубого цвета с белой разделкой;
- на юге, по улице Вознесенской (Володарского) - церковь Вознесения цвета желтой охры с белой разделкой;
- на запад к крепостному спуску – Кремлевский ансамбль: Николаевский собор и церковь Св. Петра и Павла темно-кирпичного цвета с белой разделкой;
- на севере по улице Якиманской (Перовской) - церковь Св. Иоакима и Анны, оштукатуренная, цвета охры (английской) красной, с белой разделкой.
Каждый из названных храмов по сторонам света был ориентиром при подъезде к городу.
Высота купеческой застройки была подчинена высотам церквей и позволяла изнутри и на подъезде видеть все храмы, расположенные по сторонам торга. Застройка являлась визуальным церковным подчинением, где одноэтажные торговые ряды были окружены торгово-жилым купеческим каре двухэтажных зданий. На первом этаже располагались магазины. Отдельные подъезды между ними по лестницам вели на второй этаж, где жили хозяева магазинов и их семьи. Можайские купцы, имеющие торговые отношения с Азией, Европой и Америкой могли позволить себе строить более высотные здания. Но, почитая церковный образ окружающих храмов, не позволяли менять высотность обывательских строений.
Можайские городские храмы в начале века своим крестообразным положением осеняли торговый комплекс и действие происходящие, на нем. На южной базарной площади совершались народные моления со священством перед храмом Святой Живоначальной Троицы, поэтому ее первый ярус западного фасада колокольни был предназначен для расположения иконы. Входы через колокольню в храм осуществлялись с южной и северной сторон.
Малый приречный ансамбль - Трёхлучевой северный въезд.
Недалеко от моста через Москву-реку, при въезде в городскую “Карповскую” слободу путника встречал интересный перекресток из трех дорог. Каждая изнутри перекрестка ориентирована на церковный образ:
- первый ориентир - улица Большая Кожевенная (название не менялось) - есть парадный проектный Петербургский въезд. Из-за не доведенных до конца инженерных работ через реку Можайку, в своем назначение не использован. Он указывал на храм Св. Иоакима и Анны, с церковью Ахтырской Божьей Матери;
- второй ориентир в начале XX-го века проходит вдоль реки - древняя Звенигородская дорога, она указывала на церковный ансамбль Лужецкого монастыря. Выше по рельефу существовал объезд по улице Монастырской, недосягаемый весенним половодьем указывал на Рождественский собор Пресвятой Богородицы Лужецкого монастыря, ныне улица народного художника СССР С.В. Герасимова, где его потомственный дом и мастерская - дача. Улица восстановлена в послевоенные годы с его помощью;
- третий ориентир улочка - съезд с Большой Кожевенной поворачивал в право к деревянному мосту (его останки пеньков еще заметны) и указывал на церковь Ильи Пророка за Москвой-рекой.
Названные храмы извне также являлись ориентирами при подъезде к городу по Петербургскому тракту и Звенигородской дороге, напоминая о древнем устое - движении человека к храму.
Застройка городских зданий подчеркивала их доминирование и не превышала одного этажа. Исключение составлял дом купца Максима Хлебникова, стоящий по улице Клементьевской (ранее Набережной) при плотине старинного кожевенного производства недалеко от впадения речки Филимоновки в Можайку. Высота двухэтажного дома не была заметной из-за значительного понижения рельефа в обозначенном районе и по высотному объему не соперничала с находящейся на противоположном берегу р. Москвы церковью Ильи Пророка.
Эта развилка дорог и теперь украшает северный въезд в город через перекрестье улиц Большой Кожевенной и Герасимова (Монастырская).
Гостиничные дома в осях церковных ориентиров.
В 1912 году можаитяне ожидали приезда Государя Императора Николая II с семейством к празднованию столетия Бородинского сражения. О том, что Царь был в Можайске, сведений не имеется. Из устных преданий до нас дошло, что к его приезду готовились. К времени этого события был отстроен особняк купцом Дисаном Алексеевичем Хлебниковым (- А-) в мотиве стиля модерн по улице 2-ой Московской (Красных Партизан, дом 17). Этот дом предназначался для приема царской семьи.
Известен еще один дом гостевого назначения, связанный с именем графа Уварова, или он был владельцем дома, или попечитель (-Б-). Дом выстроен в первой половине XIX-го века в стиле купеческой архитектуры на улице Большая Афанасьевская (Клементьевская, дом 12).
В книге А.Н. Величкова “Город Можайск, его святыня и окрестности” упомянуто, что в 1837 году 22 июля на богомолье в Николаевском соборе был будущий Государь Император Александр II. Возможно, он мог останавливаться в нем.
Оба дома, расположенные по одной оси Петербургского тракта, почти равноудалены от находящейся на нем церкви Св. Троицы, делящей его на две вышеназванные улицы: 2-я Московская, так как вела к станции Можайск к Москве, и улица Большая Афанасьевская. Оба дома поставлены в осях храмов. Первый, дом Хлебникова, расположен напротив Вознесенской церкви. Второй дом - гостиная города, по "слухам" Уварова, расположен напротив церкви Св. Петра и Павла и Николаевского собора. При подъезде к этим домам с разных сторон в ориентации север - юг открывался вид на церковь Св. Троицы.
Заботясь о приезде высокого чина, городская власть не только подготовила красивое и удобное жилье, но и удачно разместила его в застройке среди церковных ориентиров. Здания, предназначенные для высоко царственных особ, остаются знаком памяти и местом народного почитания.
В городе до революции проживает добротное купечество, дворяне, мещане. По духу православный. Попечителем мирного благоустройства можайского бытия являлась проживающая в Поречье графиня П.С. Уварова. Известны творческие люди Можайска: художники И.Л. Горохов, С.В. Герасимов, краеведы Н.И. Стеклянников-Власьев, В.И. Горохов, писатель Б. Пильняк-Вогау, зодчий С.И. Гудков. Особое уважение у гостей и горожан вызывает Можайский театр.