Уважаемый читатель, сегодня я хочу поговорить об уровнях исследования психологических проблем в глубинной психотерапии. К юнгианцам часто возникают претензии, что, мол, слишком всё долго и дорого.
Кроме того, иногда складывается впечатление, что юнгианство идёт только в глубины, а поверхность не регулируется. На самом деле, многие юнгианцы хорошо знакомы с другими методами психотерапии, такие как КПТ, и включают их в свою работу. Вообще, многие из нас стремятся тому, чтобы наша глубинная терапия уменьшалась в сроках и становилась всё более и более эффективной. Кто-то из нас дополнительно изучает ACT, кто-то IFS, кто-то гипноз, кто-то EMDR и т.д. и т.п. Задача: не теряя глубины, использовать современные разработки в терапии, но только там, где это действительно оправданно и применимо. Сам тренд, меня лично, радует 😊.
Итак, уровни проработки, которые помогают построить устойчивое к штормам здание психики:
- Когнитивный уровень. Конечно, когда наш клиент приходит со своей проблемой, то мы не бежим сразу в архетипы. Проблема исследуется. При исследовании обязательно идёт работа на когнитивном уровне. То есть, здесь подключается всё тоже КПТ. Исследуются убеждения, автоматические мысли, я-концепция в приложении к проблеме. Ну а как без этого? Неужели мы оставим клиента с позицией «меня все не любят». Конечно, нет. Уровень сознания прорабатывается в обязательном порядке. Другой момент, что это происходит более мягко, в процессе бесед с терапевтом. Сознанию даётся время на то, чтобы обработать новую информацию, перестроить стандартные механизмы мышления на новые, более конструктивные. В длительной терапии это время есть. Есть возможность возвращаться к паттернам мышления в различных жизненных ситуациях. Чтобы была достаточная выборка таких ситуаций, нужно время. И, конечно, мы здесь никуда не уйдём от экспозиций. Но они происходят сами по себе, просто потому что жизнь идёт, а не стоит на месте. За время терапии с клиентом происходит что-то схожее и у него есть возможность отследить свои эмоциональные реакции и действия, обсудить это с терапевтом, ещё раз возвращаясь к тому, что могло обсуждаться несколько месяцев назад. Я здесь не говорю о клиентах с фобиями, которым предписываются экспозиционного характера эксперименты. В основном, сама жизнь предоставляет естественные условия для проверки эффективности нового метода действий или мышления. Это просто более бережно, особенно в условиях сегодняшнего и так быстрого ритма жизни. Мы не перегружаем человека, не заставляем его бежать стометровку (конечно, если его объективные обстоятельства не предполагают необходимости внесения изменений в оперативном режиме).
- Каузальный уровень. Речь идёт о психодинамике в контексте прошлого клиента. В основном, наши проблемы не сваливаются нам на голову как кирпич. Кирпичи бывают. Например, травма свидетеля такого формата: шёл клиент днём по Кутузовскому проспекту со своим приятелем, всё у него было в абсолютном порядке (дома, на работе, с друзьями), и вдруг он видит, что некая группа товарищей грабит магазин. После чего он стал бояться ходить по Кутузнику. Всё, больше ничего. Тогда: ДПДГ в помощь и гуляйте, дорогой клиент, по жизни дальше. Однако, чаще ситуация иная. Может быть травматичная ситуация, кадр, типа «милый ударил кирпичиком по мизинчику и..». Толку от ДПДГ? Ноль. Просто потому, что мы видим клубок, который надо распутывать. И мы пойдём не только в этот травматичный кадр, но и в предпосылки, в отношения, в то, как человек попал в эти отношения. Мы пойдём в то, что было в первичной семье самого клиента. Далее мы пойдём в трансгенерационные сценарии, в послания рода. То есть кадр с мизинчиком, с вероятностью 99%, имеет предпосылки. И мы будем с клиентом внимательно изучать причинно-следственные связи. Можно этот уровень проработки назвать психоаналитическим. Да, да, про маму тоже поговорим 😊.
- Телеологический уровень. Здесь мы будем смотреть на то, как возникшая проблема служит изменению человека к лучшему, как она способствует личностному росту. Юнг много ратовал именно за такой подход к испытаниям. Обратите внимание на то, что здесь мы будем противостоять христианской концепции «наказания за грехи», будем выводить клиента из этой деструктивной парадигмы. Мы будем идти в рамках концепции Юнга (и не только, это вообще принято во многих духовных концепциях) «испытание служит трансформации». С клиентом мы будем искать, к какой трансформации подталкивает нас возникшая проблема. Трансформационный подход позволяет человеку меняться на более глубоких уровнях. Ну и действительно, пока в жизни сплошное баунти, смысла и мотивации развиваться ноль. Клевки жареных петухов весьма способствуют нашему личностному развитию. Здесь я хотела бы отметить лишь один, но, на мой взгляд, очень важный аспект, которому часто обучают нас жизненные (особенно, повторяющиеся) проблемы. Речь идёт об опоре на себя, конкретнее об обретении внутреннего опорного центра. Телеологический уровень позволяет зачастую увидеть, что проблема ведёт и к этому тоже.
- Субличностный уровень. Здесь мы смотрим и комплексы как субличности, и сами архетипические образы, их участие в проблеме. Я беру шире, нежели просто архетипы, потому что в психике ими всё не ограничивается. Соответственно, смотрим, кто задействован, что в этом конструктивного, что деструктивного. Дифференцируем (выделяем) задействованные структуры, смотрим их актуальность (когда речь идёт о комплексе, то это обычно про внутреннюю структуру, которая образовалась в ответ на тяжёлую ситуацию в качестве защиты, соответственно, с течением времени она может утратить свою актуальность, но продолжать действовать – с этим нужно работать). Работа не на одну сессию и не на две. И, конечно, здесь мы начинаем работу по констелляции Самости, отделению Эго от Персоны. Здесь же работа с тем, с чем у большинства из нас проблемы, – внутренним ребёнком. Ну и так далее, огромный пласт работы, который, в первую очередь, высвобождает много психической энергии для жизни (подробнее я писала о психической энергии я писала в этой статье). И, конечно, именно этот уровень про внутреннюю гармонию.
Итак, я рассмотрела те уровни, на которых глубинная психотерапия прорабатывает проблему. И никогда не стоит забывать об инертности психики. Один мой коллега в шутку говорил: повторение – мать заикания. Забавно. Но однократно объяснить себе, что ты не пыль земная недостаточно. Новые паттерны мышления, действий, как и озарения должны провалиться в психику и прижиться там. Не говоря о том, что рождающееся в терапии что-то новое (иногда как смысловое отражение конфликтов) должно тоже найти себе место. Поэтому да, глубинная терапия – это, возьмём 2 эпитета Артемия Лебедева, долго и дорого. На третий, если Вы помните полностью слоган его студии, я не решаюсь из культурных соображений 😊. Но да, долго, дорого, качественно (выкрутилась 😊), так и есть. И да, не каждый может себе её позволить. Но с этим ничего не поделаешь: хочешь надёжный устойчивый дом, строй из дорогостоящего кирпича, строишь из фанеры, не жди, что он выстоит в очередной шторм. Такова жизнь.
Я желаю Вам качественной заботы о своей психике!
Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/