Найти в Дзене

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Патриарх узбекской эстрады»

Часть 2

В конце первой части рассказа о Заслуженном артисте Узбекистана Юнусе Шариповиче Тураеве речь шла о том, как в 1961 г. в Областной филармонии украинского города Николаев произошла знаменательная встреча Юнуса Тураева с Народной артисткой СССР Тамарой Ханум, приехавшей туда на гастроли. Прослушав молодого певца она сказала, что скоро в Ташкенте состоится конкурс вокалистов в эстрадный оркестр Узбекистана и он мог бы принять в нем участие, чтобы оказаться «на одной сцене с Батыром Закировым».

-2
Юнус Тураев с артистами Николаевской областной филармонии на Украине, 1959

Услышать слова с пожеланием работать с Батыром Закировым молодому певцу было приятно, но о том, чтобы ехать в Ташкент на конкурс Юнус Тураев тогда серьезно не подумал. Однако его творческая судьба все же сложилась так, что в сентябре того же года, как рассказано раньше, он оказался в Ташкенте, прошел по конкурсу в оркестр и оказался, как и предвещала Тамара Ханум, «на одной сцене» с Батыром Закировым. Так знаменитая артистка оказалась как бы предсказательницей краеугольного события в судьбе Юнуса Тураева, определившего его дальнейший плодотворный творческий путь к статусу маэстро узбекской национальной эстрады.

-3
Весной 1964 г. Тамара Ханум подарила молодому певцу свою фотографию с дарственной надписью, где называет себя его сестрой.

-4
Народная артистка СССР Тамара Ханум в середине 1960-х гг.

Дебют певца в составе эстрадного оркестра Узбекистана состоялся 14 октября 1961 г. в столице советского Азербайджана городе Баку на сцене Государственной филармонии им. Муслима Магомаева, одного из основоположников азербайджанской классической музыки, деда певца Муслима Магомаева. Бакинская филармония была очень авторитетной певческой площадкой. Отсюда, например, началась блестящая творческая карьера эстрадной звезды всесоюзного масштаба Народного артиста СССР Рашида Бейбутова. Его песни «Я встретил девушку» и «Песня первой любви» звучали тогда по всей стране. Здесь выступал Народный артист СССР оперный певец Бюль-Бюль (Мамедов), отец впоследствии известного эстрадного исполнителя Полада Бюльбюль-оглы. Оба мастера вместе с другими известными деятелями культуры были в концертном зале филармонии.

Юнус Тураев пел тогда лирическую «Марiчку» о любви парубка к дивчине, живущей «у зелений бiр» («в зеленом бору»). Украинская песня в исполнении узбекского певца звучала со сцены азербайджанской филармонии и была трогательным примером советского интернационализма. «Марiчка» впоследствии стала персональным хитом Юнуса Тураева.

Юнус Тураев поет незабвенную песню «Марiчка» (муз. Степан Сабадаш, слова Михаил Ткач).

Потом было много других гастрольных поездок, новые аплодисменты, с каждым разом росло число почитателей таланта Юнуса Тураева, очарованных звучанием его мягкого тенора с красивым своеобразным тембром.

Уже в 1964 г. в возрасте 28 лет Юнус Тураев становится Заслуженным артистом Узбекской ССР. Звание дает певцу серьезный импульс в поиске новых творческих идей, предоставляет возможность успешно продемонстрировать его лидерские, общественные качества. В 1967 г. Юнуса Тураева назначают художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Узбекистана, который он возглавляет до 1973 г. Одно время он руководил семейным вокально-инструментальным ансамблем «СТ» («Семья Тураевых»), куда входили трое его детей, а сам он играл на гитаре.

-5
Интернет сохранил для нас запись «Песни о Ташкенте» (1965). На фото исполнители слева направо: Эсон Кандов, Юнус Тураев, и Науфаль Закиров. Автор песни Александр Двоскин – первый дирижер Государственного эстрадного оркестра Узбекистана. Говорят, что долгие годы этот ролик был недоступен зрителям и появился в сети лет пять назад благодаря британским телевизионщикам. В России видео доступно сейчас на компьютерах, каа правило, только через VPN, в мобильных сетях по-разному.

Ссылка на видео здесь: https://www.youtube.com/watch?v=G_U2vG8ngXw&t=2s

В 1969 г. Юнус Тураев поступает в Ташкентскую государственную консерваторию. Тогда там еще не было эстрадного отделения и он становится студентом факультета классического вокала. Его педагог выпускница Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, доцент Л. М. Саибова. Впоследствии Юнус Тураев и сам станет доцентом Ташкентской консерватории. Занятия академическим вокалом Юнус Тураев воспринимал как возможность артистического роста, освоения канонов классического пения, раскрытия себя в новом жанре искусства.

Как солист эстрадного оркестра Юнус Тураев в те годы усердно постигает секреты звукотехники эстрадного искусства на примере песен таких авторов как Шариф Рамазанов, Энмарк Салихов, Хайри Изамов и других композиторов.

-6
Юнус Тураев и семейный ансамбль «СТ», 1978 г.

В дальнейшие годы вплоть до сегодняшних дней творческая биография Юнуса Тураева тесно связана с преподавательской деятельностью. В 1974 г. он возглавляет Отделение академического и эстрадного пения в Ташкентском Государственном музыкальном училище имени Хамзы Хакимзаде Ниязи, старейшем профессиональном музыкальном учебном заведении Узбекистана, образованном в 1924 г. Оно славилось сильной школой академического вокала.

В репертуаре Юнуса Тураева есть и такой эксклюзив, как старинная цыганская народная песня «Лодочка».

В училище имени Хамзы Юнус Тураев работает до 1996 г., а затем переходит в только что открывшийся Эстрадно-цирковой колледж в качестве Заведующего Вокально-инструментальным отделением. Около двадцати лет Юнус Тураев преподавал вокал на эстрадном отделении консерватории, где разработал специальную методику вокальных упражнений для правильной постановки голоса, дыхания, освоения ширины диапазона, владения тембрами.

Автор благодарит за помощь и участие Нодиру Аманову, Юнуса Тураева, Рауфа Кадырова.

Все фотографии из архива Юнуса Тураева, если не указано иное.

Конец второй части. Часть 1. Часть 3