Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

О чем писала «Комсомолка» в этот день 19 января: прорыв блокады Ленинграда, «Советское шампанское» в погребах Антарктиды, рубиновая свадьба к 40-летию Победы и как фильм «Левиафан» прославил рыбацкий поселок

«После семидневных напряженных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда» - пишет «Комсомольская правда» 19 января 1943 года, на следующий день после знаменательного события не только для ленинградцев, но всех жителей страны. С тех пор 18 января отмечено в календаре, как памятная дата. В военной сводке газета сообщает, что прорвать блокаду было нелегко, ведь за время оккупации немцы выстроили вокруг своих позиций настоящую крепость «с разветвленной системой долговременных, бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий». Поэтому заходили сразу и со стороны города Шлиссельбурга, с западного берега Невы и с востока от Ладожского озера. Военный корреспондент «КП» Ник. Маркевич пробивался к городу вместе с войсками Волховского фронта. Когда кольцо удалось прорвать, он передал по телеграфу свой репортаж в номер. Вот несколько ярких моментов наступления. «Земля трясла
Оглавление
   Вместе с «Комсомольской правдой» вспоминаем исторические события, произошедшие 19 января в разные годы
Вместе с «Комсомольской правдой» вспоминаем исторические события, произошедшие 19 января в разные годы

1943-й: «ВОТ, ОН ЛЕНИНГРАД!»

   19 января 1943 года
19 января 1943 года

«После семидневных напряженных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда» - пишет «Комсомольская правда» 19 января 1943 года, на следующий день после знаменательного события не только для ленинградцев, но всех жителей страны. С тех пор 18 января отмечено в календаре, как памятная дата.

В военной сводке газета сообщает, что прорвать блокаду было нелегко, ведь за время оккупации немцы выстроили вокруг своих позиций настоящую крепость «с разветвленной системой долговременных, бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий». Поэтому заходили сразу и со стороны города Шлиссельбурга, с западного берега Невы и с востока от Ладожского озера. Военный корреспондент «КП» Ник. Маркевич пробивался к городу вместе с войсками Волховского фронта. Когда кольцо удалось прорвать, он передал по телеграфу свой репортаж в номер. Вот несколько ярких моментов наступления.

«Земля тряслась и стонала на многие и многие десятки километров от линии фронта. Мощные тяжеловесные снаряды сотнями и тысячами рушились на немецкие укрепления. Артиллерия всех калибров рвала, кромсала, стирала в порошок бетон и сталь. С дотов валились стальные колпаки. В клочья рвались проволочные заграждения. А на переднем крае наших рубежей уже изготавливались к бою тысячи бойцов с автоматами на ремне, в белых маскировочных халатах, на лыжах. Когда пробил час наступления, они устремились вперед сплошной лавиной».

«Немцы держались с исключительным упорством за каждый холмик. Танкистам приходилось трудно. Мешали пересеченная местность, торфяные карьеры, засыпанные снегом, многочисленные противотанковые препятствия, сооруженные немцами. Тогда на помощь танкистам спешили саперы и пехотинцы. Они прокладывали путь, и танки устремлялись вперед к берегам Невы».

«Немцев сжимали словно тисками мощного пресса – слой укреплений становился все тоньше и тоньше. Сейчас, когда дописываю эти строки, на переднем крае уже отчетливо слышится не только орудийная, но пулеметная и даже ружейная стрельба ленинградцев. Встреча с ними наступил с часу на час, и, наверное, весть о прорыве блокады обгонит мою телеграмму».

1964-й: ТЮЛЕНИ И «СОВЕТСКОЕ ШАМПАНСКОЕ»

   19 января 1964 года
19 января 1964 года

С 1963 по 1964 год наш легендарный журналист и фотокорреспондент Василий Песков вместе с бесстрашными советскими полярниками осваивал Антарктиду.

На протяжении всего пребывания на Южном полюсе Василий Михайлович передавал в «Комсомолку» тексты, но его замечательные фотографии оставались непроявленными на пленке и ждали возвращения в редакцию.

19 января 1964 года «Комсомолка» публикует первый фоторепортаж Пескова под заголовком «Близкая Антарктида». Каждый снимок – воспоминание. Пингвины, выстроившиеся в ряд, и отдыхающий тюлень. Довольный повар Вася Кутузов в новогоднюю ночь: «В этот вечер халат его сиял белизной. Он любуется столом, как художник любуется удавшимся полотном. Из снежных погребов он достал бутылки с ярлыками «Советское шампанское». Все исследователи, от механика до начальника экспедиции, дружно откапывающие дома из-под снега в поселке Мирный. Полярники, загорающие на солнце в антарктическое лето: «Мороз – два градуса. Но что это за мороз для людей, проживших год в Антарктиде. Скорей скинуть рубашку и загорать. Это, к сожалению, все, что может подарить людям антарктический «курортный сезон».

В 1965 году Василий Песков собрал все свои воспоминания о путешествии на край Земли в книге под названием «Белые сны». А журналисты «Комсомольской правды» и сегодня ездят в подобные экспедиции. В декабре 2024 года шеф-редактор нашей газеты и ведущий программы «Клуб знаменитых путешественников» Евгений Сазонов стал участником Московской молодежной Антарктической экспедиции. Возглавлял поход школьников и студентов колледжей на Южный полюс знаменитый полярник и путешественник Матвей Шпаро, сын Дмитрия Шпаро, легендарного организатора первого в мире лыжного похода «Комсомольской правды» к Северному полюсу.

1985-й: ВМЕСТЕ ДОШЛИ ДО БЕРЛИНА

   19 января 1985 года
19 января 1985 года

В 1985 году советский народ отмечал 40-летие Великой Победы, с гордостью заглядывая в прошлое, вспоминая предков и их большие и маленькие военные победы. «Комсомольская правда» не стала исключением и в спецрубрике к празднику 19 января опубликовала очерк «Военно-полевой роман». Автор – выдающийся очеркист газеты Инна Павловна Руденко - сама пережила подростком все тяготы войны. В историю нашей газеты она вошла публикациями «с человеческим лицом», привлекая каждым своим очерком внимание читателей к этической стороне событий. После очерка «Женщина» о бесстрашии матери 10 детей, ученом-профессоре из Риги Госкомстат зафиксировал в стране демографический взрыв, неожиданное повышение рождаемости. После нашумевшего очерка «Долг» об одном из инвалидов-ветеранов Афганской войны Политбюро приняло решение об их социальной поддержке. Что можно было такого «человеческого» рассказать о Великой Отечественной спустя 40 лет после ее окончания? Руденко находит такой поворот: как в безумии войны и смерти развернулась поразительная история о жизни и любви.

Молодой, красивый, черноусый лейтенант Александр Пыльцын и худенькая медсестричка-блокадница Рита, мечтавшая стать балериной, встретились случайно в разгар войны, а после того дня поняли, что «не могли уже не встретится». Война на время развела их, но по воле судьбы влюбленные воевали на одном фронте и после долгой переписки и разлуки неожиданно встретились в польской деревушке. Потом сыграли скромную свадьбу в прифронтовом лесу. А на кануне победы Рита узнала, что ее любимый мог погибнуть со своей ротой на подступах к Берлину, и сбежала из госпиталя на передовую, чтобы найти его. Она ползла «под градом непрекращающегося огня, от воронки к воронке и всех, кто попадался ей на пути», спрашивала о Саше. Рита «перевязывала, и ползла, и спрашивала, и перевязывала, и искала, и спрашивала, и, наконец, услышала: «Высокий, красивый, с черными усами? Увезли в медсанбат. Только вряд ли успеешь - он тяжело ранен в голову». Но она успела. «Тогда она побежала, встав во весь рост, к машине, в которую собирали раненых». Места не хватало, но «она вцепилась в борт

машины своими тонкими руками бывшей ученицы балетной студии, худенькими руками блокадной ленинградской девочки, сильными руками любви.

И провисела так три длинных километра. На этих руках она выносила для него с поля боя не только себя - их будущего сына, который уже несколько месяцев жил в ней, чтобы родиться вскоре после Победы, и того дня, когда они расписались на рейхстаге «Александр и Маргарита Пыльцыны»

Когда наш журналист беседовала с Пыльцыными, их браку стукнуло 40 лет. «Мы с Сашей любим, чтоб была «свобода маневра», так он выражается. Мы и сейчас легки на подъем - походы, рюкзаки, палатки. Вечерами любим сидеть у костра, смотреть на огонь. Сашины стихи, письма детей, первые каракули внуков, переписка с незнакомыми людьми, весточки от фронтовых друзей - драгоценное достояние», - с теплотой рассказывает Маргарита.

А Александр, вспоминая войну, завершает: «Когда человек что-то любит, тогда он сможет и ненавидеть. Мы умели любить так же сильно, как ненавидеть, потому и победили»

2015-й: КУДА ИСЧЕЗ БУТАФОРСКИЙ ЛЕВИАФАН?

   19 января 2015 года
19 января 2015 года

Фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева 2014 года стал настоящим событием. В 2015 году картина уверенно прошлась по главным кинофестивалям мира и стала первым российским фильмом, получившим премию «Золотой глобус». Снимали нашумевшую ленту в маленьком поселке Териберка Мурманской области, который на экране превратился в город Прибрежный. Журналисты «КП» – Мурманск» побывали на месте съемок и сравнили реальную Териберку с ее киновоплощением.

Оказалось, что про главный символ фильма – гигантский скелет Левиафана – местные жители и не слышали. Его соорудили специально для съемок. Туристы же, «прослышав о диковинке и думая, что скелет кита настоящий, еще летом ринулись в бухту губы Орловка за суперселфи. И на форумах раскричались: скелет пропал!» О судьбе остова морского чудовища журналистам рассказала мэр Териберки Татьяна Трубилина: «Мы были бы рады, если бы что-то из декораций осталось. Но скелет увезли, дом (главного героя фильма – Авт.) разрушили, а церковь просто не выдержала нашего ветра».

Глава поселка сначала отказывалась принимать у себя журналистов со словами: «Одни гадости снимают, другие гадости пишут!», и дала понять, что фильм принес Териберке дурную славу.

«- А вам фильм совсем-совсем не понравился?

- Ох, девчата, - вздыхает глава Териберки как-то тяжело. - Я ж его и не смотрела. - Зачем же вы его везде ругаете?

- Да вы почитайте, что про него пишут, как там нас изобразили: власть продажная, мужики пьют днем и ночью! А у нас много хорошего. Котельную выкупили, водозабор. У нас тихо, хорошо».

Волнения мэра о репутации поселка, однако, были напрасными. Потому что именно благодаря «Левиафану» скалистые утесы и суровые пейзажи Териберки привлекли толпы туристов со всего мира, а в умирающем до этого поселке начали вырастать новые гостиницы и рестораны.

Автор: Людмила СЕМИНА

Автор: Ирина БОРИСЕНКО