Найти в Дзене

Мрак, жуть и последний снег в Швеции

Оглавление

"Последний снег", Стина Джексон (Швеция, США)

Жанр: психологический детектив, криминал

-2

Швеция - вымирающая страна?

У них же не было наших 90х, или у них так всегда? Не первую книгу скандинавского автора читаю, впечатление всегда примерно такое. Или может быть это такой чернушный жанр? Думаю, что скорее всего жанр. Ну очень жёсткий.

-3

Курение и наркотики

Такое ощущение, что в Швеции все поголовно и всё время курят, особенно в книгах Стины Джексон. В ее другом романе, "Серебряная дорога" главный герой не выпускал сигареты из рук. У меня даже возникло ощущение, что он прокурил весь мой дом, пока я читала книгу.

А в этой книге все поголовно курят косяки. У братьев Лиама и Габриэля Лилья в заброшенном на отшибе доме находится ферма или, как они любили говорить, плантация по выращиванию травки, которую они регулярно продают, у них такой стабильный бизнес.

-4

Случайный водитель держит снюс под губой, потому что он за рулём и не может выпить. Этот же снюс кладёт под губу его попутчица вместо сигареты.

"Он уже успокоился. Зажёг сигарету, затянулся и зашёлся хриплым кашлем. Химия таблеток начала проникать в кровь, мысли замедлились. У Лиама нашлись силы завести машину."

Пьют здесь, в основном, крепкий, ядрёный самогон. А что вы хотите, деревня. Наверное, греются.

Жадность и накопительство

Ещё один порок, мощно представленный в этой книге, это - скупердяйство.

Видар - как оказалось, очень богатый человек, скупивший почти все земли в округе, в списке самых богатых людей в стране, вынуждал свою дочь колоть дрова. Бензопила сломалась, тратиться на новую или на ремонт он не хотел, на всём экономил. Сам ходил как бомж, в одних и тех же дырявых штанах, и его дочь и внук тоже не могли себе ничего позволить, хотя бы купить себе добротную тёплую одежду. И ради чего такая жёсткая экономия, непонятно.

Колоть дрова для женщины - очень непросто!
Колоть дрова для женщины - очень непросто!

"Там царь-Кощей над златом чахнет..." - что-то типа этого.

Никого не подпускал к своему богатству, жил затворником, да и сам тоже не пользовался. Вот такое психическое заболевание.

"Одиночество у нас в крови, - говорил он, когда зима заваливала снегом деревню, и всё погружалось в молчание. - Мы как волки". Он никогда не объяснял, почему соседей надо сторониться, и Лив просто привыкла к этому.

Да, детям приходится привыкать. У них главная задача - выжить.

Насилие в семье

Что может быть ужаснее? Дом - это наша крепость, где мы отдыхаем, где мы должны быть в безопасности. А тут что?

Габриэлю поручалась зажигалка. Прикрыв рукой пламя, брат подносил её к сигарете, зажатой в губах отца. Лиам отвечал за пепельницу. Ему нужно было удерживать её на своей худой мальчишеской груди между рёбрами, и при каждом дуновении ветра в открытое окно пепел летел ему в глаза.

Что ни семья, то с какими-то отклонениями. Чего им не хватает то, чтобы нормально жить?

Рубашку он получил в подарок на Рождество от матери несколько лет назад, когда она ещё не тратила все деньги на собачий корм и лекарства от глистов.

Когда люди переходят на заботу о животных, забывая о родных и близких? Ну точно не от сладкой жизни.

Габриэль бросился на неё, но она увернулась. Он успел только схватить прядь волос. Юханна завопила, вырвалась и, вернувшись на диван, прикрылась одеялом.
- Лиам пришёл по делу. И я не хочу, чтобы тебя было слышно или видно, поняла? Лежи и не дыши.

Это что такое в Швеции творится? Я в шоке. Это такой шведский саспенс?

Деревня находится практически в лесу, с елями, топями, болотами, морошкой. Часто действие происходит именно там.
Деревня находится практически в лесу, с елями, топями, болотами, морошкой. Часто действие происходит именно там.

Социальная драма

Возможно, это и детектив, но для меня в гораздо большей степени это социальная драма. И убийство происходит именно по этой причине. И мне непонятно, автор специально нагнала столько чернухи, чтобы оправдать убийство, или у них такой образ жизни в порядке вещей?

Поверьте, в книге нет ни одной страницы без насилия или страдания. Вылезаешь оттуда как из чистилища каждый раз и радуешься своей такой спокойной и комфортной жизни.

Естественно, тянет обратно, так как не даёт покоя несчастная судьба героев, хочется для них лучшей доли. Но читала дозированно, по чуть-чуть, мне сложно читать такие душераздирающие вещи.

Я прочитала несколько скандинавских детективов разных авторов, и все они довольно схожи. Везде присутствует какой-то холод, наверное, это национальная черта. Холод в отношениях, холод в сердце, холодные взгляды, холодные дома. Как там вообще люди живут? Смотришь на всё это безобразие как бы со стороны и думаешь: Слава Богу, у меня всё хорошо!

Стина Джексон

Стина Джексон родилась в 1983 году, в Шеллефтео, Швеция, вышла замуж за американца Роберта Джексона и поселилась в Денвере, штат Колорадо.  Уже в Америке написала свой дебютный роман "Серебряная дорога".
Стина Джексон родилась в 1983 году, в Шеллефтео, Швеция, вышла замуж за американца Роберта Джексона и поселилась в Денвере, штат Колорадо. Уже в Америке написала свой дебютный роман "Серебряная дорога".

Стина Джексон - очень брутальная женщина, не могу другого слова подобрать . Красивая и брутальная. Потому что не может обычная женщина такое написать. Возможно, что она сама прошла через что-то подобное.

Очень мало "попало в кадр" обычных нормальных людей. Например, Ниила, хозяин заправки, который обо всех несчастных заботится. Хассан - полицейский, который расследует это убийство и ведёт себя адекватно. В основном же, все персонажи проблемные, из так называемой группы риска.

Трагедия нескольких поколений

Когда я читала про их житьё-бытьё, то даже не подозревала, что меня ждёт впереди. Это всё ещё цветочки были. Всю трагичность ситуации автор показывает только в самом конце, это не просто убийство.

Постепенно начинаешь осознавать всю глубину этой трагедии, как она тянулась из поколения в поколение, и насколько были беспомощны люди в ней. Какой-то клубок трагичных жизненных судеб, крепко связанных между собой.

Видар, его жена Кристина, их дочь Лив, и сын Лив, Симон. Кому из них было больнее всего? Трудно сказать.

Есть надежда, что чёрная полоса всё же закончится, и кто-то из них сможет пожить обычной нормальной жизнью.

Последний снег в Одерсмарке растаял, больше Лив его не увидит. Она будет далеко и, надеюсь, никогда не вернётся. А сможет ли она освободиться и стать другой?

Книга навевает мысли о том, что родители держат своих детей в заложниках, не только навязывая им свой образ жизни, но и неосознанно, а может и осознанно передавая им свои страхи и проблемы. А когда дети сопротивляются, давят их физически или морально, ломая им жизнь и судьбу. Трудно выбраться из наезженной колеи, особенно если шоры на глазах.

Дочитывала книгу глубокой ночью, не могла оторваться. Весь сон прошёл.

Спасибо за то, что прочитали эту статью! Буду рада каждой подписке!