Найти в Дзене
Sunny Blues

Гитарный рифф «LED ZEPPELIN», который Джон Пол Джонс написал в поезде

Оглавление

Один из лучших гитарных риффов LED ZEР был написан их басистом Джоном Пол Джонсом в поезде по дороге домой

У LED ZEPPELIN бесчисленное множество совершенно невероятных гитарных риффов. Достаточно вспомнить вступление Whole Lotta Love или When the Levee Breaks, в которых Джимми Пейдж до сих пор поражает слушателей.

Но помимо собственной гитарной работы Пейджа в группе, ему посодействовал и бас-гитарист Джон Пол Джонс, который написал один из самых знаковых гитарных риффов LED ZEPPELIN во время поездки в поезде.

Джон Пол Джонс написал гитарный рифф для песни Black Dog LED ZEPPELIN в поезде

Заводной гитарный рифф Black Dog, перекликающийся с голосом Планта, в немалой поспособствовал тому, что трек стал одним из самых любимых у поклонников группы. Эта одна из самых исполняемых на концертах и популярных на радио песен LED ZEPPELIN добралась до 15-го места в американском чарте Billboard Hot 100. Отдадим должное гитарному мастерству Пейджа, но часть заслуги принадлежит Джонсу, который рассказал в интервью, как он написал рифф, когда ехал домой с репетиции LED ZEPPELIN.

Многолетний опыт работы сессионным басистом и аранжировщиком стал определяющим при приглашении Джона Пол Джонса в ритм-энд-блюзовую супергруппу LED ZEPPELIN, созданную в 1968 году гитаристом Джимми Пейджем, вокалистом Робертом Плантом и барабанщиком Джоном Бонэмом.

Хотя по большей части Джонс как автор песен оставался в тени, но однажды он написал настоящую классику для своей новой группы, это произошло, когда он ехал домой на поезде.

«Я написал Black Dog в поезде», - рассказал Джонс в феврале 2023 года. «Мой отец научил меня, как записать ноты, не имея под рукой специальной нотной бумаги - с помощью цифр и значков длительностей нот, и я записал этот рифф на обратной стороне билета на поезд, когда возвращался с репетиции в доме Джимми Пейджа».

Как и их более ранняя Good Times, Bad Times, Black Dog предлагает фирменный грув ритм-секции LED ZEP. «Изначально все было в размере 3/16», - сказал Джонс: «Но никто не смог сыграть».

Бонэму, в частности, пришлось управляться с меняющимся ритмом песни. «Я сказал Бонзо, что постоянно он должен играть четыре доли в такте. Затем 5/8, и возвращение в основной ритм».

Тема вопрос-ответ - это то, с чего начинался блюз, но в данном случае, по словам биографа Дэйва Льюиса, группу подтолкнул к этой идее хит FLEETWOOD MAC 1969 года Oh Well.

Джонс рассказал об еще одном источнике вдохновения. «В тот день я слушал Мадди Уотерса. В поезде мне вспомнился его шаффловый блюз с риффом, который никогда не заканчивался, и я захотел повторить эту идею. Как только вы думаете, что рифф вот-вот закончится, он начинается заново уже в другом месте».

Играя в LED ZEPPELIN, Джонс часто дублировал гитарные риффы на басу. Это усиливало звучание, и ему это нравилось. «Думаю, правильное решение - всегда поддерживать гитару. Иногда можно специально играть очень мало нот, и это может подчеркнуть то, что делает гитара. Или можно повторить гитару, таким образом нарастив интенсивность. В Black Dog я оставил много пространства, и Пейдж мог спокойно там играть. Надо всегда смотреть на всю картину».

В то время Джонс в основном играл на бас-гитаре пальцами, хотя мог и очень технично играть медиатором. «Я всегда предпочитаю играть пальцами, но в эпоху сессий мне часто приходилось играть медиатором, так что я привык к этому. Я могу сыграть Black Dog и пальцами, но с медиатором песня звучит лучше. Это дает другую фразировку и более звонкий звук. Я не видел никаких причин не менять способ игры, если того требовала ситуация».

Читать также: